Начало христианизации коренных народов Обского Севера

Наталья Сергеевна Харина

Широкую сферу деятельности церковь развернула с момента строительства сибирских острогов и городов, где в числе первых строений воздвигались церкви, храмы и монастыри. Церковные священнослужители находились уже в составе первых переселенцев и правительственных воинских отрядов.

Первым архиепископом Сибирским и Тобольским стал Киприан (Старорусенин) (1621-1624). С именем Киприана связано начало сибирского летописания и иконописания. Важное значение для ранней истории сибирского иконописания и древнейших сибирских икон, по мнению Н.Н. Покровского и Е.К. Ромодановской, имеют два документа: это отписка тобольских воевод М. Годунова и И. Волконского царю от 13 ноября 1621 г. о завершении строительства Софийского собора и царская грамота от 18 января 1622 г. по челобитью тобольского иконописца протодьякона Матвея Мартынова. В челобитной протодьякона говорится, что в 1621 г. он написал для Софийского собора две двусторонние иконы с изображением на первой — Софии и Богородицы Знамение, на второй — Богородицы Одигитрия и Троицы. Кроме того, он «в соборной церкви иконы починивал многие и подсвечники красками писал».

Вторым архиепископом, возглавившим Сибирскую кафедру, стал архиепископ Макарий (1624-1635). Одним из направлений деятельности Макария являлось увеличение числа крещеных инородцев. При этом были введены более строгие правила перехода в христианскую веру сибирских народов — для искоренения случаев, когда иноземцы, приняв крещение, через некоторое время опять молились своим богам. В 1633 г. было произведено крещение семейства сибирских князей Алачевых: главу семейства нарекли именем Никифор, мать его нарекли Анной, жену — Агафьей, а сыновей Симоном и Исидором. Пробыл на архиерейской кафедре преосвященный Макарий одиннадцать лет и четыре месяца, скончался 24 июля 1635 г.

Следующие архиепископы Нектарии (1636-1640) и Герасим (1640-1650) продолжили развивать сибирское иконописание. При Нектарии случилось важное для Сибирской церкви событие. В селе Абалак, в 25 верстах от Тобольска, в 1636 г. несколько раз были «явления Божьей Матери некоей вдове Марии». В 1637 г. владыка благословил построить в Абалаке каменную церковь во имя Знамения Божьей Матери, а протодьякон Матфей написал икону Знамения Богоматери.

Герасим увлекался церковным иконописанием и сам был искусным живописцем. В Тобольском архиерейском доме были открыты иконописные мастерские, в которых работали «под ведением особого надсмотрщика присланные еще при архиепископе Нектарии иконописцы».

Пятым архиепископом Сибирским и Тобольским стал Симеон (1651-1664). По мнению Е.К. Ромодановской, преосвященный Симеон являлся неординарной фигурой: литературно одаренный, с четкими принципами, последовательно и строго проводимыми в жизнь, поддерживающий на первых порах ссыльных вождей старообрядчества (Аввакума и Лазаря), а позднее поддержавший Никона.

Корнилий (1664-1678) продолжал начатые его предшественниками преобразования по развитию Тобольского архиерейского дома. Активно велась миссионерская деятельность, строились новые церкви и монастыри.

С новой силой развернулась культурная, хозяйственная и миссионерская деятельность при втором сибирском митрополите Павле I (1678-1692), которая была связана с борьбой с расколом. В 1681 г. отправлена духовная миссия в Западную Даурию, состоявшая из игумена Феодосия, иеромонаха Макария и нескольких монахов, а в Селенгинске были основаны Троицкий и Преображенский монастыри, причем оба мужские.

2 апреля 1692 г. на место митрополита Павла I был избран Игнатий, принадлежавший древнему дворянскому роду Римских-Корсаковых. Преосвященный вел активную борьбу с расколом, написал «Три окружных послания». После отъезда Игнатия в 1701 г. на архиепископскую кафедру был определен архимандрит НовгородСеверского Спасского монастыря Димитрий (Даниил Туптало), церковный писатель и проповедник. Он известен как составитель «Четьи-Миней» или «Жития Святых». При выборе нового сибирского владыки Петр I указывал: «…назначить пастыря … который… мог бы приводить в познание истинного Бога слепотствующих и закостенелых в идолослужении жителей Сибири и Монголии…». Однако в Тобольск Димитрий так и не прибыл.

В качестве нового митрополита в Тобольскую епархию Петром I был избран Филофей (Лещинский) (1702-1711, 1715-1720), с деятельностью которого связано начало формирования нового этапа в истории Тобольской епархии. Филофей Лещинский организовал при архиерейском доме школу для детей духовенства. Целью учреждения архиерейской школы, по мнению А.И. Сулоцкого, являлось то, чтобы лица, вышедшие из ее стен, могли «учить христианской вере и нравственности прихожан и обращать в христианство не только сибирских инородцев, а даже их соседей, например китайцев». Основные усилия митрополита были направлены на просвещение и приведение в христианство народов Сибири. Однако тяжелая болезнь вынудила Филофея уда-литься в Тюменский Троицкий монастырь.

В связи с этим на архиепископскую кафедру в 1711 г. назначили митрополитом Иоанна (Максимовича) (1711-1715), который продолжил основные направления деятельности своих предшественников. В июне 1712 г. по распоряжению Иоанна (Максимовича) была организована новая проповедническая и миссионерская экспедиция к северным народам, на проведение которой была выделена большая сумма денег, судно с гребцами, казаки для охраны. Миссионеры отправились вниз по Иртышу, а затем по Оби и Сосьве. Вторая экспедиция была предпринята в низовьях рек Оби и Сосьвы в 1713 г., где было окрещено до 3,5 тыс. человек. Третья совершена в 1714 г. в Пелымский край, в результате которой окрестили 600 жителей. За эти три экспедиции было окрещено более 4 тыс. человек. 10 июня 1715 г. митрополит Иоанн (Максимович) умирает, и вновь возвращен на митрополичью кафедру Феодор (Филофей Лещинский). Он управлял епархией вторично до 1720 г.

За 1716-1719 гг. он посетил Сургут, Нарымский и Кетский округи, также Томский, Енисейский, Иркутский, Туруханский края. По подсчетам исследователей, им было окрещено до 40 тыс. человек. Преосвященный Феодор запретил Березовским жителям завозить в стойбище северных народов вино, скупать у них за бесценок меха, покупать в рабство их детей, а вновь окрещенные освобождались на несколько лет от уплаты ясака. В 1706 г. по ходатайству митрополита учреждено Иркутское викарство, которое возглавил епископ Варлаам (Коссовский).

Предполагалось пригласить в Тобольск двух остяцких князей, ляпинского Шекшу и обдорского Тучабалду, и предложить им там принять христианскую веру, «но силою не крестить». Однако остяцкие князья отказались, что привело к всеобщей христианизации края. Митрополиту Филофею (Лещинскому) пришел указ — «ехать к остякам и вогуличам с проповедью Евангельскою», и всех их «от мала до велика крестить», а их «все кумиры и кумирницы, где только будут найдены, сожигать и истреблять, и на их местах строить церкви, часовни и ставить иконы». Первая экспедиция 1707 г. к березовским остякам не дала ощутимых результатов и в 1710 г. Петр I направляет сибирскому митрополиту новую грамоту с требованием «ехать вниз по великой реке Оби до Березова и далей и часовни строить и святые иконы поставляти, и их остяков приводить ко крещению….». Летом 1712 г. Филофей (Лещинский) предпринял следующую, на этот раз более успешную поездку на территорию Кодского княжества. В 1713 и 1714 гг. подобные поездки были вновь инициированы императорским указом, направленным Сибирскому губернатору князю М.П. Гагарину.

За довольно короткий срок были возведены церкви: Успенская — в Казымском городке, Богоявленская — в Ляпинском и Христорождественская — в Сосьвинском и Кушеватском городках. В 1715 г. новая экспедиция на реку Конду, где местный старейшина Нахрач Евплаев и его соплеменники приняли крещение. В 1716-1718 гг. были предприняты экспедиции к сургутским остякам, в Нарымский и Кетский уезды, Мангазею и в Восточную Сибирь. Кроме крещения миссионерам приходилось уничтожать «идолов» и «шайтанов». К 1717 г. большая часть коренного населения Березовского края была окрещена. Не желал принимать православную веру обдорский князь Гындин, который решил вооруженным путем возвратить соплеменников к «вере отцов своих». В 1718 г. он отправил отряд вооруженных самоедов в Ляпинскую волость, где «двух человек убили до смерти, и над теми убиенными надругалися, груди спороли и тайные уды отрезали и им клали в уста». В 1722 г. на Ляпинский городок князя Семена Матвеева напали 130 самоедов, «сожгли и разграбили церковь, совершили несколько убийств крещенных остяков, а их трупы предали поруганию». Подобные нападения совершены были и на князей Куноватской волости, принявших христианство. Филофей (Лещинский) пытался склонить к христианству оборских аборигенов, но они «с необыкновенным упорством держались язычества и никто из них не принял христианства».

И.С. Шемановский упоминал, что «несмотря на то, что обдорский князь Василий Тайшин в 1726 г. принял крещение, язычество в обдорском крае цвело и укреплялось». После сложения полномочий Филофеем Лещинским, митрополитом Сибирским и Тобольским был назначен Антоний I (Стаховский) (1721-1740), архиепископ Черниговский. Преосвященный Антоний I содействовал обращению в христианство сибирских язычников и построению церквей в отдаленных местах и вел борьбу с распространением раскола. В 1737 г. в Тобольске была учреждена особая раскольническая комиссия. Подтверждение этому находим в документах фонда Духовной консистории.

Таким образом, конец XVII — начало XVIII в. ознаменовались активной христианизацией коренного населения Обского Севера. По мнению Н.Д. Зольниковой, к концу XVIII в. практически все коренное население, проживавшее на территории Березовского и Сургутского уездов, будет крещено.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мысль на тему “Начало христианизации коренных народов Обского Севера”

Яндекс.Метрика