Новомир Патрикеев
Политико-воспитательная работа среди комсомольцев первого призыва строилась, исходя из указания VIII съезда РКП(б) о том, что партия должна иметь за собой хорошо подготовленные резервы, из которых она могла бы черпать новых, проникнутых революционным энтузиазмом, честных и сознательных работников.
Первыми преподавателями политграмоты комсомольцам и молодежи стали руководители уездных комитетов партии, секретари партийных ячеек, сельские коммунисты. Они возглавили проведение среди молодежи агитационно-пропагандистских кампаний, чтение докладов и бесед, делились редкой тогда политической литературой.
В январе-марте 1920 г. в Сургуте было выпущено 27 номеров машинописного многотиражного бюллетеня военно-революционного комитета, где регулярно помещались сообщения по уезду, последние известия, иностранная информация, велся раздел «На красных фронтах». В Березово в марте 1920 г. начала выходить многотиражная стенгазета «Северная Звезда», где также публиковались сообщения о местных событиях, сводки с фронтов. Первые такие издания, руководимые коммунистами, были ценным источником в разъяснительной работе среди молодежи.
Партийные организации помогли комсомольцам создать в уездных центрах и больших селах политические секции. Докладчиками и беседчиками назначались наиболее подготовленные коммунисты и члены РКСМ. По примеру красных агитационных повозок, работавших в южных районах, первые комсомольцы Севера снаряжали по деревням красные агитлодки. Летом 1920 г. 12 комсомольцев Сургута были направлены агитаторами на село.
Большую помощь комсомольским организациям Севера оказал созданный в 1920 г. при Тюменском губкоме РКСМ отдел издательства, который печатал информационные странички, воззвания, анкеты, лозунги, тезисы для агитаторов и другие материалы.
Получив литературу, газеты, комсомольцы заботились об их распространении, старательно изучали, спорили, обсуждали в связи с этим свои дела, мечтали о будущем. Для несоюзной молодежи на основе полученных материалов разрабатывались и читались доклады или беседы на темы: «Объяснение Устава, Программы и работы РКСМ», «Что такое советская власть?», «Чего хотят красные?»
После III съезда РКСМ в основу воспитательной работы среди подрастающего поколения был положен ленинский призыв к молодежи «Учиться коммунизму». В.И. Ленин сказал: «Задача союза молодежи — поставить свою практическую деятельность так, чтобы учась, организуясь, сплачиваясь, борясь, эта молодежь воспитывала бы себя и всех тех, кто в ней видит вождя, чтобы она воспитывала коммунистов».
Придавая большое значение изучению итогов работы III съезда комсомола и речи В.И. Ленина, Сиббюро ЦК РКСМ в декабре 1920 г. перепечатало брошюру с речью В.И. Ленина тиражом 10000 экземпляров и распространило по губернским комсомольским организациям Сибири.
В развитие указаний В.И. Ленина X съезд РКП(б) (март 1921 г.) обязал партийные комитеты помочь комсомолу наладить политическое просвещение его членов, а представителей партийных комитетов в комитетах РКСМ — участвовать в идейном руководстве комсомолом. Съезд отметил, что «РКСМ ведет самостоятельную работу среди членов союза на основе единого политико-просветительного плана». Партия требовала сосредоточить центр тяжести работы комсомола на помощи членам союза в усвоении научно-коммунистического образования.
Вековая отсталость малых народностей Севера, снижение активности населения, приток в комсомол после окончания гражданской войны политически незрелой и неграмотной молодежи требовали ее энергичной и основательной закалки. Местные партийные и комсомольские организации сделали упор на повышение общеобразовательного, культурного, политического уровня молодежи в наиболее доступных формах.
Для этого, прежде всего, нужна была соответствующая литература. Летом 1921 года коммунисты из Березовского ревкома писали Тюменскому губкому партии и губисполкому: «Ввиду полного отсутствия информации центром, напоминаем, что и на нас брошенных, на далекий Север… работников советвласти нужно хотя бы немного обратить внимания и по возможности снабдить духовно-пролетарской пищей…»
Летом 1921 г. открылся комсомольский политический клуб при Цингалинской ячейке РКСМ, где сосредоточилась вся воспитательная работа среди молодежи. В июне-июле Сургутский уком комсомола организовал месячный рейс красной агитлодки по населенным пунктам. Комсомольцы с.Нахрачи начали проведение политбесед и лекций среди молодежи в сентябре и до конца года проводили в среднем по две-три беседы и лекции в месяц.
Массовое проведение политико-воспитательной работы началось только в конце 1921 г. после возвращения комсомольцев и молодежи с рыбных промыслов. В уездных центрах с помощью партийных организаций были созданы комсомольские политические клубы. Организованно прошла кампания распространения юношеской печати на 1922 г. Вместо пятипроцентного отчисления многие комсомольцы выделяли на подписку до половины месячного заработка.
В 1922 году политико-просветительная работа уездных комитетов и ячеек РКСМ стала проводиться по планам. Ее главные формы: посещение комсомольских клубов, рейсы агитлодок, читки, политбеседы, доклады и лекции. Наиболее часто читались лекции и доклады на такие темы: «Сущность капитализма», «Сущность коммунизма», «Новая экономическая политика», «Религия и коммунизм», «Очередные задачи РКСМ в уезде».
В течение одного месяца Березовский политклуб организовал 12 докладов и политбесед, две лекции для молодежи, Сургутский — 10 докладов и бесед, 9 собеседований и читок газет. В этом клубе вместе с 40 комсомольцами постоянно занимались 32 человека из несоюзной молодежи.
В 1922-1923 учебном году была впервые налажена политическая учеба по 90-часовой программе. Изучались темы: «Юношеское движение в России и на Западе», «Программа и Устав РКСМ», «История РКП(б)», «История Интернационала», «Понятие о коммунизме» и другие. В зависимости от грамотности слушателей делили на группы, наиболее подготовленные выступали с докладами перед своими товарищами.
К этому времени относится начало воспитательной работы комсомольских организаций среди детей. 18 апреля 1923 г. Сургутский уком РКСМ утвердил план политических занятий в «детском очаге». Все мероприятия были выполнены. Комсомольцы проводили в очаге беседы, выпускали стенгазеты, ставили инсценировки и живые картинки, писали агитплакаты и лозунги.
Выполняя поставленную V съездом РКСМ (11-17 октября 1922 г.) задачу по налаживанию коммунистического образования, подчинению молодежи прочному влиянию пролетарской идеологии, комсомольские организации добились общего оживления политико-воспитательной работы. Это было отмечено и в решении Уральского бюро ЦК РКСМ в октябре 1923 г.
Идейно-воспитательная работа комсомольских организаций проходила под постоянным руководством партийных комитетов. В феврале 1923 г. Уральское бюро ЦК РКП(б) выделило двух своих представителей для организации политико-просветительной работы среди молодежи и создало специальную комиссию по разработке программы политграмоты для молодежи. Тюменский губком РКП(б) организовал подготовку активных комсомольских работников-пропагандистов через партийные школы. Укомы РКП(б) контролировали выполнение программ и планов политзанятий. Укомы комсомола отчитывались перед ними о проведении воспитательной работы.
Партийные работники и рядовые коммунисты воспитывали молодежь в повседневных делах, служили примером в борьбе с трудностями воспитательного периода, в учебе, вселяли в сердца твердую веру в торжество коммунизма. 23-летний секретарь Березовского укома РКП(б) Григорий Апполинарьевич Виноградов часто выступал перед молодежью с докладами, руководил политучебой, участвовал в художественной самодеятельности и в подготовке наглядной агитации. По его совету работники Березовского укома РКП(б) взяли шефство над комсомолками Зоей и Настей Поленовыми, порвавшими с родителями, которые были против их вступления в комсомол. Коммунисты помогли сестрам стать активными членами РКСМ. Анастасия Поленова позже была избрана секретарем комсомольской ячейки.
В уездных центрах под руководством коммунистов развернулась работа агитационно-пропагандистских коллективов, которые собирались почти еженедельно, готовили доклады, беседы. Участники их часто выезжали в ячейки и выступали перед молодежью. Уездные комитеты партии нацелили комсомольские организации на проведение ликвидации политической неграмотности молодежи. Обычно эти занятия проводились вместе с партийцами, часть молодежи занималась при профсоюзных кружках. Обдорская ячейка провела в политликбезе 23 занятия, активно вели политзанятия национальные Сартыньинская и Саранпаульская ячейки РКСМ.
Осенью 1923 г. комсомольские организации Обского Севера усилили работу по повышению политической грамотности молодежи в свете разработанного плана работы деревенских комсомольских ячеек. На комсомольских собраниях утверждались и контролировались планы политико-воспитательной работы, главное внимание уделялось кружковым занятиям, беседам и лекциям.
Тюменский губком РКСМ дал хорошую оценку политико-воспитательной работе Березовского укома комсомола, который организовал проведение политзанятий, докладов и бесед на политические темы во всех ячейках. Лучшей комсомольской ячейкой Березовского уезда по политработе в зиму 1923-1924 гг. была признана Обдорская, в Сургутском уезде — Новоникольская, где политико-просветительная работа проводилась строго по плану.
Как видно, формы повышения политической грамотности комсомольцев и молодежи Обского Севера в то время постепенно развивались от эпизодических бесед, читок к чтению лекций, политических докладов, плановой работе политических клубов и политкружков.
В.И. Ленин писал, что молодым рабочим нужен опыт старых борцов… умудренных революционными традициями и что эти образцы борьбы должны служить нам маяком в деле воспитания новых поколений борцов. Выполняя его указания, комсомольские организации Севера сразу после окончания гражданской войны начали собирать материалы о первых комсомольцах, их героизме в борьбе за советскую власть, уточняли имена погибших членов РКСМ, молодых бойцов и активистов.
После восстановления ячеек РКСМ состоялись дни памяти комсомольцев, погибших в боях гражданской войны. Комсомольцы участвовали в сооружении первых обелисков и памятников на братских могилах бойцов революции в Обдорске, Березове, Самарове, Сургуте, Тундрине, Локосове, Юганске и других населенных пунктах. У священных могил проходили собрания и митинги молодежи, прием в комсомол.
Исходя из рекомендаций XII съезда РКП(б) — ознакомить молодежь с прошлым опытом партии, дать не только культурную выучку, но и революционную закалку, III Всероссийская конференция РКСМ поставила задачу пропаганды истории партии, изучения местного революционного прошлого, истории юношеского движения под лозунгом — «Каждый комсомолец должен знать историю союза».
Работа по изучению истории местных комсомольских организаций активизировалась в связи с подготовкой к 5-летию РКСМ. В 1923 г. Уральское бюро ЦК ВЛКСМ решило создать областной институт истории комсомола (истмол), и все архивные документы передать в Свердловский истпарт (институт истории партии). Тюменский губком РКСМ направил уездным комитетам комсомола специальный циркуляр по сбору исторических материалов об участии комсомольцев в гражданской войне. Вопросы празднования первого юбилея РКСМ были обсуждены на комсомольских собраниях и заседаниях укомов, которые выделили ответственных за подготовку обобщающих материалов по истории своих организаций.
В ячейках и уездах были собраны факты подпольной работы комсомольцев, о погибших членах РКСМ, о передаче комсомольцев в партию, направлении на учебу, о воспитательной и экономическо-правовой работе. На юбилейных вечерах, пользуясь этими данными, докладчики осветили значение празднования 5-летия РКСМ, героическое прошлое комсомола и состояние работы.
Так, в начале 20-х годов у молодежи Севера зародился интерес к истории комсомола, были сделаны первые шаги по сбору материалов, началось воспитание молодежи на славных примерах прошлого.
В связи с особенностями национальных отношений, большое значение имело интернациональное воспитание молодежи Севера. Комсомольцы первого призыва, узнав о международном коммунистическом молодежном движении, выражали свою солидарность с Коммунистическим Интернационалом Молодежи (КИМ — международная коммунистическая организация молодежи в 1919-1943 годах). Летом 1920 г. были организованы первые сборы средств в фонд КИМа, только комсомольцы Березовского уезда собрали 4000 рублей.
Особое значение для комсомольских организаций Севера имела резолюция III съезда РКСМ о работе среди национальных меньшинств, где отмечалось: «В своей работе среди национальных меньшинств союз стремится, прежде всего, к поднятию общего культурного и политического уровня молодежи и к самому тесному сближению между собой молодежи различных национальностей.
Комсомольские активисты проводили большую воспитательную работу в национальных поселках. Пленум Тюменского губкома РКСМ в декабре 1920 г. отметил начало работы с национальной молодежью на Севере. Член президиума губкома Н. Чаплин сказал, что «Березово, будучи далеким, все же не спит, а работа там идет. И среди дикой молодежи, остяков, самоедов, есть и наша инициатива в воспитании темной, спящей массы. Уже и там организуются ячейки». С 1921 г. в комсомольских организациях Севера начали ежегодно отмечать международный юношеский день (МЮД) — интернациональный праздник прогрессивной молодежи, направленный на мобилизацию ее сил в борьбе за мир, против империалистической войны, который проводился ежегодно в сентябре с 1915 г. до 1945 г., с ноября 1945 г. — Всемирный день молодежи. МЮДу посвящались митинги, доклады, спектакли.
В Сургуте празднование МЮДа 1922 г. началось молодежным субботником, днем состоялось общегородское собрание с докладами о значении МЮДа и о роли РКСМ, поставлена пьеса «Марат». Вечером в клубе была беседа о МЮДе, пение революционных песен, декламация, игры, выпуск устной газеты «Колокол».
В Обдорске более 150 молодых людей собрались на вечер в народном доме с докладом об истории международного юношеского движения, революционным концертом и спортивными выступлениями. На следующий день прошла демонстрация под лозунгом протеста против империалистической войны, вечером молодежь вновь собралась в народном доме на торжественное заседание с докладом об истории комсомола.
По указанию Тюменского губкома партии в проведении Международного юношеского дня 1923 года приняли участие все укомы РКП(б) и местные партийные организации. В этот день комсомольцам были бесплатно предоставлены помещения клубов, народных домов, изб-читален, театры и сады.
В 1923 г. Уральское бюро ЦК РКСМ обратило внимание Тюменского губкома комсомола на необходимость усиления работы среди национальной молодежи Севера и интернационального воспитания. При Уралбюро ЦК комсомола была создана комиссия по интернациональному воспитанию.
Проявляя заботу о воспитании национальных кадров, Тюменский губком РКСМ в 1923 году направил в губернскую совпартшколу несколько комсомольцев коренных национальностей из Березовского и Сургутского уездов.
Активизировалось проведение специальных бесед и политчиток среди национальной молодежи Севера. Повсеместно в комсомольских ячейках были прочитаны доклады «Об истории Первого Мая», «О рабочем движении на западе». Комсомольцы Севера с гневом откликнулись на ультиматум английского лорда Керзона, германские события, убийство дипломата Воровского, проводили беседы среди молодежи, выпускали стенгазеты, ставили живые картинки, рисовали карикатуры, писали агитплакаты и лозунги, проводили демонстрации, митинги.
На комсомольских собраниях обсуждались вопросы «О текущем моменте», «Международное и внутреннее положение», принимались резолюции протеста. Однако в силу отдаленности края, отсутствия радио, редкой доставки почты и периодической печати, нехватки литературы и недостаточного политического кругозора самих комсомольцев работа по интернациональному воспитанию проходила пока эпизодически и оживлялась во время отдельных кампаний, связанных с международными событиями.
Составной частью политико-просветительной работы была антирелигиозная пропаганда. Первые антирелигиозные мероприятия носили характер уличных карнавалов и демонстраций. Например, в Обдорске на «комсомольском рождестве» 1920 г. комсомольцы устроили факельное шествие с пением революционных песен. «Комсомольская пасха» 1922 г. прошла под руководством коммунистов. После уличного шествия колонна молодежи пришла в школу. Секретарь партийной организации в простой беседе объяснил собравшимся, что религия — средство угнетения народа, рассказал, по какому пути ведет трудящихся партия. Затем были концерт, игры, танцы.
В марте 1923 г. Тюменский губком партии отправил на места специальные указания о проведении «комсомольской пасхи» и рекомендовал подготовить антирелигиозные чтения, беседы, дискуссии, вечера и спектакли. Сургутский уком РКСМ начал неделю «комсомольской пасхи» 1923 года с комсомольского собрания, где обсуждался доклад «Огнем и кровью во имя Бога». Для молодежи прочитали лекции «О Христе», «О происхождении пасхи», «О рождении и воскресении Христа», «О происхождении мира», для детей — беседу «Кто такой Христос». В клубе провели антирелигиозную декламацию и спектакль, семейный вечер с антирелигиозным докладом.
Первый шаг к повсеместной более углубленной антирелигиозной пропаганде был сделан при проведении «комсомольского рождества» 1923 г. Ячейки и укомы РКСМ провели вечера, беседы и лекции на темы: «Текущий момент», «Создан ли мир в шесть дней?», «Откуда произошел человек?».
Уралбюро ЦК РКСМ отметило, что эта кампания почти повсюду прошла активно. Антирелигиозная работа требовала высокого уровня подготовки, специальной литературы и разработок, чего как раз и не хватало комсомольцам Севера.
Важным условием действенности всей воспитательной работы комсомольских организаций среди молодежи в рассматриваемый период была ликвидация неграмотности. Тюменская губерния по уровню грамотности занимала 48 место из 51 губернии РСФСР, коренное население Обского Севера было почти поголовно неграмотно.
Декретом СНК от 19 июля 1920 г. было решено создать при Наркомпросе Всероссийскую Чрезвычайную Комиссию по ликвидации безграмотности. Летом 1920 г. Тюменский губернский отдел народного образования направил на Север первую экспедицию для ознакомления с положением дел на местах и оказания помощи по налаживанию всеобуча и ликбеза.
В тяжелых условиях начался поход за ликвидацию неграмотности на Севере. Почти не было учителей, отсутствовали письменные принадлежности и учебники, керосин и свечи. Но без решенияэтой центральной проблемы культурной революции здесь невозможно было провести какие-либо серьезные преобразования.
По данным отдельных партийных организаций сообщения о всеобщем обучении были «приняты молодежью очень восторженно. На комсомольских собраниях принимались решения ликвидировать неграмотность «в порядке союзной дисциплины».
Постигая грамоту, комсомольцы привлекали к учебе молодежь и взрослое население. Они оборудовали помещения, делали самодельные чернила, светильники из рыбьего жира, раздобывали для тетрадей старые купеческие и церковные ведомости, а иногда выводили первые буквы острыми палочками на коре березы, проводили учет неграмотных членов РКСМ, посылали своих лучших представителей на учебу, создавали в деревнях школы грамотности, включились в работу чрезвычайных комиссий по ликбезу. В Обдорске представитель комсомольской ячейки стоял во главе такой комиссии.
Осенью 1921 года начала работу школа ликбеза при Цингалинской комсомольской ячейке. Зимой 1921-1922 гг. несколько школ ликбеза организовали комсомольцы села Самарово и окрестных деревень, комсомольские организации Сургутского и Березовского уездов, где было особенно много неграмотных среди национальной молодежи. Так, в марте 1922 г. в Березовском уезде из 113 комсомольцев только один имел среднее образование, 32 низшее, остальные никогда не учились в школе.
Тюменская Губчека по ликбезу оказывала особую помощь своим органам на Севере. В конце 1921 г. Обдорской комиссии по ликбезу было выделено 500 букварей, 250 экземпляров новой советской азбуки, 100 разрезанных азбук, 1015 листов бумаги, 200 плакатов и лозунгов, 66 газет-букварей, 30 чернильных порошков, восемь коробок перьев и два текста Декрета ВЦИК о ликвидации неграмотности. В феврале 1922 г. Обдорский волком РКСМ получил для нужд ликбеза один чернильный порошок, 2 карандаша и 5 листов бумаги.
В 1923 г. началась более широкая организация курсов ликбеза при школах, народных домах, избах-читальнях. Успешно окончили курсы 12 комсомольцев Обдорской ячейки, активно прошла кампания ликвидации неграмотности в национальном селе Саранпауль.
Но к середине 20-х годов ликбез был делом энтузиастов-одиночек, пункты ликбеза открывались лишь в селах, где были школы или учреждения культуры, и работа велась в основном по ликвидации азбучной неграмотности. Кочующая национальная молодежь оставалась вне учебы. Тем не менее, комсомольцы Севера учились сами и пробуждали интерес к знаниям у молодежи. Сеть ликбеза расширялась с налаживанием товарного снабжения Севера, с приездом сюда учителей и других специалистов, возможности этой важной работы увеличились.
Один ликбез не мог решить проблемы повышения грамотности населения Севера. Необходимо было развивать школьную сеть. Сразу после гражданской войны Тюменский губком РКСМ нацелил комсомольские организации на активное участие в работе органов народного образования.
Комсомольцы Севера участвовали в ремонте школьных помещений, переписи детей, агитировали подростков записываться в школу, выделили своих представителей в школьные советы. Реполовская ячейка РКСМ купила для сельской школы дом на деньги, вырученные от продажи пойманной в свободное время рыбы.
Плановый отпуск средств на социально-культурные мероприятия по государственной линии начался в 1923-1924 годах. В эти же годы на Севере были сделаны первые шаги в области народного образования. Причем сразу же предусматривалось содержание школ за счет государственного бюджета.
Организация первых школ, особенно национальных, была связана с большими трудностями. Не было преподавателей, знающих языки народов Севера. В 1924 г. после обследования Обского Севера Уральский облисполком отметил, что здесь «имеются всего лишь два человека, знающие инородческие языки и умеющие преподавать». Одним из них определенно был Петр Ефимович Хатанзеев — будущий заслуженный учитель РСФСР, основатель первой национальной хантыйской школы в Собских юртах под Обдорском, создатель первого печатного хантыйского букваря. Когда он посетовал, что в школу пришли только четыре ученика, то услышал от хантов поистине пророческие слова: «Мы знаем хорошо, что нас остается все меньше и меньше. Вам, русским, суждено жить, нам — вымирать. Вам грамота полезна, а нам вредна, она воспитывает вражду, ненависть наших грамотных к нам — мы это испытали. Оставьте нас в покое, не трогайте нас! Если вы откроете здесь школу, то мы тотчас же оставим это место и переселимся в другое».
Вторым был, видимо, ненец П.Ф. Вылка-Уральский, работавший на территории нынешнего Шурышкарского, а позже Кондинского (ныне Октябрьского) районов. Но представители Уралоблисполкома не заметили еще одного человека, также будущего заслуженного учителя России Якова Васильевича Хозяинова. Ижемский коми-зырянин, он переехал в 1920 году в с.Мужи, в 1921 году закончил учительские курсы в Обдорске и к 1924 году, несомненно, знал хантыйский язык.
Выполняя решения VI Тюменского губернского съезда РКСМ — готовить из молодежи свою пролетарскую интеллигенцию, дать в руки молодежи оружие науки, комсомольцы не только участвовали в создании новых школ, но и вели постоянную работу среди учащейся молодежи. Комсомольцы Березовского уезда активно работали с учащимися первых национальных школ в Мужах, Хэ, Саранпауле, Сартынье, Карымкарах, Большом и Малом Атлымах. Сургутский уком РКСМ создал при школе-семилетке комсомольскую ячейку.
Осенью 1923 г. при участии комсомольцев на Тюменском Севере организованно прошла «Неделя ребенка и школы». Комсомольцы и молодежь агитировали население, сами участвовали в ремонте школ, заготовке дров, сборе средств на нужды народного образования. Только в Кондинской волости было собрано среди населения 2755 рублей, 12 аршин материи, 4 карандаша, 2 катушки ниток, 36 килограммов сушеной рыбы. Комсомольцы села Щекурья Березовского уезда участвовали в обсуждении вопроса о неделе помощи школы на общем собрании жителей и обходили дворы с подписным листом. Сургутские комсомольцы организовали чествование учителя Разумовского, проработавшего на Севере 27 лет.
Сплошная неграмотность населения требовала использования самых разнообразных средств для того, чтобы втянуть молодежь Севера в общественно-политическую жизнь, преодолеть инертность коренных жителей, их осторожное, порой недоверчивое отношение к советской власти. Одним из важнейших направлений воспитательной деятельности партии, советской власти и комсомола стала культурно-просветительная работа.
Только что созданные комсомольские организации Севера начали проводить первые культурно-массовые мероприятия. 20 февраля 1920 г. Березовский уком РКП (б) сообщал, что при комсомольской ячейке создан клуб. В марте революционным спектаклем открылся самодеятельный театр. В это время при Березовском укоме комсомола работали кружки: естественнонаучный, литературный, драматический, хоровой, выпускался рукописный журнал «Березка». Сургутский уком РКСМ организовал драматическую секцию, которая с апреля по август 1920 г. поставила 15 революционных пьес и несколько концертов. Одной из форм массовой работы было разучивание революционных песен, исполнение их на митингах и демонстрациях.
Широко отмечались в 1920 г. праздники низвержения самодержавия (март) и 1 Мая. Задолго начали готовиться к первомайскому празднику комсомольцы села Реполово. Под руководством коммунистов И.Рыбина и К.Кропотина они провели собрание молодежи. Заранее были разучены революционные песни, украшен портрет В.И. Ленина, обновлено комсомольское знамя, на реквизированном у купца красном ситце написан лозунг: «Да здравствует советская власть! Долой буржуазию!» 1 мая на улицу вышло почти все село, колонна увеличилась во время шествия втрое. Впервые прозвучали «Интернационал», «Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка».
Зимой 1921-1922 гг. на Обском Севере стали восстанавливать разрушенные войной и создавать новые очаги культуры. Первые клубы и народные дома начали работать в северной части Тобольского уезда в селах Самарово, Цингалах и других. Комсомольцы Нахрачей оборудовали в бывшей церкви народный дом, где устраивались спектакли, танцы. Только с сентября по декабрь 1921 г. молодежь Нахрачей провела 30 репетиций, широко была отмечена годовщина Великого Октября.
Реполовские комсомольцы создали сельскую культкомиссию, которая проводила беседы, читки газет, ставила спектакли. Театром служил купеческий амбар. Молодежь устроила сценку, изготовила декорации, костюмы, а грим делали из сажи и масла. На представлениях всегда было многолюдно. Нарушителей общественного порядка почти не было, т.к. комсомольцы объявляли им бойкот.
В 1923 г. комсомольцы села Новониколького Сургутского уезда, Обдорска, Хэ, Мужей, Щеркалов Березовского уезда выступили инициаторами создания первых изб-читален на Севере. В то время часто можно было видеть такой призыв: «Стой! Ты был в избе-читальне? Как взимают продналог? Что делает советская власть для крестьян? Как боролись рабочий и крестьянин за землю и фабрики? Отчего так дороги ситец и гвозди? Как будут обрабатывать землю через 300 лет? Ты слышал про электрификацию? — Об этом есть книги в избе-читальне. Ты не знаешь, что тебе читать, как обращаться в суд, когда тебя заедает кулак. Чем терять время попусту — иди в избу-читальню. Там комсомольцы организовали справочный стол и все тебе расскажут».
Почти повсюду комсомольцы использовали для культпросветработы народные дома, школьные здания, где проводились беседы, спевки, коллективные чтения, репетиции и спектакли. Все ячейки РКСМ Севера держали связь с культпросветами. В Новоникольском работал комсомольский культпросвет с драматической, хоровой, музыкальной и естественнонаучной секциями. По оценке Тюменского губкома комсомола самостоятельно, без помощи культпросветов могли ставить спектакли Обдорская, Кондинская, Новоникольская, Селияровская ячейки комсомола. По пять спектаклей и концертов в месяц ставили комсомольцы Сургута и Березово. При Березовском комсомольском клубе работали драматическая и музыкальная секции.
Сургутская ячейка РКСМ часто организовывала для комсомольцев и молодежи загородные экскурсии. Обдорские комсомольцы провели интересное мероприятие по популяризации нового алфавита. На пустыре они соорудили громадный гроб с фанерными силуэтами отмененных букв: «ять», «ер», «фита». После шуточного отпевания раздался взрыв. «Вместе со щепками улетела в воздух еще одна частица старого мира», — писал об этом событии Тобольский журнал «Наш край».
Важное государственное значение имела оборонно-спортивная работа. Главное внимание уделялось подготовке молодежи к службе в армии. Работа среди допризывников считалась частью и продолжением общей политпросветработы среди молодежи, проводимой комсомолом, и проходила в контакте с органами Всеобщего военного обучения (Всевобуч). Уже в конце 1921 года при Мужевской ячейке РКСМ Березовского уезда было создано два отряда по всевобучу. В марте 1922 г. комсомольцы организовали в Березово роту молодежи допризывного возраста. В четвертую годовщину Всевобуча здесь состоялись парад бойцов ЧОНа, милиции и допризывников, митинг-концерт, военно-спортивные состязания, торжественное заседание и музыкально-вокальный вечер. Половину собранных средств комсомольцы отчислили в пользу семей красноармейцев.
Комсомольцы Сургута обсудили вопрос о всевобуче сразу после окончания военных действий (июль 1921 г.) и обратились в парторганизацию за помощью. Коммунисты рекомендовали лучших комсомольцев в отряд ЧОНа, где они не менее четырех раз в неделю занимались военной подготовкой. По рекомендации укомов РКП(б) и РКСМ 3 комсомольца Сургута были отправлены на курсы красных командиров. К апрелю 1923 г. в Сургутском уезде готовилось к службе в Красной Армии уже 200 допризывников. Для работы с ними уком РКСМ выделил помполита. Военную подготовку проходила третья часть комсомольцев уезда.
В ноябре 1922 г. комсомольцы Тюменской губернии взяли шефство над Балтийским флотом. Сургутский уком РКСМ принял на учет всех военных моряков и членов их семей для организации необходимой помощи на местах. Агитация за помощь флоту велась через стенную газету «Северный комсомольский набат», было также принято обращение шефской комиссии укома РКСМ ко всем хозяйственным организациям уезда, читалась лекция «Флот в революционном движении».
В ознаменование годовщины шефства комсомола над флотом ячейки РКСМ Обского Севера провели специальные вечера, доклады, открыли уголки флота, усилили сбор подарков. Сургутские комсомольцы собрали облигаций хлебного займа на 20 пудов, 3 облигации золотого займа, два с четвертью аршина серого двойного сукна, провели воскресник охоты. Комсомольцы и молодежь Березовского уезда собрали для нужд флота много пушнины, привлекли к шефству хозяйственные организации и население. Только за апрель 1923 года из уезда поступило в губшефкомиссию 17 шкурок песцов, Обдорские комсомольцы сдали 18 песцов и 100 рублей.
В 1923 году комсомольцы Обского Севера участвовали в работе Общества друзей воздушного флота (ОДВФ), собирали средства на строительство самолетов «Юный пролетарий Урала» и «Красный Урал». Представители комсомольских организаций вошли во вновь созданные советы физкультуры.
Военно-физкультурная работа комсомольских организаций на Севере Западной Сибири в рассматриваемый период послужила началом сложившейся впоследствии системы военно-патриотического воспитания молодежи, ее физического совершенствования.
Рассмотренные факты позволяют сделать вывод о том, что комсомольские организации Обского Севера уже в первый период своей деятельности под руководством коммунистов начали применять разнообразные формы и методы политической и культурно-массовой работы, с учетом запросов ранее забитой и отсталой национальной молодежи. Зарождалась система политической учебы; началось изучение истории местных комсомольских организаций и воспитание молодежи на славных традициях прошлого; воспитание в духе интернациональной солидарности. Комсомольские ячейки и комитеты проводили антирелигиозную пропаганду, участвовали в осуществлении культурной революции — ликвидации неграмотности, работе школ и культпросветучреждений, проводили военно-спортивные мероприятия.