Выходной день. В Березово оживление, у магазинов толпится народ. Вчера еще пронесся слух, что сегодня будут «давать» мануфактуру и обувь. С раннего утра у магазина сельпо «РУМА» начались беспорядки — давка, шум, слышатся проклятия по адресу правления сельпо. Искусственная очередь здесь создалась не случайно. Правление райпотребсоюза (а не сельпо) в дверях магазина поставило двух «контролеров», на обязанности которых ложилось — у всех покупателей проверять членские паевые книжки…
— Куда прешь! Есть книжка? — Грубо одергивают одну из покупательниц «контролеры».
— Есть, пожалуйста — отвечает она.
— А почему здесь написано Иванов Сергей Иванович, разве ты можешь быть Ивановым?
— Иванов мой отец, он болен, об этом знают все, и же здешняя…
— Идите домой гражданка! Вы нам очки не вотрете! — И книжка опускается в карман «контролера»…
У дверей снова повторяются не менее возмутительные сцены.
— Куда! Куда! Давай книжку! — Покупатель безмолвно подает книжку. -Ишь ты какой хитрец! Заплатил 75 процентов пая и хочет купить товару. Нет, голубчик, это тебе не пройдет…
И книжка так же оказалась в кармане «контролера».
— Товарищ! Я недавно вступил… Полагается…
— Пошел вон, не мешай! — Так продолжалось издевательство несколько часов.
Во главе «гвардии ретивых контролеров» стоял «мастер» торгового дела — заместитель председателя райпотребсоюза Д. Коваленко, которому пришли в голову эти «идеи» нового метода торговли в Березово. В это же время рядом, в магазине рыбпродснаба, покупатели спокойно, без всяких препятствий брали что нужно из товаров и весело возвращались домой с покупками.
Раймаг. После ремонта он выглядит празднично. 12 часов дня, а магазин еще не открыт (по расписанию торговля в магазине должна начинаться с 11 часов дня). Покупателей собралось много, некоторые из них заняли очередь с 8-9 часов утра. Здесь также слышится ропот недовольства покупателей. В самом деле — почему не открывается магазин? Часовая стрелка приближается к 2 часам. Покупатели уже потеряли всякое терпение и хотели расходиться, как вдруг появился директор раймага Новоселов. Водворилась гробовая тишина. Новоселов обвел грозным оком толпу покупателей и изрек:
— Если вы, такие сякие, не встанете как следует в очередь и не будете соблюдать порядок — магазин не откроем. Понятно!?
— Понятно, Алексей Дмитриевич (так звали Новоселова). Мы все сделаем, только откройте скорей магазин.
— Ну вот, становитесь, а я сейчас… — и Алексей Дмитриевич, как в воду канул.
Очередь выстроилась в струнку и терпеливо ждала когда приветливо распахнутся двери магазина. А в это время Алексей Дмитриевич со своими друзьями, (что греха таить, поездка на пикник — у него постоянное занятие) на лодках с гитарой, корзиночками и прочим, поехал он на обмываемый волнами островок…
…5 часов вечера. Терпеливые покупатели не знают, где Новоселов, и продолжают стоять в очереди. Наконец в 5-30 вечера в магазин зашли сотрудницы универмага. Недолго думая они завели патефон и под звуки фокстрота по обширному магазину пустились впляс. Эта последняя мера издевательства над покупателями переполнила всякое терпение, стоящих у магазина людей. Покупатели громко стали протестовать и решительно потребовали у работников магазина прекратить безобразия.
Наконец магазин открыли, покупатели, не теряя очереди входят в магазин. Часа через 2 очередь неожиданно смешалась, поднялся шум. Правда шум был за дверями магазина, покупатели разобрались бы и без вмешательства директора Новоселова, но нет, он вмешался и… закрыл магазин. В другой раз, когда «беспорядки» стали снова проявляться, Алексей Дмитриевич поступил проще — в присутствии покупателей сбросал весь товар с полок под прилавок и объявил: «товаров нет, стоять в очереди нечего».
‘Нередко можно видеть Алексея Дмитриевича за прилавком промтоварного отдела. Он также отпускает товар, но… около его прилавка никогда не бывает очереди. Он для своих покупателей все готовит заранее, даже деньги получает за несколько часов до отпуска товаров.
Много пишут о безобразиях Новоселова в районной газете «За большевистские колхозы», да толку мало. В Березово все поголовно говорят, что директор универмага Новоселов, так задобрил «начальство», что ему абсолютно нечего бояться. И он действительно ничего не боится, творит все, что захочет. О том, что эти разговоры имеют под собой основания, приведем некоторые факты.
Еще осенью прошлого года зав. райторгом т. Первов за нарушение советской торговли привлек Новоселова к уголовной ответственности. Дело было передано Березовскому райпрокурору т. Тандалову. Дополнительно к этому от облпрокуратуры также поступило отношение о привлечении к уголовной ответственности Новоселова. В это время Алексей Дмитриевич немного присмирел. Крадучись, он входил в кабинеты нужных ему «покровителей», а через 2-3 дня у каждого, кого он посетил, можно было видеть карманные или ручные часы. У жен их появлялись пуховые шали. И… дело Новоселова замерло.
Недавно, не без оснований, Новоселова стали называть прогульщиком. Он подумал, кабы к нему не применили постановление партии и правительства о трудовой дисциплине. К счастью в магазин поступило 4 пары хромовых сапог. Воспользовавшись этим, Новоселов снова сумел выйти сухим из воды. Первую пару сапог Алексей Дмитриевич, вне всякой очереди представил начальнику раймилиции т. Баранову, вторую пару Попову — члену правления райпотребсоюза к т.д. И после предпринятых мер Новоселов снова повеселел; ходит он козырем по райунивермагу и покрикивает на покупателей:
— Эй! Не шуметь! Закрою магазин!
Лазиан
«Остяко-Вогульская правда», 4.7.1939