Остатки собак в средневековых русских поселениях на севере Сибири

Т.В. Лобанова, О.П. Бачура

В работе приведена сводка данных об остатках собак из шести русских поселений Западной и Восточной Сибири XVII–XIX вв. Памятники расположены в суровых природных условиях Крайнего Севера, в местах, отличающихся низкой транспортной доступностью. Показано, что в настоящее время имеются лишь первичные сведения об этих материалах. Значительно более высокая доля остатков собак на этих памятниках указывает на то, что роль собаки здесь была намного шире, чем в русских поселениях с других территорий. Собак использовали на промыслах, в транспортных целях, а также для охраны дворов. На основе анализа данных намечены перспективы и направления дальнейших исследований. Важным фактором для таких реконструкций является наличие целых костяков, хорошо сохранившихся в мерзлом слое северных памятников.

История отношений человека и собаки уникальна. Это единственное домашнее животное, отношение к которому (в отличие от пищевых животных) не только было обусловлено экономическими причинами, но и имело большую социальную составляющую. Тема собаководства (особенно для северных территорий) очень актуальна и недостаточно исследована. Этой теме посвящено небольшое количество этнографической литературы, касающейся преимущественно исследований ездовых собак. В этих источниках мало сведений об охотничьих собаках, ничего не сказано о дворовых собаках, которых русское население традиционно содержало на поселениях. Существенно дополнить недостающую информацию может исследование костных остатков собак из археологических памятников. На Севере Сибири в настоящее время проведены раскопки нескольких русских поселений, и во всех присутствуют кости собак.

Раскопки Обдорского городка производились отдельными шурфами, и целостного представления о памятнике нет. В связи с этим здесь приведено только общее количество остатков собак, а сведения о составе скелета не анализируются. Малое количество остатков собак на Ляпинском остроге также не позволяет провести подробный анализ. Материалы из этих памятников приводятся здесь как информация о наличии остатков собак. Для всех остальных памятников проведен анализ состава элементов скелета и сохранности костей. Для оценки численности собак на поселениях была вычислена доля их остатков (%) относительно всех остальных домашних животных. Среди остатков собак часто встречаются кости от одного скелета. Так как в ряде случаев специального анализа остатков на предмет целых костяков не проводилось, при расчетах доли включались все кости собак, без учета принадлежности к одному скелету. Дополнительно приведены сведения о наличии учтенных полных или почти полных скелетов. Для сравнения привлечены данные из раскопок некоторых русских городов европейской части России и Урала, а также крупных городов Сибири.

Многочисленные остатки собак присутствуют в культурном слое всех исследованных на сегодняшний день русских северных поселениях Сибири. Все найденные в них кости практически целые, нами не отмечено следов разделки туш, но на костях имеются следы от погрызов хищниками. Это свидетельствует о том, что русское население собак в пищу не употребляло. Кости собак, как правило, располагались на территории вскрытых площадей каждого из памятников разрозненно. Хотя в некоторых случаях найдены полные или части скелетов, которые тем не менее составляют не более 3 % от общего количества собранных остатков. Из этого следует, что собак на русских поселениях специально не захоранивали, а иначе количество находок целых костяков было бы значительно выше. Можно отметить, что наибольшее количество фрагментов скелетов найдено на памятниках с наиболее мощным слоем вечной мерзлоты – в Мангазее и на Березовском городище. В холодное время года тушки погибших собак быстро вмерзали в грунт, и даже в теплое время их кости частично оставались в мерзлом слое. Именно этим, вероятно, объясняется наличие целых костяков и их фрагментов на памятниках. Многочисленные погрызы на костях указывают на то, что брошенные трупы собак частично съедались или растаскивались своими же сородичами.

Среди остатков во всех рассматриваемых памятниках представлены практически все части скелета. Полученное соотношение частей тела собак на разных археологических объектах отличается от такового в одном скелете, где 2 % составляют кости головы, 28 % – осевой скелет (без учета элементов хвоста), 10 % – кости верхних отделов конечностей и 60 % – кости лап (без сезамовидных костей). Надо отметить, что в ископаемом состоянии сохранилось много черепов и нижних челюстей. При этом значительное количество черепов остались целыми, а часть оказалась пробита. Вероятно, такие черепа и челюсти использовались и при исполнении различных обрядов. Ритуальная деятельность сопровождала повседневную жизнь не только русских переселенцев, но и представителей коренных северных народов, живших в русских городах. Относительно малое количество костей осевого скелета (позвонков и ребер) может служить подтверждением того, что трупы собак не хоронились, а эти части как наиболее мягкие, вероятно, съедались собаками. Частично этим же можно объяснить и недостаток костей нижних отделов лап, состоящих из множества мелких костей запястья и заплюсны. Но если с собак снимали шкуру, то для дальнейшего использования фаланги и метаподии могли на ней оставаться.

Относительная доля остатков собак на разных северных памятниках составляет от 5 до 10 %. Особняком в этой группе стоит Стадухинский острог, где практически не содержали домашних животных. В других крупных русских городах Урала и южной части Сибири, а также в средневековых русских городах Европейской России доля остатков собак не превышает 2 %. Следовательно, на Севере Сибири русские на поселениях содержали большее количество собак, чем в других крупных городах. В Новгороде и, вероятно, в других городах европейской части, а также в Енисейске держали преимущественно дворовых собак, которых нередко использовали на охоте. Можно предположить, что в северных городах роль собаки была намного шире. Они, несомненно, охраняли дворы, в том числе и от диких животных. Их использовали на промыслах как для охоты на пищевых животных – оленя, лося и птицу, так и для выслеживания пушных животных. Кроме того, во всех северных городах собак использовали в транспортных целях. Города средней полосы России и крупные города Урала и Сибири были обеспечены удовлетворительными дорогами, позволявшими передвигаться на лошадях. В условиях севера содержать лошадей и тем более передвигаться на них, особенно в зимнее время, было сложно. Эту роль наряду с домашним северным оленем выполняли собаки. Возможно, более высокая доля собак в северных поселениях обусловлена и тем, что наравне с русскими здесь проживали и представители коренных этносов, которые также содержали собак для охоты и передвижения.

На сегодняшний день накоплен достаточный объем материала по средневековым собакам из русских поселений Севера Сибири. Эти материалы относятся к периоду освоения русским населением как западной, так и восточной ее части. Это тема для исследования представляется нам очень перспективной в нескольких направлениях. До сих пор не изучены породные особенности собак, не установлены их размеры, пищевой рацион, продолжительность жизни. Никак не описаны патологии костей, на основе которых в совокупности с продолжительностью жизни можно делать выводы об условиях содержания собак. Большой объем собранных коллекций позволяет провести морфометрический анализ костей конечностей и краниометрический анализ. На основе этих данных можно установить, какие нагрузки испытывали собаки при жизни, а это в свою очередь дает прямой выход на роль собак в жизни русского населения. Важным фактором для таких реконструкций является наличие целых костяков или их частей, хорошо сохранившихся в мерзлом слое северных памятников. Наличие почти полного набора разрозненных костей скелета на памятниках позволит соотнести их между собой и, возможно, собрать еще несколько полных скелетов. Это позволит сопоставить морфометрические параметры разных костей в одном скелете. В дальнейшем можно будет использовать этот материал как эталонный для интерпретации исследований костных остатков собак на других поселениях, где собраны только разрозненные кости.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика