Геннадий Николаевич Тимофеев
Во всей дореволюционной России ни один человек не сделан так много для духовного возрождения нерусских народов Сибири, особенно для народов Обского Севера, как Филофей Лещинский…
Великий просветитель Сибири родился на Брянщине в 1650 году. После окончания Киевской духовной академии служил священником. После смерти жены Ф. Лещинский удалился от мира суетного в Киевско-Печерскую Лавру. Затем был возведен в сан архимандрита и исполнял должность настоятеля Брянско-Свенского монастыря.
В 1702 году судьба свела Лещинского с великим реформатором России – царем Петром I. Через три месяца после Нарвского сражения, в котором были разгромлены шведские войска Карла XII, русский царь издал указ о приведении сибирских народов к христианству. В начале 1702 года Петр I в указе Березовскому воеводе просил прислать ему 3-4 шамана в Москву с их имуществом для ознакомления с верой инородцев. Петр был веротерпим. Он часто повторял: «Господь дал царям власть над людьми, над совестью людей властен только Христос».
Но воевода не смог найти таких шаманов, которые бы осмелились предстать перед русским царем. Тогда Петр обратился с таким же указом к Тобольскому воеводе. Однако и тот исполнить приказ был не в силах.
В 1702 году Филофей Лещинский был вызван в Москву и назначен царем и Синодом митрополитом Сибирским. 4 апреля того же года, заменив первого Тобольского архиепископа Киприяна, Лещинский вступил на Сибирскую кафедру. На высшие духовные должности он учредил пятерых своих помощников (соучеников по академии), привезенных с собой из Киева. В их числе был Григорий Ильич Новицкий бывший полковник царской армии, отстраненный от должности за связи с Мазепой и первый, кто описал введение христианства проповедником Ф. Лещинским на Обском Севере.
В истории русского государства после Киева и Новгорода Тобольск занимает третье место по своей значимости в распространении христианства. «Тобольск, — писал историк Потанин Г.Н., — это сибирский Киев, как и в Киеве, в Тобольске есть Софийский собор… Тобольск после Киева и Новгорода — третий этап в истории распространения христианства». Спустя семь столетий после крещения Руси, в начале XVIII века Филофей Лещинский произвел крещение народов Севера, став духовным пастырем жителей Югры и всех нерусских народов Сибири от Урала до Тихого океана.
Тобольская епархия становится центром миссионерской деятельности на всем Обском Севере, организатором просвещения. В начале XVIII века славяно-русские школы были открыты в Сургуте, Березове, Демьянске, Кондинске. В них велась подготовка миссионеров из детей коренного населения Севера.
Тобольская семинария в деле просвещения стала занимать ведущее место в культурной жизни Сибири. При ней была создана богатейшая для тех времен библиотека, в которой помимо книг на русском и иностранных языках хранились уникальные рукописи, в том числе и знаменитая Черепановская летопись. В архиерейской школе под руководством Ф. Лещинского был создан первый в Сибири театр. Этот театр продолжал свою работу и после преобразования школы в духовную семинарию.
Однако заботы просветителя Сибири Ф. Лещинского состояли не только в устроении благолепия своей епархии и ее столицы, они состояли и в исполнении глазного наказа Петра Великого — внедрении христианской веры во всей обширнейшей Сибирской епархии.
По указу Петра в июне 1712 года Ф. Лещинский отправился вниз по Иртышу и Оби к березовским хантам. Несмотря на общий низкий уровень культуры ханты и манси имели свои понятия о Высочайшем Существе, которого они называли Нуми-Торым (добрый бог — властелин Вселенной). Но, считая себя недостойными его внимания, они не утруждали его своими просьбами и молитвами. У хантов и манси были низшие боги, которые были в подчинении Нуми-Торыма — им-то и поклонялись аборигены Севера, разделяя этих духов на добрых и злых. Пантеон добрых духов стоял чаще всего из вытесанного из дерева идола в виде человека или изваяния, выплавленного из металла изображения в виде птиц, зверей.
С величайшим чувством терпимости, благодаря долгим и трудным молитвам Филофею удалось достичь своей цели, утвердить догматы христианской веры, обращая аборигенов в православие путем крещения. Там, где удалось утвердить христианскую веру, сжигались старые кумиры, разрушались языческие капища, и в том месте ставился крест в основу храма Господнего, и на этих местах возводились православные храмы. В то же лето были крещены жители Матлыма, Кондинска, Шеркал и Чемаш. В Шеркальских юртах «…после уничтожения идолов и капищ миссионеры принялись крестить язычников. Для этого они загоняли в Обь людей и совершали обряд крещения. Окрещенному надевали крест на шею оловянный, выдавали рубаху, порты, а также другие подарки».
В Кондинске в 1656 году был основан монастырь для новоокрещенных аборигенов Севера, принявших добровольно христианскую веру. Однако православие коснулось в этом крае только русских имен при крещении, а в быту ханты по-прежнему исповедовали шаманизм. При Ф. Лещинском настоятелем церкви в Кондинске был иеромонах Зиновий. При прибытии сюда Лещинского был крещен князек Алычев с семьей и много других жителей села. Затем приняли новую религию жители Березова. Историк краевед Абрамов Н. А. в прошлом веке так описывает это событие: «В сентябре 1712 года отдаленный Березов в первый раз встретил архиерея, который здесь увидел толпы инородцев, заранее собранных к услышанию проповеди и принятию святого крещения. Река Сосьва делалась купелью множества остяков и людей обдорского князька Тайшина. Филофей оставил после крещения одного из бывших с ним священников для распространения и утверждения христианства, сам же возвратился в Тюмень, на пути поучая новых христиан новой вере, и правилам благочестивой жизни».
В 1714 году Ф. Лещинский снова прибыл в Березово и здесь обратил в новую веру хантов Ляпинской, Куноватской и Обдорской волостей вместе с их князьками Матвеем Шешкиным, Игорем Даниловым, Дмитрием Ювориным. В этом году Лещинским были заложены: в Белогорских юртах Святотроицкая церковь, Духосошественская церковь — в Сухоруково, Спасская — в Шеркалах, были заложены храмы в Чемашах, Казыме, Ляпине и в селе Сосьвинском. Последняя не сохранилась, так как была сожжена хантами. Все церкви Березовского края были устроены на деньги правительства и пожертвования сибирского губернатора М.П. Гагарина.
Большим противником принятия христианства выступил вогульский князек Сатыга. Он организовал жителей берегов Конды (с помощью татар, живущих в этом крае) совершить покушение на Филофея, но однако все обошлось без кровопролития, а организаторов заговора Филофей простил и спас их от смертной казни.
В 1715 году Ф. Лещинский снова прибыл в кондинский край. Столицей Кондинского княжества была Сатыга. Здесь жили вогульские князьки, с давних пор в этих местах хранился могучий шайтан Урман-Хум («Лесной царь»). Могуч он был и силен в гневе. Далеко гремело его страшное имя, и предания старины глубокой проходили в надменном величии через хаос прошлых веков.
Князь Сатыга собрал 600 вооруженных манси и под предводительством татар готовился убить Ф. Лещинского. Однако Филофей, презрев страх смерти, после долгих стараний окрестил кондинских майси, в том числе и князька Сатыгу. Надсмотрщиком за исполнением догматов православия им был назначен бывший полковник Новицкий Григорий Ильич, первый, кто описал подробно крещение народов Обского Севера. Он вскоре был убит одним из шаманов.
С целью укрепления христианской веры на северных просторах епархии Ф. Лещинский с согласия родителей брал одаренных детей ханты, манси и ненцев в приходские школы, обучал их в Тобольской архиерейской школе русской грамоте, катехизису (основа православия), нотной грамоте, затем определял их в инородческие приходы, переводил в священников.
В 1720 году митрополит Лещинский испросил у царя увольнения по слабости и старости. Чуждый честолюбия и корысти, он был награжден Петром I грамотой от 15 сентября 1720 года «За достохвальные труды в проповеди Слова Божьего». Петр объявил ему благодарность за его великий труд, назначил пенсию в 200 рублей в год. Уже после смерти Ф. Лещинского, в 1727 году, его преемник – Тобольский митрополит Антоний доводил до сведения Святейшего Синода, что его предшественник митрополит Филофей обратил в христианство 40 тысяч иноверцев и построил на Севере 37 церквей.
Принятие христианства народами Севера имело для них прогрессивное значение. Правда, православие у них не стало господствующей идеологией и до начала XX века оставалось в Форме религиозного синкретизма (смешение языческой веры с христианской). Но отдельные элементы православного учения и его культа проникли в сознание и быт северян, смешались с их древними верованиями. В стихийно-коммунистические традиции аборигенов Севера христианская религия внедряла общечеловеческие нормы морали, святость и вселенскую ценность нравственных идеалов. В духовном арсенале хантов, манси и ненцев проявились новые религиозные взгляды, новые нормы поведения, некоторые нормы личной гигиены.
Религия аборигенов Севера обогатилась учениями православного писания, которые они усваивали от миссионеров. В жилища кочевников-оленеводов и охотников стали проникать русские иконы (особенно почитаема была икона Николая Чудотворца), они стали новой частью приклада в пантеоне добрых духов. Камлания шаманов стали украшаться элементами и атрибутами, заимствованными у христианской церкви.
31 мая 1727 года на 74 год У.Ф. Лещинский умер в Тюмени. Тело митрополита Тобольского, по его завещанию, было похоронено против западных ворот Тюменского монастыря. «Похороните меня, — просил он перед смертью, — вне церкви, на пути, чтобы мимоходящие попирали ногами мой прах».