«Базовый век» Берсеневых

К сожалению, сегодня, во времена рыночной экономики оказались забытыми многие понятия и термины, некогда употреблявшиеся повсеместно и понятные каждому. Попробуйте объяснить среднестатистическому менеджеру, что такое «трудовая династия»? Преемственность поколений? Профессиональная гордость? Призвание, наконец? Зато это прекрасно знает помощник механика ББ-9 АО «Северречфлот» Сергей Аркадьевич Берсенев…

Иного нет у нас пути

Пряча добрую улыбку в глубине окладистой бороды и поблескивая стеклами очков, наш герой дисциплинированно сложил мозолистые, обветренные руки на худые колени и всем своим видом показал, что готов отвечать на любые, самые каверзные вопросы. Но прежде всего надо было прояснить, что же за загадочная «ББ-9» является местом его работы.

— Так это бункеровочная база, где происходит заправка пассажирских и грузовых судов топливом и моторными маслами, — поясняет Берсенев. – Она всегда стоит у острова, почти напротив Речвокзала.

Наверное, каждый хантымансиец видел это впечатляющего вида плавсредство, к которому то и дело подваливают «Метеоры», «Зари» и «Линды», а затем, пополнив запасы горючего, отправляются в дальний путь.

А профессиональный путь самого нашего героя был определен практически с самого момента его рождения, потому что связан с Иртышем, Самарово и флотом.

— Родители работали в речпорту, мама — кочегаром, а отец – командиром «бэбэшки». Ну да, той самой, — пожимает плечами собеседник. — Я закончил школу №2, Тюменское училище связи, отслужил в армии, поработал мастером по строительству, получил диплом техника-механика магистральных нефте- и газопроводов. А в 1992-м году отец – он отработал на флоте больше сорока лет – спросил: пойдешь ко мне? Ну, я и согласился…

От навигации до навигации

Экипаж ББ-9 составляет семь человек, двое из которых всегда находятся на смене — сутки через двое – а остальные отдыхают. Работа у речников напряженная и нервная – то и дело к борту базы швартуются для бункеровки новые суда, на которых необходимо обслужить механизмы, принять либо выдать дизельное топливо и масло. На каждый уходит в среднем минут тридцать.

— Вчера весь день провел на ногах – наверное, с десяток пароходов было, да еще две «бэбэшки» залили, так что после смены чувствовал себя убитым. Конечно, случаются и спокойные смены, когда удается ночью кемарнуть часок-полтора, — улыбается Сергей Аркадьевич. – Не-е, обычно у нас все работает, как часики. Чтобы ничего не ломалось, надо за всеми механизмами хорошо и вовремя следить!

Каждый год бункеровочная база самой первой из судов «Северречфлота» начинает навигацию. К тому моменту, когда остальные теплоходы только-только соберутся выходить в рейс, «бэбэшка» уже выставлена на свое обычное место и готова протянуть шланги, кабеля и дружеские руки «страждущим».

И перед каждой сменой с самаровского берега отходит лодка, на которой помощник механика Берсенев отправляется на свое очередное дежурство. Впрочем, иногда место работы нашего героя значительно отдаляется от «порта приписки»:

— Однажды пришел к нам директор и сказал, что срочно требуется сменный механик в Приобье. Я тогда короткую спичку вытянул и шесть навигаций там отработал, да потом еще пять — в Салехарде, — перечисляет «места ссылки» речник.

Семейный подряд

На все вопросы Сергей Аркадьевич отвечал быстро и честно – чего ему скрывать-кокетничать, чай, не красна девица! И лишь однажды в разговоре возникла секундная заминка – когда собеседник не сразу ответил на вопрос: нравится ли ему такая работа? С сожалением посмотрев на непонятливого журналиста, Берсенев покачал головой:

— Конечно, нравится! Не представляю себя без нее. Пялить глаза на воду никогда не надоедает…

Но кроме наличия весьма сомнительной романтики, в профессии речника есть множество очевидных сложностей. И одна из наиболее серьезных связана с отдыхом. Лето – это страда, горячая пора, и лишь после завершения навигации, в октябре-ноябре, работники уходят в отпуска и накопившиеся за полгода отгулы, а уже в марте возвращаются на работу и приступают к подготовительному ремонту судов.

— Я на море-то один раз в жизни был, еще в детстве, — доверчиво признается Берсенев. – Да как-то зимой ездил в Тараскуль. Стремления куда-то съездить никогда не возникало.

Позвольте, а как же семья, ведь среднестатистическая жена одиннадцать месяцев в году грезит о ласковом морском прибое, креме для загара и горячей кукурузе по сто рублей?! Неужели домашние спокойно соглашаются обречь себя на отпуска в месяце «…бре»?! Но у нашего героя и супруга ему под стать – героическая!

— Жена моя, Екатерина Николаевна, ни разу не упрекала меня за то, что мы по морям не ездили. Она раньше была торговым работником, сейчас на пенсии, но продолжает трудиться в церковной лавке в Знаменском храме – с гордостью говорит Сергей Аркадьевич. – И к Ханты-Мансийску я прирос корнями, всю жизнь провел в Самарово. Если меня вдруг привезти в другой город, то я там просто-напросто потеряюсь…

А когда речь зашла о его детях, то у автора этих строк от неожиданности случился форменный ступор. Угадайте, где работают сыновья Берсенева! Думаете, в банке? В магазине? В администрации? Как бы не так!

— У нас семейный подряд. Оба сына в свое время выучились сначала на рулевых-мотористов, а теперь работают со мной. Алексей – тоже помощник механика, а Сергей – командир ББ-9. Нет, не обидно быть в подчинении у сына, ведь молодые должны опережать своих родителей, — по обыкновению мягко и убедительно говорит собеседник.

Так-то вот…

Буквы «Б» много не бывает!

А теперь, уважаемые читатели, давайте добавим в повествование чуть-чуть арифметики. Отец нашего героя сорок лет отработал на флоте, большей частью – на бункеровочной базе. Плюс сам Сергей Аркадьевич отдал ей тридцать лет жизни, а теперь уже его сыновья пришли на смену. Суммарно получается свыше восьмидесяти лет семья несет непростую вахту – почти век!

Знаете, впору на борту их судна закреплять мемориальную табличку и менять аббревиатуру, добавив в нее еще одну букву «Б»: «Бункеровочная база Берсеневых»…

Свое свободное время наш герой отдает классическим сибирским увлечениям: зимой – подледной рыбалке, летом – «классической» даче, где произрастают не только тривиальные огурцы-помидоры-картошка, но даже прекрасно вызревают сладкие дыни.

В первое воскресенье июля Россия отмечает День работников морского и речного флота. Заслышав предложение поздравить своих коллег в преддверие профессионального праздника, наш герой ответил по-флотски коротко и емко:

— Сибирского здоровья, удачи и счастья!

фото Андрея Краснова

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика