Культура советской торговли заключается не только в многообразии ассортиментов товаров, в соблюдении правил санитарной гигиены в торговле и в вежливом обслуживании потребителей. Это, конечно, обязательное требование. Но самым главным культурным элементом в советской торговле является строгое соблюдение политики цен на товары.
Невзирая на всю строгость советского закона, ограждающего интересы покупателей, в системе торговли нашего округа есть еще такие забияки, которые пытаются создать накопления, а иногда и личную наживу от торговли, вступая на путь нарушения советских цен на товары, на путь обворовывания потребителей.
Инспектором торговли окрторготдела в текущем году, при помощи советской общественности, в поселке Ханты-Мансийск и в с. Самарово обнаружено 26 фактов нарушения цен на товары.
Летом с.г. горпо поселка Ханты-Мансийск продавало квас по 40 копеек, вместо 30 копеек за литр. Заведующий столовой горпо Матвейчук и бухгалтер Николаев на буфетную продукцию кулинарного приготовления делали наложение вместо 25 процентов 40. Самаровский рыбкооп (председатель тов. Хозяинов) сало говяжье первый сорт продавал по 12 рублей, вместо 11 за килограмм. Бывшая буфетчица горпо при Доме Советов Кадрова В.М. продавала конфекты по 19 копеек, вместо 16 за штуку и т.д.
Есть и обратные явления, когда торговые организации продают товары по цене ниже установленной государством. Бывший заведующий торготделом горпо Трифонов и калькулятор Порошина пустили в продажу рыбные консервы: язь в томате – 2 руб. 50 коп. вместо 3 руб. 80 коп., частик мелкий по 2 рубля вместо 3 по прейскуранту, чем причинили горпо убыток в 420 рублей.
Фактов нарушения цен можно привести десятки. Но достаточно этих, чтобы убедиться, что в торговых организациях округа с ценами на товары неблагополучно.
Иные руководители торговых организаций считают, что контролировать цены на товары не их дело. Это-де дело торговых отделов исполкома и госторгинспекции. Став на такой путь, они не привлекают к делу контроля за ценами свой инструкторско-ревизионный аппарат и членов лавочных комиссий.
Следует ли доказывать, что дело торговли значительно улучшится только в том случае, когда торговые организации освободятся от тех руководителей, которые оценку товаров отдают на откуп калькулятору. Вопрос цен — это один из самых главных политических вопросов торговли. Потому этим вопросом должны заниматься лично руководители торговых организаций, привлекая себе в помощь ревизоров, инструкторов, работников учета и лавочные комиссии. Торговые отделы и комиссии исполкомов депутатов трудящихся должны систематически контролировать цены на товары. Надо понять, что только совместная работа руководителей торговых организаций и работников наркомторга при участии в этом деле широких слоев советской общественности, — даст возможность навести порядок в деле расценки товаров.
С. Смольников
«Остяко-Вогульская правда», 29.11.1940