Югра-44

Александр Петрушин

14 августа 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Тюменская область. Но действительные причины и обстоятельства появления этого административно-территориального образования все еще неизвестны.

Как утверждает 86-летняя Елизавета Шестернина, единственная ныне здравствующая из первого состава Тюменского обкома ВКП(б), «…спецпоезд с партийным, советским и чекистским руководством, около 60 человек, прибыл в Тюмень из Омска 13 августа, то есть за день до объявления указа. Разговоры о разделении Омской области начались в кабинетах и коридорах обкома и облисполкома сразу же после нового, 1944 года».

Тогда же из Омска в Ханты-Мансийск отправилась секретная партийно-чекистская экспедиция.

Все о рыбе

В ее отчете, утвержденном в июне 1944 года секретарем Омского обкома ВКП(б) Кудиновым и начальником УНКГБ Быковым, отмечалось (выдержки публикуются впервые): «Ханты-Мансийский национальный округ — 548 тыс. кв. км — занимает более 1/3 всей Омской области.

Территорию округа пересекают крупнейшие реки Сибири — Обь и Иртыш с большим количеством притоков, крупных и мелких озер, на которых насчитывается свыше 10 тыс. рыбоугодий с общей зеркальной поверхностью 2937 тыс. га, изобилующих большим запасом рыбы, могущим обеспечить ежегодный вылов ВНИОРХ 545 тыс. центнеров при плане на 1944 год 350 тыс. центнеров.

Округ имеет 6 МРС, 12 рыбозаводов, 1 рыбоконсервный комбинат, 1 консервную фабрику, 299 колхозов, из них 136 национальных, 222 колхоза на уставе рыболовецкой артели.

Валовая продукция рыбной промышленности в 1943 г. вдвое увеличилась против 1940 г. и достигла 78% к общему объему валовой продукции округа в целом.

В 1942—1943 гг. в округе построено 7 новых рыбозаводов, 4 моторно-рыболовных станции, пущена в эксплуатацию Сургутская консервная фабрика, организовано 19 рыбоучастков, 108 рыбоприемных и рыбообрабатывающих пунктов, изготовлено 1612 единиц мелкого рыболовецкого флота.

В 1943 г. выпущено до 7668 тыс. консервных банок против 6029 тыс. в 1941 г.

Вылов рыбы по округу неуклонно растет: 1940 г. — 135768 ц, 1941 г. — 150551 ц, 1942 г. — 238151 ц, 1943 г. — 311808 ц.

Однако планы вылова рыбы в 1943 г. и в первом полугодии 1944 г. не выполнены. Имели место случаи порчи рыбы. На Полноватском рыбозаводе испорчено 4250 кг, на Сосьвинском — свыше четырех тонн, Сытоминском и Нахрачинском — свыше пяти тонн. На этих же заводах и других пунктах испорченная рыба в больших количествах была переведена в низкие сорта.

Загрузка механизмов на Самаровском и Сургутском консервных комбинатах не превышает 50% из-за нерегулярных поставок сырья. В зимний период эти консервные предприятия простаивают…».

Немного о людях и коммунистах

«Всего в округе проживает 93375 человек, в том числе коренного населения 21294 человека. Всего рабочих и служащих — 45350 человек, колхозников — 37628.

Коммунистов — 1338 человек (в рыбной промышленности  — 202, из которых непосредственно на производстве — 27).

В период массового лова в 1943 г. на путине работали 551 коммунист и 1195 комсомольцев. Кроме того, для оказания помощи райкомам командировано 54 человека окружного партактива и 29 комсомольского.

Номенклатура окружкома ВКП(б) определена в 614 человек…». Среди руководящих работников женщин 20,8%, из них две женщины — секретари райкома. Нет женщин среди директоров рыбозаводов и МРС.

О разных дорогах

«Летних гужевых и автомобильных дорог в округе нет. Единственным видом наземного транспорта являются гужевые зимники. Основной характер грузоперевозок — вывоз рыбы из глубинок.

Речной флот с грузоперевозками не справляется: в 1943 г. не вывезено рыбы из Ларьякского района свыше 300 тонн, из Полноватского рыбозавода — 30 тонн.

Не завезены мука, соль и другие товары во все отдаленные районы, не обеспечено продовольствием национальное население Березовского, Микояновского, Сургутского и Ларьякского районов.

Катерный флот пришел в полную негодность. Деревянные корпуса судов вместо нормального срока эксплуатации в 7 лет служат 10 и совершенно сгнили. Моторы требуют капитального ремонта, который не производится из-за отсутствия запчастей.

Только шесть радиовещательных станций расположены в Ханты-Мансийске и в райцентрах. Остальные населенные пункты округа не радиофицированы и в периоды весенней и осенней распутицы полностью оторваны от остального мира.

Из 12 рыбозаводов только шесть имеют непосредственную связь с центром округа. Из 47 рыбоучастков 9 не имеют никакой связи…».

О пище духовной

Выходят окружная и 5 районных газет. Основная тема — рыбоедаха. Окружная газета поступает в ближайшие колхозы на 5—10 день после издания, а областные и центральные газеты не поступают на места один-два месяца, а то и больше. В национальные поселки газеты вообще не поступают.

Кино есть только в Ханты-Мансийске. Картины старые. Кинопередвижки во многих колхозах не бывают годами…».

Куда деть генералов?

После такой секретной характеристики Ханты-Мансийского округа Омск легко отказался от него в пользу Тюмени.

В партийном учебнике «Очерки истории партийной организации Тюменской области», изданном в 1965 году, указано: «Для улучшения работы партийных и советских организаций и их руководства промышленностью и сельским хозяйством… была образована Тюменская область с центром в городе Тюмени в составе 25 районов и двух национальных округов — Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого. Были созданы 991 первичная партийная организация, 2 окружкома, 4 горкома и 43 районных комитета партии».

Но некоторые источники считают, что создание в 1943—1944 гг. новых областей: Курганской, Великолукской, Тюменской, Томской — проводилось для трудоустройства после окончания войны высшего командного и политического состава вооруженных сил.

Вопрос: куда деть после войны 3000 генералов — начал занимать управление кадров Красной Армии с лета 1944 года (сегодня в России более 7000 генералов и адмиралов. — А.П.).

Предполагалось увеличить в мирное время число дивизий за счет сокращения их личного состава до 4000 человек (штат дивизии во время войны — 12000 бойцов и командиров), сделать генеральскими должности заместителей командиров корпусов, дивизий и гвардейских полков, снизить количество курсантов в военных училищах с 1000 до 300, а должность начальника сделать генерал-лейтенантской…

Входящих в номенклатуру ЦК ВКП(б) членов Военных советов (сокращенно ЧВС), начальников политуправлений фронтов и армий планировалось разместить по обкомам и облисполкомам освобожденных западных территорий (Украина, Белоруссия, Прибалтика, Молдова, Восточная Пруссия) и вновь образованных восточных областей.

Для Тюменской области такой кадровый маневр нехарактерен. Из всего первого состава нового обкома и облисполкома ни один чиновник не был на фронте. Только председатель облисполкома К.Ф. Кошелев «понюхал пороху», но еще на Гражданской войне. Сначала он служил санитаром в армии Колчака, а после ее разгрома в 1920 году — пулеметчиком в Красной Армии. За «штурмовые ночи Спасска и волочаевские дни» награжден орденом Красного Знамени (в Тюмень Кошелева направили с должности зампреда Омского облисполкома — повышение).

Первый секретарь Тюменского обкома партии Ф.М. Чубаров и сменившие его И.И. Афонов (с 1949 г.), Ф.С. Горячев (с 1951 г.) и В.В. Косов (с 1955 по 1961 гг.) всю войну находились в тылу. Их партийная карьера началась после расстрельных чисток партии 1937—1938 годов с освободившихся должностей секретарей сельских райкомов и начальников политотделов МТС (машинно-тракторных станций). Выше всех поднялся Горячев: после Тюмени был «первым» в Калинине (сейчас Тверь) и Новосибирске, избирался членом ЦК с 1952 года (еще при Сталине), депутатом Верховных Советов РСФСР и СССР, получил звезду Героя Социалистического труда, четыре ордена Ленина, ордена Октябрьской революции, Трудового Красного знамени, Дружбы народов. На пенсию вышел в 73 года, пережил «перестройку» и скончался в 1996 году в Москве.

Незавидная область

В августе 1944 года Тюменская область считалась среди партноменклатуры незавидной — тогда никто не предполагал о существовании богатейших запасов нефти и газа (при правлении Н.С. Хрущева ее вообще хотели затопить, построив на Оби ближе к Салехарду мощную ГЭС).

Промышленности, кроме нескольких эвакуированных в Тюмень предприятий, никакой. Механизация сельского хозяйства слабая. Урожайность низкая. Потери зерна большие. Падеж скота: в 1944 году крупного рогатого скота пало 22500 голов, или 9,6% от всего поголовья, овец — 58233, или 16,2%, свиней — 12528, или 16,6%. Из приплода всех видов скота пало 58 тысяч голов, или 1/3 молодняка.

Оскудели рыбные запасы рек. Да и как им сохраниться при хищническом выполнении постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 6 января 1942 года «О развитии рыбных промыслов в бассейнах рек Сибири и на Дальнем Востоке», когда Тобольский, Ханты-Мансийский и Ямальский госрыбтресты только в 1944 году выловили более 300 тысяч центнеров рыбы (но на 119 тысяч центнеров меньше, чем в 1943 году). Несмотря на постоянное невыполнение планов, огромные потери при транспортировке и переработке из-за технической отсталости отрасли, задание по добыче рыбы на 1945 год было установлено в 458 тысяч центнеров.

В политическом и социальном отношениях Тюменскую область оценивали как «тревожную» — место ссылки, где почти треть населения, особенно на Севере, составляли репрессированные советской властью крестьяне, угнанные с родных мест немцы и калмыки… Отсюда произвол спецкомендатур, нищета, голод, страх…

Высокий уровень преступности в области определяли… хищения зерна. Во время уборки урожая 1944 года за такие преступления привлекли к суду 1310 человек, у которых изъяли 108 тонн зерна (тогда область сдала государству 9335 тысяч пудов). На хищения зерна людей толкала нужда. Но судебнокарательная система не знала пощады. В Абатском районе за  1944 год было осуждено 900 человек, или 10% трудоспособного населения.

Ханты-Мансийский окружной суд приговорил Е.П. Богатырева, инвалида Отечественной войны, имеющего троих малолетних детей, к одному году лишения свободы за кражу одной банки консервов на Самаровском консервном комбинате. Однако окружной прокурор потребовал отменить приговор за мягкостью и ужесточить для калеки меру наказания.

В области увеличилось число сирот: не было ни одного района, где не было бы детских домов. Их обследование выявило неприглядную картину: «…в детдоме № 13 Омутинского района дети грязные, полураздетые, спят на голом полу, больны чесоткой, для них нет ни умывальников, ни полотенец, ни посуды. В детдомах Ишима размещено 350 детей, но помещения плохо отапливаются, холодные, сырые. Дети имеют одну смену белья, в баню ходят редко, чесотка стала обычным явлением… только за четвертый квартал 1944 года зарегистрировано 496 преступлений, совершенных детьми в возрасте до 12 лет (старших судили, как взрослых), за которые осуждено 546 детей (в основном за воровство).

Голоса округов

Проблемы новой области обсудила в феврале 1945 года первая областная партийная конференция. Выступления некоторых ее делегатов свидетельствовали о возросшем чувстве собственного достоинства территорий.

Секретарь Ямало-Ненецкого окружкома ВКП(б) А.Т. Зенков-Чучумаев призвал руководство области «иметь хотя бы элементарное понятие о Севере». Обратив внимание делегатов конференции на демонстрируемую в зале карту Тюменской области, он воскликнул: «Вот самая неправильная карта, на которой наш округ вместо 9 районов имеет 4. Шурышкарский район отнесли к Ханты-Мансийскому округу, хотя он входит в Ямало-Ненецкий округ… Областные организации считают северные округа наравне с районами, которые находятся рядом с Тюменью…».

Его поддержал председатель Ханты-Мансийского окрисполкома Ф.П. Комаров: «Из практики своей работы я должен сказать, что омское партийное и советское руководство знало наш округ только по карте, переписке и тайным проверкам. Отдельные руководящие работники недавно организованной Тюменской области также слабо знают наш округ, перспективы его развития, недостатки и нужды…».

Растущая самостоятельность отдаленных от центра территорий могла вызвать после победы в большой войне протестные явления против откровенной колонизации.

Такое уже случалось в истории нашего края. Чтобы предупредить создание самостоятельного от Тюмени и Екатеринбурга Северного национального округа с центром в селе Самарово, Тюменская губерния в ноябре 1923 года была упразднена, а ее территория, разделенная на три округа (Тобольский, Тюменский, Ишимский), вошла в Уральскую область (в декабре 1930 года из Тобольского округа выделились Остяко-Вогульский и Ямало-Ненецкий национальные округа).

Кратковременное существование в 1934 году Обско-Иртышской области с четырьмя центрами: Тюмень — политический, Тобольск — экономический, Остяко-Вогульск и Салехард — национальные, совпало с вооруженными выступлениями части коренного населения против насильственной коллективизации. Казымское вооруженное восстание и волнения в Ларьякской тундре напугали Кремль. С января 1935 года территорию Обско-Иртышской области включили в состав Омской, но такое угнетенно-депрессивное состояние региона не могло продолжаться долго. Война ускорила появление нового административно-территориального образования — Тюменской области. До самостоятельности округов оставалось еще пятьдесят лет.

«Подорожник» №5, 2005

ул. Энгельса

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика