Е.В. Шуляк
Издавна Святками в России было принято называть 12 дней празднования Рождества Иисуса Христа, то есть время от Рождества Христова до Богоявления. Труды И.Я. Неклепаева И.Я. и Х.М. Лопарева позволяют реконструировать картину празднования Святок на территории Приобья (на примере города Сургута и села Самарово). Здесь к ним, как и по всей России, готовились заблаговременно. Важным элементом святочных обрядов были шествия ряженых. Рождественскую звезду и вертеп в Сургуте не носили. Однако ещё задолго до Святок городские парни и девушки мастерили бумажные маски, придумывали необычные костюмы для предстоящих ряжений, заботились о музыкальном сопровождении. Первые три дня Святок проходили очень чинно и торжественно: взрослые ходили друг к другу в гости и проводили время за застольем, молодежь же жила в предвкушении ряжения. На третий день Святок на улицах появлялась ряженая молодёжь («машкарадники»), которая до Богоявления ходила по домам небольшими группами или, как их называли, «табунами», реже – в одиночку. Предварительно их представители собирались в какой-нибудь избе, где наряжались. При этом было принято одеться как можно лучше. Девушки доставали из своих сундуков дорогие и самые нарядные платья, платки и шали, парни надевали на себя пиджаки. Однако на молодёжи можно было увидеть и особенные святочные костюмы: одежду из рогожи и вывороченные шубы.
Героями святочных шествий были, в основном, антропоморфные персонажи: «старики», «старушки», «горбуны», «знахарки», «цыганки», «самоеды», «тунгусы» и другие. «Самоеды» и «тунгусы» в малицах и кумышах (традиционная одежда жителей Сургута) расхаживали по домам со шкурками белок и лисиц. Хотя такие костюмы спасали ряженых от холода, однако в них нелегко было танцевать в жарко натопленной комнате, что выглядело довольно забавно. Более состоятельные машкарадники помимо нарядов надевали на себя бумажные маски, изготовленные самостоятельно или приобретённые у местных мастеров. Некоторые из них пудрили сажей своё лицо, приклеивали к ним усы и бороды из волос конского или коровьего хвостов. Большинство же ряженых закрывали себе голову салфеткой, платком или простыней, завершая наряд самой дорогой одеждой. Ряженых признавали не во всех домах. Дома тех жителей, которые не ждали ряженых, стояли с закрытыми ставнями. Окна же тех домов, где они были желанными гостями, привлекали к себе ярким освещением. Ряженые брали обычно с собой гармошку или бандуру, на которых умел играть почти каждый. Некоторые состоятельные жители Сургута даже нанимали музыкантов. Если же музыки не было, то визит ряженых представлял собой театрализованное шуточное представление, главными героями которых были «цыганки», «знахарки» и другие. «Цыганки» угадывали по руке судьбу, «знахарки» приходили с пиявками и обливали водой доверчивых «пациентов». «Самоеды» и «тунгусы» начинали торг пушниной. Зрители шумели и галдели («галились», «совражали»). Ряженые переходили из дома в дом, всем было весело. Символом Святок в Сургуте являлся «царь Максимильян», герой одной из полюбившихся жителям Сургута лубочной пьесы, привезённой из Санкт-Петербурга состоящими там на службе казаками. Она очень нравилась детям, и они разыгрывали из неё отдельные фрагменты.
Месяц январь в Самарово начинался «слушанием». «Слушальниками» (маскированными) являлись представители всех поколений села, которые наряжались в костюмы и надевали на себя «личины» (маски). Они бегали из дома в дом, изменяя голоса, старались рассмешить хозяев и быть при этом неузнанными. Иногда маскировкой для нескольких лиц служил полог, который было не принято снимать с них. Наряженные взрослые возили по улице на нартах крестьянина, который изображал из себя бочку с вином.
В ночь на Крещение все слушальники обязаны были смыть с себя грехи через погружение в купель. Сельская молодёжь на рождество славила, собираясь группой по 8 человек. Христославы ходили с разноцветной звездой, вращавшейся вокруг своей оси, прославляя Иисуса Христа, пели, а затем предлагали вниманию слушателей так называемые «рацеи» (колядки). Кроме прославления Иисуса Христа они содержали и пожелания благополучия хозяевам: «Аз, маленький хлопчик скочил на стольчик, в дудочку играл, Христа проздравлял. Здравствуй, хозяин с хозяюшкой на многая лета!» Были в репертуаре христославов и более пространные рацеи: «От Востока с мудрецами путешествует звезда, с драгоценными дарами одарить пришли Христа. С ними купно и согласно повторяю часно: “Где Иисус родился, тут весь мир посетился. Ангелы славят, младенца хвалят, небо ликует, земля торжествует”. О, родители и благодетели, Мы пришли Христа прославить и вас с честным праздником поздравить на многая лета!» Состоятельные жители села Самарово награждали христославов из расчёта по копейке на каждого из них, а менее обеспеченные его жители давали на всех две копейки или угощали «козульками» (изготовленными из теста фигурками в виде домашних животных). Таким образом, главным элементом празднования Святок и в городе Сургуте, и в селе Самарово были шествия ряженых, участниками которых являлись антропоморфные персонажи. Символом Святок в селе Самарово были традиционные вертеп и звезда, а в Сургуте – герой лубочной пьесы царь Максимильян. В Сургуте ряженые начинали ходить на третий день после Рождества, а в селе Самарово – с начала января. Заканчивались костюмированные святочные шествия и Сургуте, и в Самарово накануне праздника Богоявления.