Ульяна Тимофеевна Казанцева — манси. Ей 56 лет. Родилась она и прожила свое детство и юность в деревне Евра, Кондинского района. До революции у них в деревне жили два купца Иван и Николай Кузнецовы. Из года в год семья Ульяны Тимофеевны ловила рыбу, заготовляла пушнину и сдавала купцам в обмен на зерно.
— Всячески обманывали купцы местных манси, — говорит тов. Казанцева. — Они выменивали у мансийских рыбаков два-три пуда рыбы за пуд зерна. Манси не знали счета, потому что они были неграмотны, и попадали в полную зависимость от купцов — становились их батраками.
Орехи, ягоды — все забирали купцы. Прямо из лесу, с полными кузовами шли мансийские женщины мимо своего дома к чужому амбару.
— Ладно, — говорил купец, — вываливайте, я потом без вас свешаю.
— Ладно… — беспомощно соглашались женщины.
Все изменилось в мансийской деревне с приходом советской власти. Богатеи-купцы были раскулачены. Ни одного человека сейчас не найдешь в нашей Евре, который бы не умел считать деньги или не знал бы, что такое пуд, фунт, килограмм. Все — старые и малые стали грамотными.
Нашу деревню теперь не узнаешь. Многие колхозники построили себе новые дома, взамен старых, полуразвалившихся избушек. У каждого сейчас есть огород, своя корова. Если раньше из всей деревни только купцы Кузнецовы сеяли хлеб, и нам приходилось за хлеб итти к ним в кабалу, то теперь наш колхоз имеет большие посевы зерновых — около 60 гектаров.
В нашем колхозе имеется молочнотоварная ферма, выстроены большой скотный двор, колхозная баня, магазин. Для детишек построены ясли, для молодежи — клуб.
Жизнь колхозников стала зажиточной и культурной. Если раньше 12 семейств у нас не имели собственного угла, и ютились в чужих избах, в тесноте и в грязи, то теперь, к кому ни войдешь в дом — везде чисто, просторно, на полках книги, патефон стоит на тумбочке, на стенах висят балалайки, гитары.
Ульяна Тимофеевна три с половиной года была членом правления родного колхоза. То ей поручали руководство бригадой рыбаков, то назначали старшей огородницей. Год У.Т. Казанцева работала председателем Евринского колхоза «Молодой активист».
Сейчас Ульяна Тимофеевна живет в Ханты-Мансийске. Муж и двое сыновей ее инвалиды Отечественной войны. Все они вернулись с фронта. Старший сын Семен уехал учиться в Тобольский учительский институт, младший сын — Василий, награжденный медалью «За отвагу», учится в Ханты-Мансийской колхозной школе.
Много тревожных дней пережила за военные годы Ульяна Тимофеевна. Из всей семьи при ней была только дочь Анна Митрофановна, — остальные бились на фронтах Отечественной войны за свободу и независимость нашей Родины. Но Ульяна Тимофеевна в эти трудные годы не потеряла ни веры в нашу победу, ни бодрости, ни энергии.
Она — депутат поселкового Совета. Тов. Казанцева состоит в торговой комиссии, часто присутствует при разборке товаров на базе, на кантарке муки, мяса. Она принимает активное участие в налаживании культурной торговля в окружном центре. Ульяна Тимофеевна не отказывается от любой общественной работы, какую ей поручит исполком поселкового Совета.
— Советская власть и партия большевиков принесли народу манси счастье, — говорит Ульяна Тимофеевна. — Я, как и все женщины нашей страны, имею право выбирать и быть избранной. В день выборов в Верховный Совет СССР я отдам свой голос за лучших сынов Родины.
Ж. Ландау
«Сталинская трибуна», 14.11.1945