Биография с географией

…Вообще-то увлекательные рассказы из биографии нашей героини больше похожи на сюжеты приключенческих романов Джека Лондона и Олега Куваева. И напрочь лишены какого-либо художественного вымысла. Такой была та замечательная эпоха, великая страна и чудесные люди – теперь уже таких не делают… Итак, сегодня мы в гостях у заместителя председателя Совета Ханты-Мансийского ГорПО и председателя участковой избирательной комиссии Татьяны Александровны Герасимовой.

Судьбы переплетения

Свой рассказ собеседница начала с дедушки, Василия Филипповича. Он был действительно примечательной личностью – еще при царе-батюшке закончил Санкт-Петербургский университет, работал инженером на железной дороге, строил Транссиб. До революции имел собственную мельницу, крупорушку, мотоцикл с коляской и пятнадцать(!) детей. А еще дедушка был чертовски везучим человеком – когда в 1918-м белочехи взялись расстреливать каждого второго из арестованных на станции людей, то Василий Филиппович оказался первым…

— Родилась я в Омске, мама трудилась педагогом, а папа – торговым работником. С пяти лет он работал учеником в хлебной лавке, за полвека прошел весь путь в торговле, и дорос до поста заведующего крупнейшей базой ОРСа всей железной дороги от Свердловска до Новосибирска, — перечисляет этапы отцовского большого пути Татьяна Александровна. — Он меня учил добросовестности и ответственности, главным для него было не опозорить семью и соответствовать всем нормам закона и морали. Помню его слова: «Самое главное — спать спокойно и не бояться открыть двери». Вот и я не боюсь!

Еще в юности девушка продемонстрировала большие организаторские способности, а потому быстро пошла вверх «по комсомольской линии». Планировала стать педагогом, да на экзамене не добрала две десятых балла. Чтобы не терять время, решила поступать куда укажет судьба, а точнее – кончик карандаша, которым с закрытыми глазами ткнула в газету с объявлениями для абитуриентов. Как оказалось, повезло Омскому техникуму советской торговли.

— От судьбы не убежишь, — философски замечает наша героиня.

Ее основные приключения начались в 1973-м, когда после окончания техникума пришла пора распределяться по местам работы. Компания из пятнадцати молодых очаровательных товароведов и продавцов решительно заявила, что не собирается просиживать юбки в Омске, и потребовала распределения на Крайний Север. Ну, сказали умудренные опытом «распределители», будет вам Север… Чукотка подойдет?

— Мы с девчонками карту на полу расстелили, посмотрели – красота! Надо выбрать себе место работы где-нибудь подальше, поромантичнее, — улыбается Татьяна Александровна. — Я выбрала поселок Лаврентия на берегу Берингова моря – судя по карте, дальше ехать было просто некуда. Три часа от Магадана до Анадыря, там еще полтора часа до Лаврентия. Это если повезет, а из-за непогоды авиаперелет мог растянуться на недели – как чаще всего и случалось.

На юг. На Колыму…

— Трудностей я не боялась, потому что была преисполнена чувства долга, — продолжает собеседница. – Все мы такими являлись — простыми, наивными и смелыми…

Даже свое семейное счастье она обрела, мягко говоря, необычно. Однажды ей, уже заведующей отделом магазина, коллеги шепнули: парень тут один ходит, Володя, все на тебя смотрит. Между прочим, отличный охотник и рыбак! Вскоре девушку вызвали на бюро райкома комсомола и огорошили: однако, выходи-ка ты, товарищ Татьяна, замуж! Володя — наш человек, проверенный! А мы вам комсомольско-молодежную свадьбу сыграем! Так и сосватали.

— Первый год на Чукотке я плакала из-за тамошней жуткой погоды, а потом ничего, привыкла. А актированные дни вся молодежь шла на танцы, а дети — в кино, — вспоминает собеседница. – Там свой круг жизни, когда каждый человек – как на ладошке.

Через двадцать лет, когда пришла пора учить детей, супруги Герасимовы решили перебраться ближе к цивилизации. Подходящее место жительства подобрали на «юге» – на Колыме… Переехав туда в 1987 году, наша героиня стала директором базы, обслуживавшей всю Колымскую трассу объединения «Северовостокзолото» — а это, ни много ни мало, триста специалистов!

Правда, на Колыме семья прожила всего два года. В 1989 году они достроили кооперативную квартиру на Украине, купили там дачу и посадили на ней все, что только могло расти на плодородной украинской земле. Вот только людям из России места там не оказалось:

— В конце концов мы поняли, что просвета нет, и в 1998-м уехали в Омск.

Вскоре ее муж, Владимир Николаевич, работавший строителем, уехал на заработки в Ханты-Мансийск…

— А я впервые побывала здесь в 1972 году, когда от обкома комсомола получили путевку на круиз до Салехарда. Запомнила деревянные тротуары и магазин «Мясо-рыба», где сделала замечание продавцам за то, что из-за размороженного холодильника мясо на витрине «потемнело» и потеряло товарный вид. Продавцы засмеялись и спросили: «Девочка, а ты раньше оленину-то видела?» Кстати, с тех пор для меня нет лучшего мяса, чем оленина!

Спустя четверть века, приехав навестить мужа, она ходила по городу, превратившемуся в одну большую стройку, и удивлялась:

— На улице здесь спокойно лежат бухты кабеля, мраморные блоки, и почему-то никто ничего не ворует! Город перерождался на глазах и стремился к новой жизни. Ханты-Мансийск начала XXI века был городом надежд, расцвета, молодости и возможностей, каким остается и поныне. А мне просто по жизни везло на хороших людей.

А вас я попрошу остаться!

Внимательно изучив сферу обслуживания Ханты-Мансийска, активистка, общественница и в целом очень неравнодушный человек Татьяна Александровна прямиком отправилась в торговый отдел Администрации города. И поинтересовалась у ошарашенных чиновников: а в каком из летних кафе у вас можно выпить чашечку кофе и купить свежую газету?

— Вскоре меня принял глава города Владимир Григорьевич Яковлев. Поговорив, он без обиняков заявил: даю вам десять дней на решение личных проблем, и 25 августа жду на рабочем месте. Так я стала председателем городского комитета по торговле и защите прав потребителей, — лукаво поблескивает глазами героиня.

Первым делом она познакомилась с представителями местного предпринимательского сообщества и наладила хорошие деловые отношения. Поняла, что у бизнесменов не хватает знаний по защите своих прав и занялась просветительской работой – «чтобы меньше было шлагбаумов для предпринимателей». Между прочим, уговаривала их строить собственные помещения, а не брать в аренду.

— В 2001 году я разработала первую в городе программу развития потребительского рынка. А когда через десять лет проанализировала ситуацию, то увидела, что процентов на восемьдесят программа оказалась выполненной. Считаю, это очень хорошее достижение. А лучшей наградой за любой труд является реализация твоих планов.

Именно тогда, в 2010 году, Татьяна Александровна почувствовала, что исчерпала себя в качестве чиновника, ей стало попросту не интересно. Наша героиня думала отдохнуть, даже поехала на три месяца на море, но тут, как всегда, ей внезапно позвонили и попросили помочь навести порядок в ГорПО. И она, естественно, согласилась. Зачем? Оказывается, «…узнать для себя что-то новое и интересное».

Новое руководство затеяло в ГорПО полную перестройку. В короткие сроки здесь отремонтировали большинство помещений, занялись новейшими технологиями, первыми в системе российской кооперации внедрили компьютеризацию в магазинах. В результате торговый оборот ежемесячно возрастал на 30 процентов.

Правда, затем «пришла беда, откуда не ждали». В город «из-за Черных гор» действительно пришел «буржуин»:

– К нам запустили торговые сети, в результате чего у местных предпринимателей настали плохие времена. Впрочем, есть здесь и положительный момент – сети показали пример того, как следует развиваться.

Выборы… Выборы? Выборы!

Неуемный характер нашей героини еще в далеком 1977-м году заставил ее взяться за еще одно неподъемное и кропотливое дело — работу в избирательной комиссии.

– Впервые в процедуре выборов я принимала участие как представитель торговли. В советские времена Чукотка давала высочайшую явку – к шести утра все местные чукчи и эскимосы уже стояли возле участков, а к восьми, когда просыпался Магадан, у нас уже были прекрасные результаты. Причина проста: после голосования граждане прямиком шли в магазин и по талонам покупали бутылку шампанского. А еще в этот день им продавали «ювелирку» и даже конфеты «птичье молоко», которые завозили самолетами. Это был настоящий праздник!

А вскоре Татьяна Александровна стала принимать участие в работе избирательных комиссий — сначала в качестве их члена, а потом и председателя. С каждым годом росли опыт и знания, которыми она стала щедро делиться и после переезда в Ханты-Мансийск:

— Когда открыли участок на Речвокзале, то поначалу я заплакала, увидев состав своей комиссии: из четырнадцати человек десять являлись студентами. А потом ни минуты о том не пожалела – настолько ответственной, креативной и мыслящей оказалась молодежь.

Со знанием дела и даже, пожалуй, с любовью, рассказывает собеседница о сложностях избирательной «миссии комиссии»:

— Когда слышу голословные утверждения о фальсификациях в ходе выборов, всегда хочу спросить – а ты там был? Видел фальсификации? Нет? Ну, так приди и понаблюдай, сам убедись в их прозрачности!

В прошлом году Герасимова попрощалась с избирательным процессом – устала, пора дать дорогу молодым. Но вскоре ей опять внезапно позвонили. Мол, выборы будут сложными, 8 бюллетеней, «война партий» – надо помочь. И она, как всегда, согласилась:

— Возглавила участок №300 в УПК. В составе комиссии врачи, педагоги, мастера производственного обучения. Настраиваю их: будьте спокойнее. Избиратели нередко выплескивают на нас негатив, а потом чаще всего приходят и извиняются. Хамство надо пережить. Случаются и различного рода провокации, но мы к ним готовы.

Не падать духом

…Наверное, столь активная общественная жизнь нашей героини – это попытка занять пустоту в душе, образовавшуюся в прошлом году после кончины мужа, Владимира Николаевича. Вместе они прожили без малого полвека.

— Но я – сильная, я не падаю духом! – голос нашей героини действительно по-прежнему тверд.

Продолжение дела Герасимовых – в их потомках. Дочь Юлия работает судмедэкспертом, сын Андрей — мостостроитель, а Денис пошел по маминым стопам – в торговлю. Ширятся ряды внуков, которых уже шестеро, в возрасте от 3 до 23 лет.

Что касается увлечений, то их у Татьяны Александровны множество:

— Удовольствие надо получать от всего – от труда на даче, от общения, от путешествий. В прошлом году на «удаленке» до совершенства освоила пэчворк, готовые изделия раздаю знакомым. Увидела буфы – и освоила эту красоту, теперь нарадоваться не могу. А началось все еще во времена работы в администрации, когда я коллегам к 8-му марта пошила и раздарила штук сорок подушек из обрезков продукции мебельного цеха…

фото Светланы Трифановой

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мысль на тему “Биография с географией”

Яндекс.Метрика