Прочитав в №3 «Епархиальных ведомостей» статью «О благочинническом съезде на севере», где автор просит откликнуться и дополнить своими мыслями его заметку, я благодарю автора за его клич и со своей стороны считаю своим священным долгом присоединиться к нему, как уроженец северного края. Кроме того, 20-летнее служение мое в березовских весях в должностях псаломщика, дьякона и священника заставляет поделиться мыслями о далеком Севере.
Вперед прошу не осудить меня за мою статью.
Духовно-нравственное состояние остяков
Остяки страдают незнанием даже начальных молитв, не ознакомлены они с правилами нравственности и с значением обрядов.
Из таинств они находят нужным только крещение, и то считают в нем важным наречение имени. Инородцы, придя звать крестить, говорят: «Батько, дай имя!» — а остальное для них неважно.
Таинства исповеди и св. причастия исполняются из 100 чел. одним. Отпевание считают нужным, но только не во всех приходах; например, за Березовом к Обдорску — в приходах Мужевском, Кушеватском, Обдорском, Березовском Соборном и Березовском Богородице-Рождественском, всех умерших кладут на своих кладбищах, которые находятся почти в каждых юртах. Эти кладбища отстоят от юрт верст на 5—7—10 в сторону; священников туда не возят, а просят отпеть заочно, потому что боятся, чтобы священник не увидал их обряда погребения и не запретил бы его. Обычаи их следующие: кладут в гроб с умершим предметы, из которых и которыми он ел, и то, что покойник носил и чем занимался, т.е. чашку, ложку, чайник, котел, табак, трубку, если курил, обувь летнюю и зимнюю, верхнюю одежду — зимнюю и летнюю, всего по одной штуке; рыболовную сеть; на могилу ставят нарту, на которой покойник ездил, и лодку.
Таинство брака очень редко совершается: большая часть инородцев живёт незаконно, даже есть из них живущие с убежавшими законными женами.
Таинства елеосвящения не совершают.
Заметно среди инородцев охлаждение к храму Божию. Лет 30 тому назад они были усерднее ко всему, так как начальство оказывало содействие духовенству. С 1906 года, под влиянием административно-ссыльных, инородцы от многого отстали. Детей, после того как окрестят, ни разу не приобщают. Молитву сороковую не берут. Учиться грамоте детей отдают мало; во всем Березовском уезде пять школ с инородцами, из них три школы церковные: 1) Березовская второклассная, в ней 5 девочек; 2) Обдорская — от миссионерского общества; 3) Кондинская при женском монастыре, в ней инородцев 12 человек. Две школы министерские: 1) в Малом Атлыме с общежитием и 2) в Большом Атлыме — в юртах — там обучается 30 чел., школа открыта в 1910 г. Жертвоприношения и идолопоклонство до сего времени не прекращаются; только молодое поколение начинает уклоняться от этого, в особенности те, которые окончили начальные школы. Замечается стремление отдавать детей в школы, но только родители с большою неохотою отправляют детей в отдаленные школы. Когда построят школы в юртах, то они охотно будут учить детей своих.
Какие причины оскудения духовной стороны инородцев?
Причиною небрежного отношения инородцев-остяков к молитвам, к таинствам, к вере и церкви служит незнание священниками остяцких наречий, вследствие чего они не могут научить инородцев молитвам и объяснить всю важность св. таинств, св. веры и церкви. Хотя некоторые инородцы и знают по-русски, но только самый обыденный разговор, и то почти бессознательно. Чтобы знать наречия остяцкого языка, для этого священнику нужно жить долго на одном месте, не перескакивая из прихода в приход, даже в Березовском уезде, потому что почти в каждом приходе Березовского уезда свое остяцкое наречие. Например: в Обдорском приходе свои наречия — остяцкое и самоедское, в Мужевском и Кушеватском приходах другое наречие, в Полноватском приходе два наречия: казымское и сосвинское, в Березовском Богородском приходе два наречия: сосвинское и сынское, что в Мужевском приходе; в Березовском соборном приходе два наречия: вогульское и сосвинское; в Чемашевском, Шаркальском, Мало-Атлымском, Сухоруковском, Троицком приходах одно во всех наречие, только в Шаркальском приходе есть еще малососвинское наречие. В Сосве в приходах Сартынинском, Няксимвольском и Щекурьинском одно сосвинское наречие. Итого 7 наречий в 14 приходах Березовского уезда.
Если бы священник, знающий язык, вздумал выехать в юрты для проповедывания слова Божия, то не дают подводы; говорят: «Мы не обязаны возить». Как тут быть? Где взять средства на выезд? По приходу священнику доводится ездить весной на лодке в мае месяце, осенью в августе, зимой в январе после Крещения и великим постом. Одни ездят для исповеди и святого причастия с запасными дарами — это делают немногие священники; другие же ездят только для исповеди, а третьи объезжают юрты для увещания инородцев, чтобы приезжали в церковь для говения. В некоторых приходах, наприм[ер] в Мужевском приходе, можно ездить только два раза, в декабре и великим постом, потому что в другое время все инородцы уезжают на рыбные промыслы за Обдорск и в другие места. Что можно сделать в такое короткое время? Весной в мае месяце инородцы разъезжаются по разным протокам, по два и по три семейства, для рыбных промыслов; в августе месяце они бывают там же, а некоторые мужчины собираются на пески для неводьбы, а женщины уезжают на сенокос, так что в другой раз некому везти священника. Кому тут будешь проповедывать? После Крещения, действительно, они бывают в сборе, но горе в том, что у них в то время бывает поголовное пьянство, потому что к этому времени кончаются ясаки и расчеты рыбные и пушные. Если священник приедет к ним в это время, то, кроме грубостей, ничего не увидит. Великим постом инородцы опять уезжают в леса на ловлю пушного зверя и до Пасхи не приезжают; дома остаются женщины, дети и старики, и ямщики для гоньбы почты и земщины. Ныне многие инородцы стали оставаться на зимнее житье в летних юртах, где они летом промышляли рыбу, поэтому одни юрты разделились на три и на четыре юрты, чем увеличили труды священника.
Что нужно для улучшения религиозного быта инородцев?
а. Выстроить молитвенные дома в каждой юрте, с районом в 15 верст, где бы можно было служить литургию на переносном престоле, кои нужно приобресть в каждый приход по одному. Тогда бы могли дети остяков приобщаться, чего они, бедные, никогда не делают; это принесло бы пользу в том отношении, что когда бы они выросли, то считали бы за обязанность исполнять св. таинства исповеди и причастия. Кроме того, и для взрослых было бы хорошо: часто они слышали бы слово и службу Божию; в этом молитвенном доме говели бы. Трудно им ехать с семьей для говения: надо там лошадь кормить, платить за сено, за квартиру, а дома между тем скот без присмотра и дети малые, всех не возьмешь; ведь юрты отстоят от села в 15—20—25—40—50—70, даже 80 и 120 вер[стах] и более.
б. Нужно составить азбуки на все семь остяцких наречий и перевести их на русский язык, чтобы можно было ими воспользоваться каждому священнику при вступлении на приход.
в. Нужно выхлопотать прогонные деньги для разъездов, каковой вопрос был поднят духовной консисторией, кажется, в 1904 или 1905 году; от причтов отобраны сведения, сколько прогонов и на какой приход нужно, но результаты сего неизвестны.
г. Нужно привлечь священников в Березовский уезд из окончивших курс семинарии, назначив им приличное содержание; выхлопотать привилегии, данные чиновникам в северном краю.
Нужно выдавать награды за переводы с остяцкого языка на русский. Перемещать священников на другой приход только тогда, когда они переведут на русский язык наречие остяцкое, употребляемое инородцами в их приходе.
д. Хлопотать о прекращении винных лавок в инородческой оседлости и строго преследовать тайную продажу вина торговцами и местными жителями крестьянами. Пьянство увеличивается быстро, а с ним и другие пороки. Родители остяки не отдают дочерей без калыму, а как только перепьются, дочери убегают своевольно и живут незаконно.
е. Устраивать школы по юртам церковные, а не министерские, чтобы они были под присмотром священника и опытного учителя, а в министерских училищах трудно усмотреть за нравственностью учеников, т.к. учащие скрывают и священника не допускают вникать в жизнь школы, а стараются навеять ученикам современные идеи. Открытие школ по юртам весьма бы подвинуло дело развития инородцев, и эти ученики служили бы хорошими помощниками священникам, служили бы в молитвенных домах часы под руководством учащих и могли бы дома научить молитвам утром и вечером взрослых. Но вопрос опять в хорошем вознаграждении учащих, а то едва ли кто поедет в такие глухие места за малое вознаграждение. Чтобы подготовить своих учителей из местных инородцев и крестьян, для этого хорошо бы было устроить в селе Кондинском, как в среднем пункте, второклассную школу с общежитием и с мастерскими при ней, как то: столярной, сапожной, слесарной, кузнечной; в этом край имеет большую нужду. Эта школа заменяла бы две местные начальные школы, на которые отпускаются средства: на миссионерскую — 500 рублей от миссионерского общества и на министерскую — 800 рублей от Министерства народного просвещения.
ж. Необходимо бы выхлопотать у гражданского начальства денежную помощь на школы и на устройство молитвенных домов по юртам из капитала, имеющегося у инородцев Березовского уезда в порядочном количестве.
з. Обязать причты Березовского уезда выдавать метрические справки и другие документы, необходимые для таинства брака, бесплатно, а гербовый сбор пусть взимается тем причтом, который требует документы. А то бывают такие случаи: деньги, посланные на гербовые марки, причт берет себе за труд и, послав документ, просит взыскать гербовый сбор. Нужно помнить причту, что выдача метрических выписей, на основании статьи 101 устава дух. консисторий, производится бесплатно. Не нужно брать за брак с инородцев никакой платы, потому что они этим очень тяготятся.
Прошу отцов и братию Берез[овского] благочиния обратить внимание на нашу заметку и дополнить ее.
Добавляю, что для таких существенных вопросов нужны съезды уездные.
Зосима Козлов, священник Кондинской Свято-Троицкой церкви Березовского уезда
«Тобольские епархиальные ведомости», 1911. № 6