«Казымская богиня»: проклятие древнего идола

Источник

В сегодняшнем посте я расскажу о событиях шестидесятилетней давности, когда в окрестностях небольшого села Юильск, расположенного посреди глухой тайги на берегу реки Казым, местные жители наткнулись в лесу на заброшенное святилище. Среди ритуальных артефактов и культовых тотемов был обнаружен идол духа-покровителя казымских хантов — древней богини Вут-ими («Верхняя женщина»). Судя по рассказам современников, находка обернулась большой бедой. Всех кто хоть как-то был связан с разграблением святилища и вывозом идола, постигла страшная кара. Местные уверены, что с людьми расправился дух древней богини.

Согласно мифологии хантов, Вут-ими является младшей дочерью Нум-Торума — верховного божества в местном пантеоне богов. Характеризуется как весьма своенравный персонаж. К примеру, согласно одному из сюжетов местных мифологем, она одним ударом обезглавила напавших на неё семерых братьев собственного мужа — ненецкого божества. Согласно другому сюжету — уничтожила всё живое на одном из священных озер в пылу сражения с местным злым духом — кулем. Образ Вут-ими является священным покровителем реки Казым и защищает не только природу, но и всех местных жителей. Наиболее часто Вут-ими изображают в железных доспехах и с саблей в руках.

В 1962 году группа инициативных граждан из числа жителей Первомайского оленеводческого колхоза решили разгромить расположенное в нескольких десятках километров от посёлка Юильск древнее святилище хантов. В то время среди жителей отдалённых районов севера, было крайне популярным так называемое «расшаманивание» — борьба с пережитками прошлого. Короче говоря, инициативная группа наметила дату и в назначенный час направились громить культовый объект.

Святилище располагалось посреди болот на берегу оз. Нумто. Глушь такая, что случайному человеку оказаться здесь было просто неоткуда. По периметру священного пространства территория была огорожена частоколом, в центре святилища располагался священный лабаз в котором разместилась обитель могущественной богини.

Колхозники особенно не церемонились с историческим наследием своего народа. Ограда, тотемы и сам священный лабаз — были уничтожены, что называется, «на дрова». Золотые и серебряные монеты, а также прочие ценности, оставленные в святилище в качестве подношений, были частично разворованы противниками древнего культа. Идолов трогать не стали. Вместе с оставшимися ценностями священные фигуры скинули в мешок и принесли в сельсовет.

Председатель колхоза посчитал, что идолы могут заинтересовать ученых и вызвал специалистов из краеведческого музея Ханты-Мансийска. Вместе с идолами ученым также передали и другие культовые предметы, уцелевшие во время антирелигиозного рейда.

Что же представлял собой идол. Фигура состояла из древесного каркаса, металлических пластин и нескольких подвесок. На каркас была намотана ткань, поверх которой идол плотно укутан платками и звериными шкурками.

Лицевая часть была закрыта пятью металлическими пластинами отлитые из серебра, меди и бронзы. На пластинах отпечатаны образы животных и сцены охоты северных народов. Помимо пластин и платков идол был украшен бронзовыми зооморфными подвесками, и бусами их полудрагоценных камней.

По пластинам ученые смогли датировать примерный возраст идола. Оказалось, что украшения были произведены в конце XVIII — начале XIX века, аналогичные находки были хорошо известны исследователям по другим раскопкам среди Западно-Сибирских городищ. Произведены были пластины в Сибири, местными мастерами-ремесленниками. Проанализировав содержимое разгромленного амбарчика, а также обвес идола, ученые пришли к выводу, что фигурка духа формировалась в течение довольного продолжительного времени. Пластины докупались и становились частью украшения, платки и меха обновлялись. Судя по всему, обнаруженный в шестидесятых годах прошлого столетия идол почитался в данном образе минимум сто или сто пятьдесят лет, пока в одночасье не был разорён.

В процессе сбора дополнительной информации, мне удалось обнаружить сообщения о существовании самого настоящего проклятия, распространившегося на всех участников разгрома святилища Вут-ими. В две тысячи третьем году, в газете «МК», вышла статья под названием «Проклятие-золотой бабы». Автор весьма красочно описал последствия с которыми пришлось столкнуться грабителям священного амбарчика богини Вут-ими. Якобы один из жителей поселка Юильск, свидетель описываемых событий, рассказал о том, что после того как идол доставили в деревню начались необъяснимые и при этом весьма трагические события. Председатель колхоза, выступивший инициатором уничтожения святилища, буквально за год потерял восьмерых детей: кто-то погиб, кто-то скончался от болезней, кто-то пропал в тайге. Участвующие в разграблении святилища ханты — погибли от неизвестной болезни. Эксперты из состава исследовательской группы, прибывшей из музея Ханты-Мансийска, также скончались в течение года от разного рода болезней. Даже тех кто просто смотрел на идола или прикасался к тотему — постигла беда. Председатель с момента организованного им погрома на святилище прожил несколько лет, однако вряд ли его жизнь можно было назвать спокойной. Согласно материалам статьи, сначала его мучали нестерпимые головные боли, затем начала буквально сжигать крайне серьезная болезнь, а за несколько недель до гибели его и вовсе парализовало. Пытаясь спастись и перепробовав всевозможные методы лечения, убежденный атеист и коммунист решил обратиться к шаману на что тот пояснил: причина бед — проклятие потревоженного духа, спастись от которого не получится. После смерти председателя — злоключения прекратились.

История о «проклятии» и вправду довольно интересная. Подобные рассказы приходилось слышать в контексте других событий, связанных с разграблением культового наследия коренных северных народов. Нужно понимать, что каждая из таких историй в большей степени остается неподверженным рассказом. Не берусь судить о том, что произошло с местными жителями поселка Юильск, как ни старался — не удалось прояснить ситуацию. Чего не сказать про группу ученых-этнографов, которые, согласно всё той же газетной заметке, также пострадали от гнева своенравной богини. Однако на самом деле исследователи вполне себе успешно работали с данным материалом, причем, достаточно продолжительный период времени, после чего продолжили свою научную деятельность. К примеру, в составе группы ученых прибывших в Юильск, была только начинавшая свой исследовательский путь Зоя Петровна Соколова, позже ставшая известнейшим советским и российским этнографом, заслуженным деятелем науки СССР и РФ, автором множества публикаций о культурной традиции северных народов. Зоя Петровна активно занималась изучением находки содержимого таинственного святилища и несколько лет работала с находками. Именно она спустя семь лет после находки загадочного идола, записала в одной из экспедиций легенду о Вут-ими и смогла идентифицировать находку, хотя изначально идол был причислен к одной из версий «Серебряной бабы». Скончалась Зоя Петровна в 2020 году в возрасте 90 лет.

В наши дни точную копию святилища и идола богини Вут — ими можно увидеть в экспозиции «Мифологическое время» Музея Природы и Человека г. Ханты-Мансийска. Ввиду уникальной научной ценности данного экспоната, было принято решение оригинал древнего идола поместить в специально оборудованное музейное хранилище.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 комментария “«Казымская богиня»: проклятие древнего идола”

Яндекс.Метрика