Югра, вогулы, остяки (к вопросу о формировании угорских княжеств)

Я.В. Пилипчук

Одним из интереснейших вопросов истории Сибири являются проблемы, связанные с формированием первых угорских княжеств и сибирско-угорских этносов…

Интересно, что в Ипатьевской летописи страна сибирских угров была названа Угрой. Эта же форма упомянута в «Повести временных лет». В Лаврентьевской летописи указана другая форма – Югра. О Югорских данниках, точнее о данниках Руси в Югре, писал новгородский летописец. В летописи, написанной в XV в., Иван IV Васильевич титулировал себя князем угорским и югорским. Нестор локализировал Угру за Печорой, а за ним и авторы Ипатьевской и Лаврентьевской летописей. Югра упоминалась в вводной части «Повести временных лет» лишь под 1096 г. При этом для русских язык Югры нем, то есть совершенно не понятен. Югра локализуется рядом с Самоядью, то есть c территориями ненцев. Летописец указывал, что эти народы есть Гог и Магог, отделенные стеной от цивилизованных народов, построенной Александром Македонским. История Югры Нестором понималась как своеобразная легенда.

И. Зимони локализует эту страну в Волго-Камском междуречье. Г. Дьёни локализовал восточных венгров в Югрии. Проблема Югры достаточно подробно освещена в источниках и историографии. Особый интерес она представляет для венгерских ученых. Отдельную работу этому вопросу посвятил И. Вашари. Г. Дьёни относил политононим Jugria к приуральским уграм и считал их восточными венграми. М. Жираи предполагает, что Югра находилась на западном склоне Урала. Он предлагает локализовать ее между Печорой и Камой. Согласно русским и польским данным XV-XVI вв. венгры происходили из Югрии, а не из Поволжья. И. Вашари считает, что эти угры жили по обе стороны Уральских гор.

В. Напольских указал, что русская форма Югра, скорее, происходит от булгарского Йура, чем от пермского jógra или удмуртского jegra (йöгра). По предположению исследователя, этот термин обозначал заболоченные местности с лесом на севере Западной Сибири. Жителей Югры он считает отдельным этносом (югричами) и отличает их от манси (вогуличей).

Первые упоминания о Югре содержатся в сочинениях арабских и арабоязычных ученных. Ал-Бируни упоминал о стране Йура, с которой торгуют купцы из страны Ису. Ал-Бируни сообщал, что это на расстоянии двенадцати дней от Ису, им упоминалось, что Йура живут на крайнем пределе седьмого климата в лесах. Сказано, что из-за дикости они торгуют, оставляя предметы и не контактируя с торговыми партнерами. Сообщалось, что товары они грузят на сани, а сами передвигаются на лыжах. П. Булгаков считал, что описание Йуры ал-Бируни заимствовано у ал-Джайхани. Ал-Гарнати, описывая земли вокруг Волжской Булгарии, упоминал о народе Вису, ведущем торговлю с Йурой. Расстояние от Булгара до Вису двадцать дней, а от Вису к Йуре двенадцать дней. Говорилось, что Йура живет у Моря Мраков и что Солнце там могло не садиться сорок дней. Сообщалось, что купцов из стран Вису и Йура не допускают в Булгарию летом, поскольку боятся, что они принесут стужу. Йура покупала у мусульманских купцов мечи без рукояти. По информации андалуского араба, они приносили их в жертву морю, дабы удачно рыбачить. Конечно, дело было не совсем так. Местное население закупало оружие для войн. Сведения о том, что Йура не встречается со своими торговыми парнерами можно отнести к жанру легенд о диких народах, которые в качестве шаблонов использовались и для описания бартерной торговли с некоторыми народами Африки и с народами Сибири. Фахр ад-Дин Мубаракшах Марверуди писал о таком же характере торговли с Йурой. При этом описание полярного дня и упоминания о санях и лыжах, вероятно, было составлено очевидцами – купцами из Волжской Булгарии.

И. Гагин предполагает, что под контролем волжских булгар находились земли Вису в Прикамье, а землями Йуры были Предуральем и Зауральем на севере. При этом булгары ходили войной на Йуру. В XIV в. ал-Умари упоминал о купцах Чулманских, ведущих торговлю с Йурой. Ссылаясь на Нумана, он указывал, что купцы джулманские добираются в Йуру на окраину севера, арабы же не добирались далее Булгара. Страну Вису и купцов Чулманских можно локализировать в Прикамье и Закамье, и, вероятно, они совпадали с территориями расселения коми. Путь из Булгара через Вису к Йура совпадает с Камским торговым путем.

Янош Туроци указывал, что после смерти Аттилы его сын Чаба вернулся в Сарматию. Причем эта Сарматия названа Европейской. Сказано, что сарматский император Иоанн именовал себя князем Унгарии Сарматской, из которой происходили венгры. Язык жителей этой Унгарии, по мнению Яноша Туроци, был похож на венгерский. Но он также сообщал, что гунны или унгары пришли из Азиатской Скифии, жили в Персии, а потом в Болотах Меотидских и, следуя за ланью, пришли в Европу. Петр Ранзаний сообщал, что гунны, пришедшие из района Рифейских гор в Сарматии, были предками венгров.

Юлий Помпоний Лэт считал, что часть гуннов осела в Паннонии, а вторая вернулась на родину к Ледовитому океану. В другом месте он отмечал, что в отдаленнейших местах Рифейских гор живут югры. Он называл юграми и венгров, и сибирских угров. Родственниками представителей этих этносов считал и Матвей Меховский. У польского автора под влиянием сведений Яноша Туроци оформилось тождество гунны-венгры, а также убеждение в родственности сибирских угров и венгров. Александр Гванини сообщал, что область Югра населена югричами, пользуются тем же языком, что и венгры. Он считал, что венгры пришли из этой земли. Югричи платят дань Московии.

Вне территорий Восточной Европы форма Югрия была достаточно поздней и фигурирует в трактате Мацея Меховского и карте Библьбалдуса Пикхаймера. Позже это форму переняли Сигизмунд Герберштейн и Александр Гванини. Николас Розенберг размещал Угру около Печоры. Николас Витсен указывал, что московиты считают, что венгры происходят от народов Пермии и Югрии, поскольку их обычаи подобные. Кроме того, ученые эпохи Ренессанса руководствовались еще и тем, что этнонимы Угры и Югра похожи. Конечно, Мацей Меховский, Сигизмунд Герберштейн, Александр Гванини и другие вряд ли знали языки хантов и манси. Эти ученые высказали лишь догадку, которая оказалась сравнительно точной. Развитие европейской науки и исследование финно-угорских языков в XVIII-XIX вв. открыло ученным то, что языки манси и ханты похожи на венгерский. Однако стоит уточнить, что языки хантов и манси не являются взаимопонимаемыми, не говоря уже о венгерском. Многое в лексике таежных хантов и манси и степняков венгров отличалось. В языке венгров присутствовало много тюркизмов (из булгарского) и иранизмов (из аланского). Нужно отметить, что даже отдельные диалекты мансийского языка не являются взаимопонимаемыми. Таким образом, восточных венгров стоит искать не в Сибири, а в Волжско-Уральском регионе.

Родственниками венгров были и чияликцы, и бакальцы, которые жили на лесостепных пространствах и должны были принадлежать к южным уграм. Бакальская культура находилась на территории Притоболья, то есть земли, из которой предки венгров переселились на территорию Восточной Европы. Тесные контакты бакальцев с кыпчаками должны были привести к появлению племени маджар среди казахов.

Эти маджары утратили свой язык, но сохранили самоназвание. Сторонником этой версии является А. Кушкумбаев. Однако у этой точки зрения есть и противники. Венгерский исследователь И. Башки считает невозможным родство и общее историческое прошлое казахов маджар и венгров. И. Вашари рассматривал венгров как представителей отдельной группы финно-угорских языков. Это оправдано с филологической и исторической точек зрения. Иные южноугорские народы Приуралья и юга Западной Сибири были ассимилированы татарами, казахами и башкирами. Кушнаренковцы, караякуповцы и часть чияликцев приняли участие в этногенезе башкир. Часть чияликцев вошла в состав казанских татар, а бакальцы растворились среди локальных групп сибирских татар. Манси и ханты для венгров – это скорее не родные, а двоюродные братья.

Преградой для широкомасштабной экспансии Улуса Джучи в Западную Сибирь были природные условия. Йоганка Венгр упоминал о сильных холодах в этой земле. Монах Йоганка конечно приписывал этому и влияние сверхъестественных сил, но реальность было несколько иной. Кроме холода в Сибири было много болот и речек. Тайга была для степняков как лабиринт. Они, конечно, могли продвигаться по речкам зимой, но тайга была слишком густой и в ней было сложно найти поселения, если не существовало хорошо известного торгового пути.

Рашид ад-Дин указывал, что в войске Джучидов служит много маджар. Этими маджарами были чияликцы и бакальцы. Не исключено, что манси и ханты также привлекались в войска Золотой Орды. Кроме того, нужно отметить, что Чингизиды проводили активную политику по отношению к северным лесным народам. Так, войска, посланные Соркуктани-беги, осуществляли экспедицию в территории, находящиеся за границами енисейских кыргызов. Енисейские кыргызы и кыштымы были включены в состав войск Великой Монгольской империи, а позже Империи Юань. В Юань-ши указано об экспедиции пограничных монгольских войск на Нижнем Амуре. Значит, правители Улуса Джучи и Сибирского ханства привлекали угров Приуралья и Сибири на военную службу. Земли пограничных со степью тунгусов, селькупов, угров были известны монголам и татарам. Вероятно, сибирские угры, как и селькупы, платили дань Золотой Орде и выставляли свои войска на помощь татарам.

Эти же традиции продолжались и в период существования Сибирского ханства. Ханты и манси перенимали от сибирских татар государственную организацию. Угорские князья платили ясак и предоставляли войска на помощь татарам. Заимствовались даже имена. Это отмечено в документах, которые относятся к истории Сибирского ханства.

Нужно сказать, что, сообщая о Югрии, разные авторы вкладывали в этот концепт разные смыслы. Для европейцев это были земли, населенные уграми в Уральских горах, на побережье Северного Ледовитого океана и в Сибири. Для русских летописцев Югра была куда более ограниченной и находилась около Печоры и Оби. С XVI в. Югра утратила для русских конкретное географическое наполнение и стала обозначать просто земли северных хантов. О том, что войны с местными уграми имели место, сообщает Йоганка Венгр. Он указывал, что татары окончательно завоевать эти земли не cмогли.

Упоминание о войнах на севере есть у Иоганна Шильтбергера, который сообщал о каких-то кочевниках дикарях, кочевавших около Уральских гор и в стране Ибиссибур. При этом страна Ибир-Сибир в мусульманских источниках, например у ал-Умари, не отождествляются с Йурой, а с татарскими владениями в Сибири. У европейцев же страна Сибирь ассоциировалась с землями за границами татарских владений. У Павла Иовия сказано, что в Устюг приходили для торговли Inugrii (Югрии) и Vgulicu (вогулы).

У Рафаэля Барберини сказано, что есть страна русских и есть страна сибирских татар, о местных уграх он вообще не упоминал. Даниил Принтц упоминал об отдаленых землях – Пермии, Сибири, Устюзии, населенных варварами, которые поставляют меха. Франческо да Колло указывал, что Корела и Югра платят дань русским мехами, живут в лачугах и охотятся. Александр Гванини указывал, что Золотой Бабе молятся обдорцы, югричи, вогуличи. Он локализировал Сибирь между Печорой и Вяткой. Югры живут у Океана, а Обдория находится у устья Оби. Андрэ Тевэ сообщал, что на реке Сибута находится крепость Лепин, на реке Сосьва живут вогуличи, крепость Обея, города Ером и Тюмень же являются данниками русских. Сигизмунд Герберштейн указывал, что на Сосьве живут югричи и вогуличи. Городами (так у автора) Ером и Тюмень управляют властители Югорские. В Обдории много поселений и указывалось, что жители региона платят дань русским.

В русских летописях под 1096 г. при описании похода Гюряты Роговича (1096 г.) указано, что язык Югры не был понятен новгородцам. Сказано, что они дикие и не знают железа. Однако без сомнения это преувеличение. В. Напольских считает, что язык Югры был непонятен и коми. По предположению этого исследователя, угры не жили в районах Полярного и Приполярного Урала. При этом становится известно, что Пермь и Печора платят дань Руси. Сведения о том, что у Югры не было железа, не выдерживают критики со стороны археологии. Зыряне, которые были противниками зауральских угров, были вооружены копьями, стрелами с бронебойными наконечниками, были у них ножи и мечи. Такой комплекс сам по себе предполагал комплекс вооружения, характерный для поражения противника в кольчуге.

Поход ладожан в 1114 г. не имеет таких деталей, как описание похода Гюряты Роговича. Указано только, что новгородцы ходили за Югру и Самоядь, что безусловно является преувеличением. Правильнее было бы сказать о проникновении ладожан глубоко в Югру, до земель самоедов. Югричи и самодийцы рассеялись по стране, а новгородцы, взяв добычу, предпочли не покорять вражескую страну, а вернуться домой с добычей. Вслед за новгородцами в Приобье пришли коми-зыряне и построили ряд городищ по Оби и в верховьях Туры. В 1174 г. новгородцы основали базу на Вятке, но в 1187 г. Печора восстала, и в этой земле были перебиты печорские и югорские (в смысле собиратели дани с Печоры и Югры). Земли, на которых произошло восстание, были восточнее бассейна Печоры. В 1194 г. Ядрей совершил поход на Югру, но был разбит. В договорной грамоте Ярослава Ярославича Югра упоминалась как новгородская волость, однако управлялась она местными вождями и нерегулярно платила дань. В 1323 г. новгородцы совершили новый поход на Югру, но на обратном пути на них напали устюжане. В 1329 г. они снова, возвращаясь из похода, были биты устюжанами. В 1357 г. новгородцы совершили новый поход на Югру, но потерпели поражение. В этом походе погиб Самсон Колыванов со своими людьми. Только в 1364 г. новгородцы совершили удачный поход за Урал и опустошили Нижнее Приобье до Ледовитого океана. Это было первое упоминание Оби в источниках. В 60-х гг. XIV вв. в Новгороде образуется корпорация купцов – Югорщина, ведшая торговлю с Югрой. Русские и коми-зырянские купцы присутствовали за Уралом.

В конце XIV в. началась христианизация коми, которая вынудила коми, которые оставались язычниками, переселятся в Приобье. Нужно отметить, что в «Житии Стефана Пермского» и Вычегодско-Вымской летописи упоминали гогуличей (вогулов) отдельно от Югры.

В 1446 г. новгородцы в числе 3 тысяч совершили поход под командованием Василия Шенкурского и Михаила Яколя. Отряд Шенкурского был разбит, а острог, в котором находился отряд, был разорен. В. Напольских предполагает, что эта земля была населена особым народом – югричами. Их владения находились в Северном Зауралье и Нижнем Пообье. Сам термин Югра был заимствован русскими у древних коми. Противник, который много раз побеждал новгородцев, явно не был плохо вооружен.

В XV в. на Крайний Север и в Сибирь начинают проникать русские из Москвы, фактически власть над Меховым путем из Перми был ими перехвачен еще во второй половине XIV в. и закреплен деятельностью Стефана и других русских епископов Перми. Фопростом Москвы в этих землях был Устюг. Великопермские князья были вассалами великого князя московского. Иван III проводил активную завоевательную политику на севере. В 1465 г. по его велению устюжанин Василий Скряба с вымским князем Василием Ермолаевичем шли походом на Югру. Коми с Вычегды и Выми были союзниками русских из Устюга. В плен были захвачены Калпак и Течик, вожди югричей. В 1471-1472 гг. Иван подчинил себе Новгородскую Республику и Двинскую землю. В 1472 г. была подчинена Великая Пермь. В 1483 г. Федор Курбский Черный и Иван Салтык-Травин с войском из русских и коми совершили поход против сибирских угров и сибирских татар. Был взят в плен Молдан и двое Екмычеевичей. Уже в 1488 г. Иван титулировался еще как великий князь Югорский, что указывает на то, что Югра была включена в состав вассалов Москвы, очевидно, в период 1484-1485 гг. В 1499-1500 гг. русские совершили большой поход на Югру и самодийцев. Кроме того, они напали на хантов Коды и манси Пелыма. Сначала русские разбили отряд самодийцев (вероятно ненцев), около Ляпина русские сражались против прибывших на оленях из Обдории югричей. В 1500 г. Югра была включена в состав Чердынского наместничества. Такая политика, наверняка, была вызвана тем, что югричи восставали. Только в 1680 г. был установлено Югорское наместничество.

В языках коми слово jȩgra обозначал северных хантов и манси, а прапремской формой для обозначения Югры было jógra. При этом названия удмуртских родов Эгра и Пурга не связаны с ним. Фратрия пор существовала только у северных хантов. Коми проникали в Приобье, и там были их городки Вежакар, Шеркар, Уркар. На Нижней Оби были найдены два городища коми – Перегребное 1 и Шеркалы 1-2. Проникновение коми в Приобье в общем хорошо известный факт, и, вероятно, часть коми влилась в состав хантов. В Приобье выявлены вымские и родановские памятники XI-XIII вв. Вряд ли можно связать с Югрой северных манси поскольку jārɣɜn в общеугорском это обозначение чужого, которым потом стали называть ненцев, а у хантов jārən, у манси jóré̱n. jaɣrɜn обозначало ненцев. В общем, так угры называли своих северных соседей. Ненцы же назывались русскими юраками, но не югрой. Югра не может быть отнесена к ненцам, которых к тому же обычно до русской колонизации называли Самоядью. Северные манси пришли слишком поздно, чтобы получить название Югра.

Когда Москва перехватила у Новгорода торговлю мехами, в Сибирь начали отправляться войска великого князя московского. В 1456 г. к покорности была приведена Югра, а ее правители Калб и Течик были вынуждены платить дань соболями Ивану III. В Вычегодско-вымской летописи Югра упомянута на Оби Великой. Югра в позднее время тесно была связана с хантами Обдории. В 1483 г. обдорский князь Молдан попал в плен к русским, а в 1484 г. был отпущен из плена, а ханты (остяки) шертовали русским. Среди кодских князей были названы Молдан, Пыткей, Ляба, Чангиль, Сонта, Пензей. Пелымский князь Юмшан был разбит русскими в 1483 г., когда те организовали большой поход против Югры, Пелыма и Сибири. В. Напольских указывал, что в рассказе летописи о походе 1483 г. упоминались не этнические, а политические образования. Пелымское вогульское княжество (уровень развития этого вождества, вероятно, соответствовал термину племенное княжение (как у славян перед образованием Руси), которому в исторической антропологии соответствует термин вождество), по мнению исследователя, находилось на Пелыме, Лозьве, Тавде и, возможно, Конде. Югорское объединение находилось на нижнем течении Оби, а также на Сосьве с Ляпиным. Кодское объединение включало в себя земли бассейна Оби от впадения Иртыша в эту реку и до разделения ее на Малую и Большую. Если в XI-XIII вв. Югра – это еще племенное образование, то относительно периода XIV-XV вв. вполне можно говорить о сложении вождества у югричей, как и у манси Пелыма. В «Книге Большому Чертежу» указано, что от устья Оби вверх по Оби Обдорские грады, выше Обдорских градов Югорские, а выше Югорских Сибирь. Грады по Сосьве названы Югорскими. З. Бояршинова считала югричей предками вогулов и предполагала, что Югра в XIV в. занимала только часть территорий, на которую распространялось название Югра в XI-XIII вв.

Касательно манси, то они были известны русским как вогулы. Иногда они назывались гогуличами. Самоназвание mäńći, māńś, mäńśi восходит к праугорскому этнониму manśɜ, mäńśɜ. Экзоэтноним вогул, употребляемый русскими, восходит к хантыйскому обозначению манси woɣal. Хантыйское обозначение происходит к названию реки Вогулки, на хантыйском woɣal. В антропологическом отношении манси были частью уральской расы, которая, вероятно, восходила к древнеуральской расе и занимала промежуточное место между европеоидами и монголоидами. Мансийская топонимика охватывала только западные отроги Урала и, вероятно, некоторые районы Верхней Камы. Необходимо сказать, что в XIV-XVI вв. земли коми становились объектами нападений со стороны Пелымского княжества. Западные манси из этого княжества ходили против Великой Перми вместе с вятчанами и сибирскими татарами. Также их призывали на помощи коми-язычники, которые приводили манси против христианизированных коми. Уже в «Житии Стефана Пермского» указывалось, что гогуличи, то есть вогулы, нападали на пермян. Их княжество находилось в Пелыме. При этом указывалось, что манси привел Пам-сотник. В Вычегодской-Вымской летописи отмечены походы манси в 1455 г. и в 1482 г. Вследствие первого был убит пермский епископ Питирим, а во время второго – Михаил Ермолаич и его родственники в Покче. Кроме добычи от походов манси защищали своих родичей, живших в европейской части Приуралья и Закамья, от подчинения русским и христианизации. Борьба за приуральские земли закончилась в конце XVI в. В XVIII в. манси были формально христианизированы. Северная группа манси по Северной Сосьве, нижней Оби и Ляпине сфорировалась поздно – в XVII-XVIII вв. под давлением русской колонизации происходил отток населения с Урала, на север – в Обдорию.

По мнению Дж. Мартин, в начале XIV в. булгары установили контакт с вогулами (манси). C. Бахрушин отмечал, что Пелым перенял татарскую социальную организацию. Подобно марийцам в Булгарском улусе, а потом в Казанском ханстве, у манси существовало разделение на сотни и десятки. Через путь из Устюга в Югру пришел Стефан Пермский, который начал христианизировать пермское население края. Христианский миссионер уже застал социальную организацию пермяков в виде сотен. Очевидно, она появилась под влиянием татар. Христианизация привела к формированию местной летописной традиции и консолидации местных коми-пермяков и коми-зырян в крупные политические образования – Пермь Вычегодскую и Пермь Великую. Более-менее история Перми Вычегодской и Перми Великой становится ясна начиная с XV в., благодаря сведениям Вычегодско-вымской летописи.

Угорские княжества пребывали на периферии Сибирского ханства. Наиболее мощными были государственные образования манси. Вогуличами русские называли манси. Еще в XVII в. манси жили по обеим сторонам Урала, на западе по Печоре, Вишере, Косве, Чусовой, Сылве, Ирени, на востоке по Тавде, Сосьве, Лозьве, Туре, Конде. Также манси жили по Тагилу, Салде, Невье и Мулгае. Около Аятского озера манси жили вместе с татарами. Наиболее сильным среди мансийских княжеств было Пелымское государство, которое было противником русских с середины XV в. В 1484 г. пелымский князь Юмшан начал переговоры о мире, а в 1485 г. через мансийских князей Ломотко и Калба согласился признать себя вассалом Москвы. Нужно отметить, что угорские вассалы периодически восставали против русской власти. Так, в 1499 г. войска Петра Ушатого и Федора Курбского были отправлены против Югры, Коды и пелымских манси. Русское войско в этом походе впервые воевало против самодийцев.

Если в конце XV в. сибирские угры склонялись к признанию зависимости от Русского государства, то на протяжении большей части XVI в. Была заметна их протатарская ориентация. Войны русских с литовцами отдали Сибирь под власть татар. Возобновились походы пелымских князей на Пермь. Первоначально экспедиции на восток были личной инициативой Строгановых. Переломить ситуацию в регионе помогли походы казаков Ермака. В 1582 г. казаки Строгановых атаковали Пелым. В 1583 г. князь Аблегерим был разбит Федором Горчаковым, а Пелым был взят. В 1586 г. манси из Пелыма атаковали русские поселения на Чусовой и дошли до Чердыни. В 1592 г. русский воевода организовал большой поход на Пелым, и в 1593 г. пелымские манси были разгромлены. В 1594 г. русские победили сына Аблегерима Кихека. Еще в 1599 г. манси приходили походом на Чусовую и Курью. Кондинские манси сражались до 1600 г. Во время русской Смуты местное население строило планы не только обрести независимость, но и возобновить походы на русские поселения. На территории Пелымского государства кроме манси жили ханты, башкиры, татары. Войско Пелымского княжества насчитывало несколько сот людей. Ясачных людей также было несколько сотен. В челобитной 1599 г. было упомянуто 9 мурз и сотников. Власть в княжестве передавалась по наследству. Центром государства был Пелымский городок. Около населенного пункта находился культовый центр – священная лиственница. Территория княжества занимала земли бассейн Конды, верхнее течение Тавды до впадения ее в Сосьву до устья реки Табары. Она делилась на три удела. Власть пелымцев, вероятно, распространялась на манси, живущих на запад от Тавды. В состав Пелыма в качестве удела входило Кондинское княжество. Центром Конды был городок Картауж. Кондинская династия была одного рода с пелымской. Третьей составной частью Пелымского государства была Табаринская волость. Центром княжества был городок в устье реки Табары. Как и в других частьях княжества тут были мурзы и сотники.

Самоназывание хантов xănti, xănte, khantəɣ jax восходит к манс. khẳnt, xẳnt, khōnt войско, венг. had, фин. kunta. Касательно же названия остяк, то для обозначения локальных групп использовались композиты as-jaχ (обский народ) и vaɣ-jaɣ (вагский народ). Впервые этноним остяк упоминался в русских источниках под 1499 г. Нужно отметить, что остяками в русских документах назывались и кеты, и селькупы. Хантами являлись только иртышские, обские, обдорские, кондинские остяки. В. Напольских считает, что этноним остяк попал в русский язык из тюркских языков, где этноним иштяк обозначал инородческое языческое население. Ханты были союзниками русских в эпоху завоевания теми Сибири. В конце XV в. у них уже были княжества наподобие мансийских. Также они конкурировали за земли с селькупами. Фратрии порь и мось был практически у всех групп хантов.

Ханты, как и манси, были организованы в княжества. Кода была самим значительным княжеством остяков (хантов). Впервые Кода была упомянута во время похода 1483 г. Среди остяцких князей были названы Молдан, сыновья Екмычея, Пыткей, Ляба, Чангил, Пынзей, Екмыч. В состав Коды входило 13 городов. Часто такими городами были поселения из юрт. Вместе с волостями Коду населяло шесть сотен. Князьями русские источники называли аристократию сибирских угров. Общество ханты делилось на княжеский род, служилых остяков, ясачных остяков и рабов. Князь собирал ясак, судил подданных и ходил в походы с дружиной. В 1499 г. русские снова совершили поход на Коду. До 1644 г. Кода пользовалась автономией в составе Русского государства. Дань русским платилась мехами. Следовательно, и татарам дань должна была выплачиваться мехами. После русского завоевания осталась без изменений и прежняя повинность хантов сибирским татарам – участие в походах своих сюзеренов.

Большое значение имело Обдорское княжество, которое находилось у впадения Оби в море. Столицей княжества был город Пулноват-Ваш. Рядом с ним находились булван-покольские юрты. Значительными были города Войкар и Уркар. Владения ляпинских хантов находились на Сыгве, Сосьве и Оби. В княжестве было шесть городов: Куноват, Илчма, Лопынг-уш (Ляпин), Мункос, Юил, Сугмут-вош (Березов). Князь Лугуй еще в 1586 г. признал зависимость от русских. Еще одним княжеством хантов было Казымское. Влияние этого княжества распространялось и на так называемую «кунную самоядь». В отличие от Ляпина, Казым сопротивлялся русским, и, очевидно, местный князь был верным вассалом Кучума. В этом княжестве было 100 ясачных людей. С Ляпинским граничило Сосьвинское княжество, в котором были города: Искар, Тапсы, Нячин, Заглей, Ворюмей, Люликар. Белогорское княжество имело 80 ясачных людей в двух волостях. Под началом местного князя Самара против русских сражалось еще восемь князей. Около Кашлыка на реке Демьянке находилось два княжества, которые во времена Ермака возглавляли Баяр и Демаян. В Нарыме и Назыме находились удельные князья. В районе Сургута находилось несколько княжеств хантов. Наиболее значительным было княжество Бардака. Центром княжества было Бардаково городище. У князя было 300 ясачных людей.

Мелкие удельные княжества объединялись в большие союзы. Белогорский князь, по явно преувеличенным данным, мог собрать до 2 тыс. татар, хантов и манси. На самом деле войска отдельных князей насчитывали от 50 до нескольких сот воинов. Среди кодских князей во время Ермака был великим князем был Алач. Ляпинский князь Лугуй кроме ляпинских хантов управлял еще казымскими и куноватскими хантами. В 1484 г. остяки (ханты) принесли шерть московскому князю. Существование представления об этом институте свидетельствует о том, что ханты знали о нем и ранее от татар. Попытка русских привести самодийцев к шерти вызывало противодействие, поскольку самоеды считали присягу оскорблением.

Таким образом, этнонимы Угры и Югра не связаны. Княжество Югра возникло вследствие интенсивной торговли мехом. Югра была одним из первых княжеств угорских народов. Европейские и русские источники выделяли югричей среди других угорских народов. Югра эпизодически платила дань Новгороду и восставала против его власти. Югра также была неспокойным вассалом Великого Московского княжества и два раза восставала против его власти. Югра находилась в союзе с Кодским княжеством хантов и Пелымским княжеством манси. Пелымское княжество выступало против христианизации коми и было врагом пермских епископов и Великопермского княжества. Манси Пелыма были главными противниками русской колонизации среди всех угорских народов и ведущим угорским княжеством XV-XVI вв. Наиболее значительными княжествами хантов были Кода и Обдория.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика