Ф.В. Саламатов
Еще до образования колхоза жители Евры разрабатывали небольшие участки земли под пашни; корчевали густой таежный лес вручную, выжигали мелкий березняк, осинник, тальник. Отсюда появилось название полей «гарь». Сельскохозяйственными орудиями труда были сохи, деревянные бороны, серпы, молотилки.
В большом количестве выращивали картофель, так как семьи, были большими. Из овощей выращивали морковь, репу, редьку, турнепс, свеклу, капусту, огурцы. Не знали о помидорах и редиске. Из зерновых — рожь, ячмень, овес, лен, конопля, гречиха. Пшеницу не сеяли.
Для хранения продуктов питания пользовались погребами со льдом (летом) на улице и подпольями. В лесу для временного хранения мяса и рыбы строили свайные лабазы.
В начале 30-х годов XX века в Евре организовали колхоз «Молодой активист». Колхозники занимались охотой, рыбодобычей, хлебопашеством. Река и озера давали рыбу. Как и раньше, обязательно соблюдали сроки охоты, рыбодобычи, сбора ягод, орехов. Знающие люди собирали лекарственные травы, подростки — сосновые крупянки (побеги), скоблили сосновый сок. На зиму заготавливали багульник (от моли) и можжевельник, очищающий воздух в помещении.
Евринцы издавна имели домашний скот и птицу: коней, коров, овец, свиней и кур. Лошади были выносливые, зимой сами себе из-под снега добывали пищу копытами. Сено ставили только для рабочих лошадей, остальные круглый год выпасались на воле.
Все постройки и дома деревни Евра были давними, в них жило не одно поколение манси. Основная часть построек — это добротные пятистенные дома с трех-четырехскатными крышами. Подворья
имели ворота, калитку, дворы с сеновалами для скота, бани с предбанниками, амбары, крытые навесы, дровяники, выстланные досками и крытые места для сушки белья и погребов.
В хозяйствах манси Евры использовались берестяные сосуды и емкости — чуманы, туески, пайбы (пайвы), крошни, а также глиняные горшки, кринки, чугуны, самовары, металлические кружки, деревянные ложки, деревянные корытца для рубки мяса.
Небогатое имущество хранили в деревянных сундуках, обитых по углам и по верху цветными полосками жести. Умывальник был металлический с рожком, а то и вообще без него, просто банка. Для сбора воды использовали медные тазы, чуманы, деревянные шайки. Белье стирали щёлоком, без мыла, полоскали зимой и летом в реке, выбивали на льду вальком, «гладили» вальком и катком.
Евринские мужики нюхали самодельный табак, но не закладывали его за щеку, как это делается у северных манси. Табакерки были и самодельные и купленные у проезжих торговцев.
Лыжи — только охотничьи (без палок) — широкие, не очень длинные и обтянутые шкурой лося, чтобы исключить скольжение лыж назад, особенно при подъеме в гору. Еще в 1940 году жители Евры пользовались небольшими ручными нарточками для собак, чтобы подвезти к дому дрова, вывезти из тайги мясо и рыбу (при отсутствии лошадей).
Из орудий лова рыбы и зверя были плетеные морды (ловушки), арпы (запоры-изгороди на всю ширину реки), летние запоры, слопцы на боровую дичь, кулемы, петли, капканы и др.
Однажды во время хорошего хода рыбы в запоре все жители деревни были на берегу у шохрупов — специальных строений типа амбара без пола с отверстиями в стенах для выхода дыма, в которых коптили рыбу. Это было в начале 1930-х годов. Люди неожиданно услышали какой-то непонятный и незнакомый им шум или гул. Все выскочили из шохрупов: О, чудо — по небу «плыла» огромная рыба и издавала непонятный для евринцев гул. Манси решили, что летит колдовская рыба, ее надо убить. Кое-кто из мужчин побежал домой за ружьями. Но эта «чудо-рыба» летела своим путем и скрылась за облаками. Это был первый самолет — аэроплан, пролетевший над шохрупами, над рекой Еврой и над деревней Еврой.
Охотники Евры добывали лосей, медведей, пушных зверей — соболя, горностая, колонка, выдру, ондатру и даже бурундука. Попадался и дикий олень, он считался промысловым зверем. Домашних оленей в Евре не было. Евринские охотники соблюдали старинные охотничьи обычаи. Ружейными выстрелами они извещали своих земляков о своем возвращении с промыслов. Три выстрела означали, что убили медведя, один выстрел — лося. Жители о таком обычае знали, радовались удаче: есть мясо, значит есть жизнь, будет и праздник.
В большом количестве заготавливали ягоды, орехи, грузди (для соления), белые грибы.
Из многих ягод, произраставших в здешних местах, на зиму запасали только бруснику и клюкву. Все другие ягоды в большом количестве употреблялись с лета до зимы, по мере их созревания. Ни у кого из манси и русских в огородах никакие ягоды не выращивали. В лесу их хватало и людям, и птицам, и зверям.
Знаменитые кедровники росли всюду: вокруг речки, деревни, вдоль реки Евры. Заготовка ореха проходила в главных кедровниках, находящихся далеко от деревни Евры, за дальним озером. Когда наступало время заготовки орехов все взрослые ехали и шли пешком в те края. Шишки сбивали колотом (деревянной колотушкой), но в основном их собирали на земле, привозили домой и разделывали специальными самодельными приспособлениями: терка, решето. Орехи подсушивали в русской печке.
Евринские манси были набожны и суеверны. В Евре престольный праздник — Семенов день (12 сентября). К Троице приносили домой ветки березы, ставили их к каждому окну и на улице. К Пасхе приносили ветки пихты. У въезда в Евру, со стороны с. Сатыга, был бревенчатый настил по болоту. Проходя и проезжая через него, бросали в болото монеты, этим чтили хозяина болота. Далее на пути через маленькую речку, впадающую в р. Евра, был мостик. Здесь тоже бросали монеты в речку, очень богатую ершами. Собирать монеты запрещалось.
Тотемная птица евринских манси — куропатка. Манси, обращенные в христианство, сохраняли свое языческое происхождение, хотя были почти обрусевшими и имели православные иконы: поклонялись священным деревьям, шайтану и шайтанским амбарчикам на высоких сваях.
Под Новый год, особенно под Рождество Христово, молодые манси и русские деревни Евры переодевались в разные одежды, костюмы, чтобы их не узнали, и ходили по домам — скоморошничали. Их называли «шуликуны».
Евринские манси и русские верили в колдовство, порчу людей и скота, в проклятия и в «Лешака». Будто бы в здешних болотах или в лесах жило какое-то сверхъестественное человекоподобное чудовище: одна нога деревянная, на другой — лошадиное копыто, с человеческой головой.
Анна Митрофановна Конькова в своих произведениях рассказывает о Компалэне (Болотный дух, получеловек, полузверь). Возможно, это и есть то чудовище, о котором рассказывали старики манси.
Жизнь в Евре — тихой мансийской деревне шла слаженно, мирно, все жили в согласии. Несмотря на свою неграмотность, жители были гостеприимны, трудолюбивы, чистоплотны, были распространены трезвость, взаимопомощь и коллективизм.