А.А. Ниясова
Первые послевоенные годы были весьма трудными в жизни населения СССР и Ханты-Мансийский округ не являлся исключением. Несмотря на географическую отдаленность от центра, Ханты-Мансийский округ, как и вся страна, испытывал на себе воздействие решений вертикали власти: центральной, областной и окружной, выполняя директивы по развитию экономики и культуры региона.
В 1945 г. население национального округа составляло 100 тыс. человек, большая часть которого самоотверженно трудилась на рыбодобыче, в лесной промышленности и сельском хозяйстве. Силы округа были основательно истощены за годы войны, а рыбное и сельское хозяйство, доведенное до возможного максимума развития, начало стремительно падать. Поэтому первые послевоенные годы были отнюдь не легче в материально-бытовом плане, чем военные. Выстоявший в тяжелой войне народ готов был к дальнейшим трудовым подвигам, веря, что скоро все изменится к лучшему.
В 1946-1947 учебном году Самаровский район имел 60 школ: из них 49 начальных, 10 семилетних и 1 средняя.
Осуществление всеобуча – одна из важнейших задач, поставленных перед школами и общественностью Самаровского района в годы четвертой пятилетки. Большинство руководителей школ серьезно отнеслись к данному вопросу: привлекали к работе родительские комитеты и актив села, создавали материальные фонды, но, несмотря на это, ряд школ Самаровского района не справился с задачей выполнения всеобуча.
Из 11 советов выполнили закон о всеобуче только 2 совета: Тюлинский и Базьяновский. Не справились с осуществлением всеобуча следующие школы: Филинская семилетняя школа, Зенковская, Луговская, Нялинская, Батовская.
Основными причинами недоохвата и отсева в 1946-1947 учебном году являлись:
- Материальная необеспеченность учащихся;
- Эпидемические заболевания учащихся в течение октября, ноября, декабря и января: грипп, свинка, скарлатина, дифтерия и корь.
В целях ликвидации недостатков в процессе осуществления всеобуча исполкомом районного Совета депутатов трудящихся принимались следующие решения:
- Создание денежных, вещевых и продуктовых фондов для предотвращения отсева учащихся.
- Обеспечение остро нуждавшихся учащихся, особенно детей военнослужащих и сирот одеждой, обувью, в том числе с помощью общественных организаций.
- Организация слушаний на исполкомах сельских советов вопроса о состоянии всеобуча.
- Проведение месячника по оказаниям помощи школам.
- Принятие мер по предотвращению отсева учащихся из школ, по улучшение материально-бытовых условий для детей, живущих в интернатах, улучшение работы родительских комитетов.
- Возвращение и закрепление в школах всех, относящихся к ним учащихся.
Основными задачами работы школ Самаровского района в 1947-1948 учебном году являлись:
- Осуществление закона о всеобуче.
- Улучшение материальной базы школ. Наличие при школах земельных участков.
- Организация горячих завтраков, создание фонда всеобуча при каждой школе.
- Поднятие идейно-политической и массово-педагогической работы с родителями.
- Повышение качества обучения и воспитания в школах.
- Усиление по идеологическому воспитанию школьников.
- Повышение идейного уровня каждого педагога.
- Улучшение работы по физическому развитию и обучению в школах.
- Усиление контроля и руководства за работой учителей.
- Улучшение работы по заочному образованию учителей, не имеющих законченного специального образования.
Решением сессии районного совета трудящихся в конце 1946-1947 учебного года сельские советы были обязаны принять исчерпывающие меры по обеспечению закона о всеобуче в 1947-1948 учебном году. Однако, решение сессии сельскими советами не было выполнено.
На августовском районном учительском совещании 1947 года проводилось детальное обсуждение вопроса о всеобуче. 20 августа силами учителей был проведен тщательный учет детей школьного возраста, в результате которого в школы Самаровского района должно было прийти: в 1-4 классы 3584 человека, в 5-7 классы – 862, в 8-10 классы – 39 человек. Всего 4485 человек.
По учету на 15 сентября явилось в школы: в 1-4 классы – 3594 человек, в 5-7 классы – 819, в 8-10 классы – 39. Всего 4452 человека. Из общего числа учтенных детей народов севера (ханты, манси, ненцы) – 191 человек. Охвачено обучением 186 человек, недоохвачено – 5 по Больше-Варовской национальной школе по причине отдаленности.
Сеть школ Самаровского района состояла из 50 начальных школ, 15 семилетних и 1 средней школы.
Для обеспечения остронуждающихся учащихся при школах были созданы фонды всеобуча: денежные в сумме около 12000 рублей, продуктовые – 10802 кг картофеля. За счет фондов всеобуча была оказана помощь 980 школьникам, проводились горячие завтраки в 3 начальных школах.
Данные инспекторских обследований позволяют сделать вывод о состоянии учебно-методической работы школ Самаровского района в 1947-1948 учебном году:
- Всего было обследовано 60 школ из 66, в т.ч. начальных 45 из 50, семилетних – 15.
- Учебная и методическая работа в школах была значительно улучшена. Так, если в 1946-1947 учебном году успеваемость по Самаровскому району выражалась в 74,4%, то в 1947-1948 учебном году – 78,2%. Педагогический процесс был более активизирован: учителя применяли разнообразную методику преподавания, больше использовали наглядность.
- Знания учащихся качественно возрастали: повышалось общее развитие, крепли культурность и образованность ученической массы.
- Подавляющее большинство учителей активно работало над повышением своего профессионального и идейно-политического образования. Многие учителя тщательно готовились к урокам, добивались повышенного интереса со стороны учащихся к занятиям, умело обеспечивали индивидуальный подход к учащимся, вовремя оказывали помощь слабым и отставшим и предупреждали отставание. Эти учителя не ограничивались рамками учебника, а широко использовали дополнительную литературу, постоянно обогащая свои знания (например, Молокова, Тропинина, Рыкованова, Санникова).
Методическая работа учителей проводилась через кустовые методические объединения (далее — КМО) и внутришкольные коллективы. Было организовано 16 КМО, большинство из них работали регулярно и основательно – Нялино, Зенково, Базьяны, Луговое, Селиярово.
Наряду с методическими докладами на КМО участники заслушивали и обсуждали открытые уроки более опытных учителей. Всего было прочтено и обсуждено докладов: 69 методических, 67 политических, 63 открытых уроков. Внутри школ Самаровского района методическая работа проходила путем обсуждения докладов на педсоветах, по информации завучей и директоров по анализу посещенных уроков.
едования по проработанному материалу. Но следует отметить шаблонность: из года в год начинали изучать историю партии с 1-й главы, доходили до 3-й главы и на этом заканчивали. Таким образом, учебник истории партии оставался не изученным полностью. Лишь отдельные учителя занимались более капитально, изучая первоисточники Марксизма-Ленинизма (Пугно, Чемакин, Пальянова, Сафонова, Жаров).
В целях повышения идейно-политического уровня учителей Самаровского района в 1948-1949 учебном году было организовано 17 кустовых методических объединений, которые работали ежемесячно. На занятиях КМО зачитывались политические доклады на темы: «Моральный облик советского руководителя», «Приоритет советской науки, культуры и искусства перед буржуазной», «Воспитание у учащихся большевистских черт характера», «Итоги народнохозяйственного плана СССР в 1948 году» и т.п. Всего за учебный год был прочитан 41 доклад методического и воспитательного характера, дано 110 открытых уроков.
Всего в Самаровском районе в 1948-1949 учебном году насчитывалось 235 человек. Из них 137 работали по изучению краткого курса истории ВКП(б), 10 – учились самостоятельно. 10 человек изучали биографию И.В. Сталина, 9 человек изучали биографию В.И. Ленина.
Контроль за политической учебой учителей Самаровского района осуществлялся в период обследования школ инспекторами Районного отдела народного образования. Так, серьезную работу по идейно-теоретическому воспитанию учителей отмечали в Елизаровской, Батовской, Цингалинской, Реполовской, Нялинской, Самаровских семилетней и средней школах. Неудовлетворительная работа наблюдалась в однокомплектных и двухкомплектных школах: Ягурьяховская, Богдашкинская, Востыхоевская, Кышиковская.
Основными задачами работы школ Самаровского района в 1948-1949 учебном году являлись:
- Осуществление закона о всеобуче;
- Обеспечение высокого уровня идейно-политического воспитания учащихся;
- Повышение научно-теоретического уровня преподавания и лучшего усвоения учащимися основ наук;
- Борьба за совершенствование методов учебно-воспитательной работы;
- Усиление руководства и контроля за работой учащихся и учителей.
Так, после 1 сентября 1949 года в школах Самаровского района был выявлен 51 человек недоохваченных.
За первое полугодие 1948-1949 учебного года было обследовано 32 школы: из них начальных – 25, семилетних – 6, средних – 1. Программный материал во всех школах был пройден полностью. Знания учащихся качественно возрастали, общее развитие повышалось, культурность и образованность ученических масс крепла.
Педагогический процесс был более активизирован, учителя применяли разнообразную методику преподавания, больше использовали наглядность. Многие учителя тщательно готовились к проведению уроков, добивались, чтобы урок был доступным для понимания, интересным, научно-правильным, освещающим программный материал. Такие педагоги умело обеспечивали индивидуальный подход к учащимся, оказывали помощь слабым и отстающим. При подготовке к урокам использовали дополнительную литературу, при прохождении программного материала связывали материал с современностью, прививая детям элементы коммунистического воспитания и чувство советской гордости.
Хорошие результаты по успеваемости за первое полугодие 1948-1949 учебного года показывали: Затонская начальная школа, Филинская, Черемховская, Мануйловская, Багдашкинская, Сухоруковская, Балинская, Лесоучастковая, Батовская семилетняя школа, Самаровская семилетняя школа и Елизаровская семилетняя школа.
Данные инспекторских обследований позволяют сделать вывод о причинах неуспеваемости:
- Несерьезное отношение руководителей и учителей к выполнению пятилетнего плана;
- Отсутствие специального образования у некоторых учителей, в связи с чем наблюдалась шаблонность в планировании поурочного материала, что порождало некачественный образовательный процесс.
В рамках организации помощи КМО со стороны методического кабинета в сентябре 1948-1949 учебного года в адрес КМО были высланы руководящие материалы: примерный план работы КМО, положение о КМО, положение о методической работе в школе, указания об организации семинаров классных руководителей семилетних школ с приложением тематики докладов на семинарских занятиях, приказ Министра просвещения № 813 от 6 декабря 1947 года «О методической работе с учителями», примерный план работы классного руководителя, правила ведения ученической тетради, текст доклада «Методы, применяемые при повторении программного материала в школах». За первое полугодие 1948-1949 учебного года была организована проверка шести кустовых методических объединений.
Таким образом, несмотря на состояние страны после Великой Отечественной войны, в школах района неустанно боролись за улучшение качества знаний учащихся и совершенствование педагогического мастерства учителей.
Воспитательная работа в школах Самаровского района в 1946-1947 учебном году велась недостаточно. «Правила поведения для учащихся» не выполнялись. Лучше дело с этим вопросом обстояло в школах периферии, где каждый учащийся считал своим долгом здороваться не только со знакомыми, но и со всяким взрослым на селе.
Хуже дело обстояло в школах с. Самарово. Самаровские школы имели большие классы, но учителя мало проводили воспитательной работы с учащимися. Чтобы знать вкусы, настроения, интересы класса, нужно было упорно работать с детьми. Учащиеся не приветствовали старших при встрече, в лучшем случае, здоровались только со своим учителем. При входе в помещение не снимали головных уборов. Часто можно было услышать обидные прозвища среди учащихся. Все это говорило о недостаточной внеклассной работе.
В школах района была слабо поставлена работа комсомольских и пионерских организаций. Всего в 1946-1947 учебном году насчитывалось 920 пионеров и 83 комсомольца…
На Августовской учительской конференции отмечалось что, в проведении всей воспитательной работы в школе большую роль играли школьные комсомольские организации, являвшиеся первыми помощниками учителей, первыми застрельщиками отличной учебы и сознательной дисциплины, лучшими организаторами внеклассной и внешкольной работы.
В рамках улучшения работы пионерских организаций Тюменским областным отделом Народного образования был принят приказ от 15 октября 1947 года «Об участии органов народного образования, директоров школ и учителей в выполнении постановления ЦК ВЛКСМ от 13 марта 1947 г.», в связи с которым были запланированы следующие мероприятия:
- Обсуждение постановления ЦК ВЛКСМ на педагогических советах школ, детдомов, внешкольных учреждений и принятие конкретных мер по участию, учителей, директоров и заведующих школ, работников детдомов и внешкольных учреждений в улучшении работы пионерских организаций.
- В течение 1947-1948-го учебного года систематическое обсуждение на педагогических советах отдельных вопросов пионерских организаций.
- Поощрение и выдвижение молодых учителей на работу старшими пионервожатыми.
- Создание разделов пионерской работы в методических кабинетах, где находились бы необходимые материалы из опыта пионерской работы, методические разработки в помощь вожатым и педагогам.
- Улучшение работы домов пионеров.
Воспитание молодого поколения являлось делом не только школы, но и делом родителей и всей общественности. Для того, чтобы поставить на должную высоту учебно-воспитательную работу школ, было необходимо привлекать весь актив села и родительскую массу. В большинстве школ работа с родителями проводилась, как правило, в форме родительских собраний, где ставились вопросы непосредственно касающиеся жизни школ: итоги работы школ, о заготовке дров, о подготовке школ к новому учебному году и т.д.
Редкие школы Самаровского района проводили беседы на темы по воспитанию детей. Особенно это было заметно в однокомплектных школах, где на собраниях из года в год ставилась одна и та же повестка дня. Итоги работы школ не интересовали родителей в связи, с чем они неохотно посещали данные мероприятия.
Хорошо была поставлена работа с родителями в Совхозной школе. Каждый год выделялся единый родительский день, когда родители слушали беседы на педагогические темы, обменивались знаниями и опытом по воспитанию детей. Родители охотно посещали такие собрания и активно выступали по всем вопросам.
Созданные в годы пятилеток районные дома культуры проводили значительную работу по культурно-политическому воспитанию трудящихся. Их деятельность носила разносторонний научно-просветительный характер. Дома культуры организовывали художественное обслуживание и отдых трудящихся, оказывали помощь советским организациям в деле выполнения хозяйственно-политических задач.
В дальнейшем развитии научно-просветительной и культурно-политической работы районных домов культуры должно было оказать учительство. Между тем, учителя слабо привлекались в данной работе, что считалось одной из причин неудовлетворительного состояния районных домов культуры.
На отдел народного образования возлагалась обязанность привлекать учительство к активному участию в работе домов культуры, для пропаганды научных знаний в их лекториях, организации регулярной работы кружков по изучению пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства, конституции, общеобразовательных кружков, коллективов художественной самодеятельности и т. д.
Учителя начальных классов оказывали помощь в организации при домах культуры агитационно-художественных бригад для массово-политической работы и культурного обслуживания населения в период в период проведения выборов в советы депутатов трудящихся, а также в проведении посевной и уборочных компаний, праздников, выставок достижений сельского хозяйства и промышленности Самаровского района…
В 1948-1949 учебном году состояние воспитательной работы в школах района было удовлетворительным. Во всех школах издавались стенные газеты. Лучшие газеты по содержанию и оформлению были в Самаровской средней школе, Луговской семилетней школе, Елизаровской и Совхозной. Во всех школах была организована внеклассная работа. В начальных преимущественно велась работа по развитию художественных навыков: чтение, декламирование, пение. Многие учителя вели работу по рукоделию. Кружки в начальных школах – хоровые и драматические.
В семилетних школах в старших классах работали следующие кружки: хоровые, драматические, физические, политические, краеведческие, юных натуралистов и другие. Но в работе данных кружков имелись существенные недостатки: шаблонность, отсутствие самостоятельной работы учащихся, творческой работы. Недостаточное внимание уделялось расширению политического кругозора, пробуждению интереса к общественно-политическим вопросам и событиям.
В школах Самаровского района действовало 280 кружков, которые охватывали 2144 человека. Недостаточно была развернута кружковая работа в Урманой и Самаровской семилетних школах, хорошо поставлена в Елизаровской семилетней школе, Луговской и Вершинской.
Ведущую роль во внеклассной и внешкольной работе занимали ученические организации (пионерские, комсомольские, учком). Хорошо была организована работа пионеров в Самаровской средней школе, Елизаровской семилетней, Батовской школе, но в других школах, пионерские, комсомольские организации и учком работали слабо, особенно в периферийных школах.
Всего пионеров в школах района в 1948-1949 учебном году насчитывалось 1379 человек, из них успевало 988 человек, комсомольцев – 98, успевало 68.
Большую роль в деле воспитания детей играло физическое воспитание. В Самаровской средней школе, в Нялинской, в Совхозной, Елизаровской, Самаровской семилетней, Горно-Филинской школах физическое воспитание содействовало высокому качеству учебно-воспитательной работы. Однако во многих начальных школах на физическое воспитание обращалось мало внимания.
Отмечалось улучшение поведения учащихся. Школьники особенно периферийных школ вежливо приветствовали при встрече старших товарищей, причем в соответствии с правилами для учащихся (Больше-Варовская, Скрипуновская, Сумкинская, Елизаровская).
Серьезным недостатком являлось то, что школы в первом полугодии работали по естествознанию по старым программам, ввиду того, что в Самаровском районе не было ни одной программы.
Ни в одной школе не было школьного уголка. Не велся календарь погоды. Вокруг школ не было древонасаждения. Не имелся гербарий местной флоры, не проводились экскурсии в колхозы, не изучались передовые люди колхоза.
Совет министров СССР своим постановлением «О земельных участках при начальных, семилетних и средних школах» разрешил отводить начальным, семилетним и средним школам в сельском местности и рабочих поселках в постоянное пользование для учебных целей земельные участки в размере от 0,5 до 2-х га в зависимости от количества учащихся и местных условий из свободных земель госземфонда, а при отсутствии этих земель — из землепользования подсобных хозяйств. Однако, в 1948-1949 учебном году при школах Самаровского района Ханты-Мансийского национального округа практически не имелось опытных участков.
Таким образом, в школах Самаровского района в 1946-1949 гг. была слабо поставлена воспитательная работа, а также работа комсомольских и пионерских организаций. В рамках устранения данных недостатков школы района организовывали различные конкурсы среди учащихся, привлекали к воспитательной работе родителей и общественность, поощряли выдвижение молодых учителей на работу старшими пионервожатыми, систематически выносили на обсуждение на педагогических советах отдельные вопросы пионерских организаций и др.
На 1946-1947 учебный год в школах района не было запланировано строительства новых школьных зданий, за исключением Зенковской семилетней школы, где шла достройка здания совета под школу. Из-за отсутствия кирпича и стекла школа была не готова к новому учебному году. Из 30 школ Самаровского района, требовавших ремонта, оставалась не отремонтированной Самаровская семилетняя школа (не было рабочей силы, строительных материалов, задержка в финансировании). Топливом в учебный год школы были полностью обеспечены, срывов занятий из-за отсутствия дров не было, за исключением Троицкой начальной школы (пропуск 4 дня).
В первый месяц занятий были затруднения с освещением (не завезли своевременно керосин), но с установлением санного пути данный вопрос был разрешен.
По сравнению с прошлыми годами школы района были лучше снабжены письменными принадлежностями, но еще недостаточно до нормы довоенного времени. Наблюдалось неудовлетворительное снабжение школ учебниками. Так, например, на класс из 30 человек приходилось 1-2 учебников «Родная речь». Школы были крайне бедны на наглядные пособия по русскому языку, географии, истории и арифметике. В редких семилетних школах имелись самые необходимые приборы по физике, материалы для опытов по химии. Начальные классы не имели наглядных пособий по развитию письменной и устной речи. Некоторые школы сами изготавливали наглядные пособия для своих классов, но они были не всегда качественными из-за отсутствия соответствующих материалов (бумага, краски, тушь). Лучшими школами по изготовлению наглядных пособий были выделены: Базьяновская, Зенковская, Затонская, Тюлинская, Луговская, Селияровская.
Санитарное состояние школ вполне удовлетворительное, за исключением Самаровской семилетней школы. Отмечалось, что в ней «неуютно, грязно, холодно». Ни дирекция, ни коллектив не принимали действий по улучшению состояния школы. Отрадную картину в этом отношении создавали следующие школы: Елизаровская, Шапшинская, Затонская, Рыбная, Чебыковская. Все школы района были своевременно укомплектованы.
В 1947-1948 учебном году в Самаровском районе функционировало 66 школ, из них 50 начальных, 15 семилетних и одна средняя. Из 50 начальных школ 21 не имела собственных зданий. Учебный процесс велся в приспособленных домах-избах. Большинство зданий не отвечали школьным санитарно-гигиеническим требованиям: низкие, темные, тесные.
К началу учебного года подлежало ремонту 32 школы, из них капитальному – 11. Отремонтированы были все за исключением Самаровской семилетней школы. Дрова были заготовлены, но к школам подвозились частично из-за неблагоприятных погодных условий. В зимний период дрова подвозили регулярно, срывов занятий в школах из-за отсутствия топлива не было. Все школы были обеспечены мебелью, но в Чагинскую, Чебыковскую и Денщиковскую школы были завезены не стандартные парты.
Ощущался недостаток в книжных фондах. Приобрести новые школы не могли, особенно начальные из-за плохого финансирования (Батовский, Зенковский, Троицкий с/советы).
В две и в полторы смены занималось 59 школ и только 7 школ занимались в 1 смену.
Учебными наглядными пособиями школы Самаровского района были снабжены слабо. За годы войны пополнений не было, а имевшиеся приходили в негодность. К началу учебного года было получено и распределено по школам 23 тысячи рублей на учебники и наглядные пособия для учащихся. Ощущался недостаток в учебниках истории, географии и книгах для чтения в 3-4 классах. Отмечалось недостаточное количество художественной литературы для внеклассного чтения, несмотря на то что за 1947-1948 учебный год в школы данная литература поступила в количестве 3 тысяч экземпляров. Классическая литература в семилетних и средней школах практически отсутствовала.
Ряд школ проявляли большую инициативу в изготовлении учебно-наглядных пособий – гербария, картин, схем, таблиц и др. (Селияровская, Елизаровская, Тюлинская Базьяновская и т.д.).
В 1948-1949 учебном году материально-хозяйственные условия школ района практически не изменились. По-прежнему в районе функционировало 66 школ. В Самарово появилась вечерняя школа рабочей молодежи. К новому учебному году подлежало ремонту 45 школ, из них капитальному — 3. Было отремонтировано 26 школ, задерживался ремонт Самаровской семилетней школы, Луговской и Кирзаводской из-за наводнения и Фроловской из-за переброски в Берёзовку.
Дрова были заготовлены в достаточном количестве. В течение учебного года подвозились регулярно, срывов занятий в школах из-за отсутствия топлива не было. По данным от 56 школ до конца учебного года требовалось 3147 куб. м, имелось 3040 куб. м, из них было подвезено к школам 1540 куб. м. В две и полторы смены занимались 46 школ и только 20 школ занимались в одну смену.
Учебно-наглядными пособиями школы Самаровского района были снабжены недостаточно, пополнений в 1948-1949 учебном году не предвиделось. Учебниками, тетрадями и письменными принадлежностями школы были обеспечены в полной мере. Не хватало художественной литературы для внеклассного чтения.
Таким образом, последствия Великой Отечественной войны значительно отразились на материально-техническом состоянии школ. На протяжении 1946-1949 гг. в школах района наблюдался дефицит учебников, школьных принадлежностей, наглядных пособий и др. Большинство школьных зданий не отвечали санитарно-гигиеническим требованиям и требовали ремонта.
Основными задачами работы школ за 1 полугодие 1950-1951 учебного года являлись:
- Организация полного охвата семилетним обучением детей школьного возраста (7-15 лет).
- Повышение качества преподавания основ наук на высоком научном и идейно-теоретическом уровне.
- Совершенствование педагогического мастерства учителей, ознакомление с педагогическими и методическими новшествами учебно-воспитательной работы.
- Преодоление негативного влияния «нового учения о языке» в преподавании русского и иностранного языков в школах Самаровского района.
- Расширение и укрепление работы с учащимися по коммунистическому воспитанию.
- Строительство комсомольских и пионерских организаций на основе решений XI съезда комсомола.
- Повсеместное укрепление материальной базы школ: наглядными пособиями, школьными библиотеками, лабораторным оборудованием.
- Усиление контроля и руководства за работой школ и учителей.
- Организация работы по ликвидации неграмотности в Самаровском районе.
В целях осуществления полного семилетнего всеобуча Районным отделом Народного образования и школами были проведены следующие мероприятия:
- Открытие филиала 5 класса Луговской семилетней школы при Вастыховской начальной школе.
- Преобразование Коневской начальной школы в семилетнюю школу.
- Открытие филиала 5 класса от Горно-Филинской семилетней школы при Деньшиковской начальной школе в поселке Усть-Бобровка.
- Открытие 3 дополнительных пятых класса в Луговской, Нялинской и Цингалинской семилетних школах.
- Открытие общежитие для приезжих учащихся при Горно-Филинской, Цингалинской и Луговской семилетних школах на 75 мест.
- Преобразование филиалов начальных классов в Промкомбинате и Ахтино в самостоятельные начальные школы.
- Создание фондов всеобуча при школах на общую сумму 11000 рублей и продуктами (картофель).
Школы проводили большую работу по полному охвату детей школой: проводились проверки микрорайонов, представлялись в РОНО персональные списки на не обучавшихся детей, оформлялись материалы на родителей, не желавших отдавать своих детей в школу, оказывалась материальная помощь остро нуждавшимся детям, проводились доклады и беседы о важности выполнения закона о всеобуче, ставились вопросы всеобуча на родительских собраниях, заседаниях правлений колхозов. Однако закон о всеобуче был не выполнен. На конец полугодия недоохват и отсев составлял 44 человека. Не справились следующие школы: Селияровская школа (недоохват в 5 классе 8 человек), из Мануйловской начальной школы не поступило в 5 класс 7 человек, Пашкинская начальная, национальная школа недоохватила 7 человек, Ягурьяховская – 3 человека, из Луговской семилетней школы отсеявшихся насчитывалось 4 человека и др.
Причиной недоохвата и отсева считалось, что директора и заведующие данных школ не прилагали должных сил к созданию материально-бытовых условий для приезжих учащихся, не выдвигали требований перед родителями и сельскими советами о полном охвате детей учебой, об организации общежитий при школах и др.
Из 44 начальных школ: однокомплектных – 33 школы, двухкомплектных – 7, трехкомплектных – 1, четырехкомплектных и более – 3. В Самаровском районе работало две национальные начальные школы – Б-Варовская и Пашкинская, имеющие приготовительные классы и одна школа смешанного типа – Вершинская семилетняя школа.
Состояние учебной работы за первое полугодие 1950-1951 учебного года было несколько улучшено. Так, за первую четверть из 2954 учащихся не успевало 675 человек, то в конце первого полугодия из 2954 человек не успевало 522, т. е. успеваемость была повышена на 5,4 %.
Итоги первого полугодия 1950-1951 учебного года показывали удовлетворительную работу большинства школ района. Но, вместе с тем, цифровые данные об успеваемости говорили о том, что еще не все учителя в совершенстве владели педагогическим мастерством и не полностью использовали разнообразные методы работы для повышения качества преподавания.
В рамках методической работы на 1950-1951 учебный год было организовано 16 КМО преимущественно вокруг семилетних школ, но не все из них работали регулярно. Пашкинское КМО совсем не приступало к работе. В первое полугодие было проведено по 2-3 заседания с общим охватом учителей – 162 человека. Посещаемость КМО была недостаточной. В самом руководстве методической работой ощущался большой недостаток, так как её центра, методического кабинета, в районе не существовало. Школьным инспекторам в аппарате РОНО не представлялось возможности специально поднимать и выдвигать разработку отдельных методических вопросов и давать по ним подробные консультации учителям.
В 1951-1952 учебном году к основным задачам в работе школ района добавились:
- Повышение научно-теоретического уровня естественных наук на основе мичуринского учения, обеспечение выполнения минимума лабораторно-практических работ и наблюдений, организация работы на пришкольных учебно-опытных участках.
- Улучшение качества знаний учащихся и преодоление второгодничества. Контроль за работой учителей, дававших низкую успеваемость.
- Улучшение внеклассной и внешкольной работы путем организации внеклассного чтения, технических, краеведческих, хоровых и физкультурных кружков.
- Оживление работы КМО и педсоветов, подчинив их деятельность улучшению качества учебно-воспитательной работы и преодолению второгодничества.
- Организация пропаганды политических, естественно научных и педагогических знаний среди населения, привлечение к этой работе учителей.
- Повышение идейно-политического уровня работников школ и РайОНО.
В целях предупреждения отсева учащихся и оказания материальной помощи остро нуждающимся детям в школах были созданы фонды всеобуча, составлявшие свыше 16000 рублей. Преимущественно в семилетних школах 4710 рублей фонда всеобуча было израсходовано на питание для воспитанников массовых общежитий при школах. Кроме того, было куплено 32 пары кожаной и валеной обуви и мануфактуры для верхнего белья.
В целях охвата детей школой учительством была проведена агитационно-разъяснительная работа среди родителей и сельской общественности. Но, несмотря на данные мероприятия, закон о всеобуче в районе был выполнен не полностью. Так не было охвачено учебой на начало учебного года 60 человек. К тому же был допущен значительный отсев учащихся из школ в основном за счет длительной болезни, смерти, ухода на работу переростков, 23 переростка за недисциплинированность было исключено.
Лучше с всеобучем справлялись начальные школы (почти все). В них не было отсева. Не справлялись семилетние школы за счет не приезжавших учиться в 5-7 классы из ближних деревень. К ним относились:
- Больше-Варовская национальная школа – 2 человека не охвачено.
- Пашкинская национальная начальная школа – 9 человек.
- Елизаровская семилетняя школа – 6 человек.
- Луговская семилетняя школа – 4 человека.
- Селияровская семилетняя школа – 3 человека.
- Нялинская семилетняя школа – 9 человек по болезни, 1 исключен.
- Совхозная школа – 1 человек исключен.
- Зенковская школа – 1 человек исключен, 3 отчислены как переростки из 5-7 классов.
- Горно-Филинская школа – 2 человека отчислены или переростки.
- Батовская школа – 1 человек по болезни, 6 человек отчислены как переростки.
Причины недоохвата и отсева учащихся следующие:
- Заведующие школ Шаламова (Б-Варовская), Русанова (Пашкино) своевременно не организовали объезд своего микрорайона (в тундре) для сбора детей народов Севера.
- Не были созданы надлежащие условия для приезжих учащихся в общежитиях (Елизаровская, Луговская и другие школы).
- Директора, заведующие школ и учителя вели учет детей своими силами без привлечения общественности и сверки с похозяйственными книгами сельсоветов и метрическими выписками о возрасте детей, в силу чего зачислялись только подростки, которые учились по 2-3 года в одном и том же классе, учились плохо и нарушали дисциплину, что влекло к исключению из школы.
- Массовый отсев учащихся был в связи с инфекционными заболеваниями: эпидемии скарлатины, кори и др. Оздоровительная и санитарно-профилактическая работа на селе была организована не на должном уровне. Подвергались карантину Вершинская, Б-Варовская, Пашкинская национальные школы. В Кирзаводской школе по болезни было пропущено 383 учебных дня или 1874 урока. В Бобровской семилетней школе из-за эпидемии кори пропущено 1348 уроков, по другим болезням 6347 уроков.
- Смирение отдела народного образования с неудовлетворительным состоянием всеобуча в Самаровском районе. Не применялись меры к директорам и заведующим, допускавшим отсев учащихся без уважительных причин. РайОНО не поднимало через Райисполком, а школы через сельские советы и партийные организации внимание общественности к делу полного охвата детей школой, к созданию благоприятных условий в общежитиях и частных квартирах, к материальному обеспечению учащихся.
В рамках учебной работы значительного повышения успеваемости по сравнению с прошлыми годами не было. Так, в 1949-1950 учебном году из 2975 учащихся не успевало на конец года (по результатам весенних экзаменов) 670 человек, в 1950-1951 учебном году 2880 человек не успевало 665, в 1951-1952 учебном году из 2824 учащихся не успевало 641 человек. Подавляющее большинство неуспевающих в начальных классах образовывалось в 4 классе. Итоги учебного года и инспекторских проверок говорили о низком качестве обучения в начальных классах.
В семилетних школах района в 1951-1952 учебном году преподавание основ наук несколько повысилось, в связи с чем повысилась успеваемость учащихся. Самаровский район пополнялся специалистами, имевшими образование учительского института, увеличивалась обеспеченность школ учебно-наглядными пособиями, улучшался контроль за работой директоров и учителей со стороны Отдела Народного образования.
Перед педкабинетом, школами и КМО в начале 1953-1954 учебного года были поставлены следующие задачи:
- Оказание помощи малокомплектным школам.
- Улучшение состояния преподавания русского языка и математики.
- Укрепление связи теории с практикой в преподавании, введение политехнического обучения по отдельным предметам.
- Организация работы по изучению и распространению лучшего опыта работы школ, КМО и отдельных учителей.
- Улучшение работы по повышению идейно-теоретического уровня учителей путем включения их в систему заочного и очно-заочного обучения.
- Плановость в работе КМО.
В рамках работы по повышению квалификации учителей в 1953-1954 учебном году было выявлено, что в районе работало 15 человек, не имевших соответствующего образования, 24 человека учились заочно в учительских институтах, 20 человек были назначены на курсы повышения квалификации летом 1954 года из них 7 учителей начальных классов. На областные курсы директоров и завучей были назначены 3 человека.
Со стороны педкабинета был организован контроль и помощь учителям по повышению идейно-теоретического уровня путем направления в школы методических разработок, конспектов уроков, через руководителей школ и КМО консультаций при выездах в школы работников педкабинета и РайОНО.
В период учительских совещаний в августе и январе проводилась методическая секционная работа, где обсуждались итоги года и полугодия, намечались практические задачи для дальнейшего улучшения всей учебно-методической работы в школах, проводились доклады, практикумы при участии работников Ханты-Мансийского педучилища, агрономов опытной сельхозстанции и учителей района…
Заведующим педкабинетом за 1953-1954 учебный год было проведено 18 выездов по школам района. Во всех посещенных школах успеваемость была очень низка, но после оказания практической помощи, удалось добиться ее повышения, что доказывали результаты выпускных и переводных экзаменов.
Педкабинет при РОНО работал с 1951-го года, сопоставляя отчетные данные предыдущих лет видно, что работа педкабинета в 1953-1954 учебном году оказала положительное влияние на состояние всей учебно-методической и воспитательной работы.
В 1956-1957 учебном году в школах была значительно улучшена по сравнению с 1955-1956 учебным годом постановка учебно-воспитательной работы. Так, в 1955-1956 году из 2464 учащихся не успевало 387 человек, то в 1956-1957 из 2541 ученика не успевало 267, что составляло 89,5%. Горно-Филинская и Коневская семилетние школы и Чембакчинская начальная школа в 1956-1957 учебном году полностью изжили второгодничество. Высокой успеваемости и прочных знаний в данном году добились Репловская, Урманная, Вершинская, Совхозная и Нялинская семилетние школы, а также 18 начальных школ.
На 1957-1958 учебный год Учительским совещанием были поставлены следующие задачи:
- Принятие мер по выполнению в районе закона о всеобуче. Директорам средних и семилетних школ, заведующим начальных школ было поручено вернуть всех отсеявшихся в предыдущие годы учащихся.
- Выполняя решение XX съезда КПСС о политехническом обучении в школах, направлять все усилия учителей школ, работников органов народного образования и общественности на преодоление основного недостатка в работе школ – отрыва обучения от жизни, улучшения подготовки учащихся к практической деятельности.
- На основании правильной организации педагогического и строго соблюдения принципов советской педагогики добиться повышения качества уроков по всем предметам, расширение форм самостоятельной работы и сознательного усвоения учащимися знаний основ наук укрепив дисциплину на уроках и снизив второгодничества.
- Организация работы пионерских, комсомольских и ученических организаций в школах в строгом соответствии с указаниями партии и правительства по улучшению воспитания подрастающего поколения. Всемерное развитие творчества и инициативы пионеров, привлечение их к посильному физическому труду, развертывание шефской работы в дружинах. Оказание классными руководителями повседневной помощи в работе пионерских отрядов и звеньев.
- Усиление контроля со стороны директоров школ за постановкой воспитательной работы.
- Улучшение внеклассной работы с учащимися, действенного влияния на повышение качества успеваемости и дисциплины в школах.
- Улучшение работы районного методкабинета и КМО по изучению и распространению передового опыта учителей в обучении, воспитании учащихся и политехнизации школ.
- Усиление контроля со стороны РайОНО и руководителей школ за деятельностью учительских коллективов.
- Улучшение работы с родителями и населением, привлекая их к оказанию активной помощи в воспитании подрастающего поколения. Активизация работы родительских комитетов. Чтение докладов и лекций для населения на педагогические темы.
- Оказание повседневной помощи колхозам в решении задач, поставленных партией и правительством.
Таким образом, на протяжении 1950-1959 гг. в школах района закон о всеобуче ни разу не был выполнен полностью, в связи с чем неустанно проводились мероприятия по ликвидации отсева и недоохвата учащихся. Педкабинет и КМО активно работали над повышением профессионального мастерства и идейно-теоретического уровня учителей.
Воспитательная работа в школах по итогам перового полугодия 1950-1951 учебного года оставалась не на должном уровне. Лучше она была поставлена в семилетних школах, где сильные комсомольские и пионерские организации, регулярно работали кружки, проводились идейно-политические воспитания, организовывали внеклассное чтение, работали физкультурные коллективы, выпускались стенные общешкольные и классные стенгазеты, учащиеся выступали на селе с художественной самодеятельностью. Здесь планы внеклассной воспитательной работы учителей утверждались и контролировались директорами школ. К таким школам относились: Вершинская, где хорошо была поставлена пионерская работа; Батовская, где работали кружки хорового драматического и внеклассного чтения, было дано 5 концертов населению. Учащиеся Батовской школы оказывали помощь колхозу при уборке картофеля. На высоком уровне внеклассная работа была поставлена в Луговском семилетней школе, где работало 6 кружков, имелась богатая детская библиотека. Значительно выросли за полугодие пионерская и комсомольская организации. Пионеры и особенно комсомольцы занимали ведущее место за полную успеваемость. Также учащимися Луговской школы было проведено три воскресника в помощь колхозу и лесозаводу, ставили концерты перед избирателями и т.д.
Значительно хуже воспитательная работа была поставлена в начальных одно-двухкомплектных школах, где зачастую она сводилась только к подготовке к праздникам и знаменательным датам. Кружки создавались, но планово не работали. Стенная печать отсутствовала. В некоторых школах не были созданы пионерские организации (Ярковская, Мануйловская). Пионерская работа в остальных школах была поставлена слабо. На заседаниях КМО вопросов о пионерской работе не ставился.
Ряд заведующих и учителей школ первое полугодие работали без общешкольного плана, без планов воспитательной работы, не планировали пионерскую работу (Богдашинская, Ягурьяховская, Вастыхоевская, Пашкинская и другие школы).
Следует отметить, что контроль за работой классных руководителей по воспитательной работе со стороны директоров и заведующих школ был непостоянен и недостаточен. На педсоветах мало заслушивалось вопросов о воспитательной работе. Постоянно действующие семинарии классных руководителей проводились нерегулярно. Слабо работала школьная печать и физкультурно-спортивные коллективы. Работа школьных библиотек сводилась к простой выдаче книг.
Оставалась неудовлетворительной работа с родителями. Родительские собрания собирались нерегулярно. За первое полугодие было проведено 120 собраний. На них было прочтено 79 докладов на педагогические темы. Далеко не во всех школах были созданы родительские комитеты.
В основном связь школы с родителями осуществлялась через дневники учащихся, индивидуальные беседы учителей, посещение учителями квартир учащихся и т.д. Следует отметить, Вастыхоевскую школу, где приезжие родители присутствовали на 27 уроках. Несколько лучше была поставлена работа с родителями в Луговской и Реполовской семилетних школах. Здесь родительский комитет был разбит на секторы: школьный, хозяйственный и другие. Один раз в месяц проводился открытый день родителя, на котором читались доклады на педагогические темы и давались консультации по вопросам воспитания.
Школа воспитывала в учащихся сознательное отношение к учебе, активность и отличное поведение. Особую роль в укреплении дисциплины играл приказ Министра № 1092 от 12 декабря 1951 года «Об укреплении дисциплины в школах». Но неправильно поняв его, некоторые директора семилетних школ перешли на массовое отчисление за недисциплинированность учащихся подростков.
В основном дисциплина в школах была отличная, перемены во время занятий проводились организовано. В 1951-1952 учебном году улучшена работа стенной печати, хотя она еще не была рычагом воздействия на недисциплинированных учащихся и помощником директора и учителей в борьбе за успеваемость. Содержательные и хорошо оформленные стенные газеты выходили в Совхозной, Нялинской, Зенковской, Тюлинской школах.
В семилетних школах регулярно проводились политинформации, выпускались стенгазеты, работали школьные лектории. Широко было развито внеклассное чтение учащихся. Осенью школьники оказывали помощь колхозам в уборке картофеля. Хорошо была поставлена внеклассная работа в семилетних школах: Урманная, Вершинская, Селияровская, Совхозная; в начальных школах: Больше-Варовская, Кедровская, Скрипуновская, Борковская, Заводнинская.
В 1951-1952 учебном году больше, чем в прошлые годы проводились классные собрания учащихся и родителей. Улучшена работа библиотек: наладился регулярный обмен книг, составлялись рекомендательные списки для чтения. Однако в библиотеках имелась только половина литературы, указанной в рекомендательных программах.
В школах Самаровского района силами литературных кружков ставились литературные вечера, посвященные отдельным писателям: во всех школах отмечалась столетняя годовщина со дня смерти Н.В. Гоголя, в мартовские каникулы проводилась «неделя детской книги» (Вершинская, Селияровская, Нялинская, Совхозная, Тюлинская семилетние школы).
В деле налаживания пионерской и комсомольской работы в школах большое значение сыграли решения XI съезда комсомола и Пленума ЦК ВЛКСМ «О работе пионерской организации имени В.И. Ленина». Претворяя в жизнь эти решения, хорошо была поставлена пионерская работа в Вершинской семилетней школе и Больше-Варовской национальной начальной школе, где были введены в практику тематические сборы.
В 1951-1952 учебном году в школах Самаровского района разнообразились формы пионерской работы, возросла активность учителей в работе с пионерами. На отрядных сборах обсуждались вопросы учебы, дисциплины, проводились беседы на различные темы, коллективно читались книги и обсуждались герои, ремонтировали книги, собирали золу, оказывали помощь отстающим.
Следует отметить, что несмотря на значительные улучшения пионерской работы, большая часть пионеров являлась неуспевающими, т.е. из 1265 человек не успевал 201 пионер.
Рост пионерских организаций незначительный: вновь прибывавшие пионеры только заполняли ряды выбывавших пионеров, например, окончивших школу. В некоторых однокомплектных школах вовсе не было пионерских организаций: Промкомбинатская, Маткинская, Реполовская, Саргачинская и др.
Во всех семилетних школах района имелись комсомольские организации. Всего по району на конец 1951-1952 учебного года насчитывалось 218 комсомольцев, из которых 27 не успевало.
Следует отметить комсомольские организации в Селияровской, Совхозной, Вершинской, Реполовской семилетних школах. Регулярно два раза в месяц проводились комсомольские собрания, где выдвигались актуальные вопросы школьной жизни. Комсомольцы являлись инициаторами в проведении всех мероприятий в школах, вожатыми отрядов, дружины, членами учкома, принимали активное участие в оформлении стенгазет.
Отмечался рост рядов ВЛКСМ в школах. Так, в 1950-1951 учебном году насчитывалось 159 комсомольцев, то в 1951-1952 – 218. В Селияровской, Луговской, Совхозной, Вершинской школах комсомольские организации были крупными, в связи с чем в них создавались комитеты.
Недостаточно в работе школьного комсомола было то, что основная масса комсомольцев из 7 классов и после окончания школы комсомольские организации сильно редели.
На XX съезде партии была поставлена задача осуществления всеобщего среднего образования и политехнического обучения в школах. Выполняя решения данного съезда, школы и учительские коллективы Самаровского района перешли на работу по новому учебному плану и новым программам, отвечавшим задачам политехнического обучения и подготовки учащихся к практической деятельности.
В области укрепления связи школы с производством были достигнуты некоторые успехи. В районе имелись 16 мастерских, где учащимся прививались трудовые навыки по труду в соответствии с учебным планом. Так, отмечалась инициатива Нялинской семилетней школы, которая выступала с призывом ко всем школам о выращивании своими силами до 2-летнего возраста 10 телят, 6 овец без оказания какой-либо помощи со стороны колхоза. Учащиеся с большим желанием организовывали уход и кормление, закрепленных за ними животных. Хорошо себя проявляла Луговская средняя школа, организовав ученический колхоз «Школьник». На колхозных собраниях был принят устав, набраны руководящие органы, назначены ответственные, то есть бригадиры: животноводческой, полеводческой и строительной бригад. Колхозом было взято обязательство вырастить до 2-х летнего возраста 75 телят и продать их государству в счет выполнения колхозного плана. Проведена заготовка корма, в целях чего было посеяно 7 га картофеля и овощей, проводилась заготовка сена. По типу Луговского школьного колхоза был создан школьный колхоз при Цынгалинской средней школе.
Одним из важных средств связи школы с жизнью являлось участие детей в обработке и выращивании на своих пришкольных участках картофеля и овощей, а также оказание помощи колхозам в прополке и уборке картофеля, заготовке сена. Если в прошлые годы пришкольно-опытные участки представляли из себя небольшие клочки земельной площади в 2-3 сотки, то в 1958-1959 учебном году они составляли от 0,25 в начальных школах до 12 га для средних и семилетних школ. В летний период отдельные школы своими силами садили, обрабатывали и убирали картофеля и овощей с площади: Луговская школа – 12 га, Урманная школа – 12 га, Цингалинская школа – 7 га и другие семилетние школы от 3-5 га. Всего же было посажено и обработано силами школ на своих опытных участках 67 га, не считая оказания помощи колхозам в посадке и прополке их картофеля, кукурузы и овощей.
Участие учащихся в общественно полезном труде благотворительно сказывалось на формирование сознания. Так, из 44 учащихся закончивших 10-е классы, большинство пошло работать на производстве, остальные уходили в армию или поступали на учебу.
Наряду с этим в организации производственного обучения и связи школы с жизнью имелось много недоработок. С 1957 года из стен школ района не было выпущено ни одного учащегося 10-классника, получившего определенную производственную специальность. К тому же организация работы на пришкольных участках в школьных бригадах или звеньях, в школьных колхозах являлась лишь робкой попыткой связи школы с жизнью.
Например, в организации школьного колхоза имелось много неупорядоченности и неорганизованности. Это объяснялось тем, что организация ученического колхоза не была четко продумана. Педколлективы представляли учащихся в виде подсобной рабочей силы, а не как условия и базу для получения школьниками определенного комплекса знаний, основанных на научных данных для получения производственных навыков в животноводстве, полеводстве, строительстве и т.д. Детский коллектив, работая на поле или с животными в абсолютном большинстве случаев не имел никакого представления об агротехнических условиях выращивания тех или иных культур, способах их хранения и уборки.
Относительно связи школы с развитием животноводства был явный отрыв от практической деятельности. Учащиеся в лучшем случае могли покормить, напоить, убрать навоз. Но они совершенно не были знакомы с условиями содержания животных, распорядком дня на животноводческой ферме, не имели представления о кормовых единицах, отсутствовало понимание о пастбищном периоде и его условиях, не представляли, что такое жирность молока. В силу данных обстоятельств у подавляющего большинства учащихся быстро отпадал интерес к производственному труду на сельскохозяйственных работах, тем более, что их не знакомили ни с какими сельскохозяйственными машинами.
В школьных мастерских практически не имелось оборудования, не хватало материалов для уроков труда, недостаточное количество рабочих мест и малое количество инструментов. Не лучше обстояло дело в начальных классах на уроках ручного труда и связи школы с жизнью. Уроки ручного труда были бедно оборудованы: не хватало ножниц, бумаги, картона, тканей, цветных карандашей, красок и т.д.
Таким образом, в семилетних школах Самаровского района в 1950-1949 гг. была значительно улучшена воспитательная работа, хорошо поставлена деятельность пионерских, комсомольских и ученических организаций. Значительно хуже воспитательная работа была поставлена в начальных одно-двухкомплектных школах, где зачастую она сводилась только к подготовке к праздникам и знаменательным датам. В области укрепления связи школы с производством были достигнуты некоторые успехи, но наряду с этим имелось много недоработок.
В первом полугодии 1950-1951 учебного года в районе работало 59 школ. Из них 44 начальных, 2 национальные школы, 15 семилетних и одна смешанного типа. Большинство школ размещалось в приспособленных зданиях, не отвечающих педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Из 59 школ более половины требовался капитальный ремонт, но из-за нехватки средств школы не ремонтировались. Подготовка школ к новому учебному году ограничивалась текущим ремонтом. Так, в 1950-1951 учебном году текущий ремонт был произведен в 50 школах.
Большинство школ пополнилось мебелью. Было изготовлено 70 парт, приобретены шкафы, учительские столы, стулья и классные доски, но далеко не в достаточных количествах. Хуже всего обстояло дело с материальным обеспечением начальных школ, находящихся на бюджете сельских советов. Из 44 начальных школ 21 были профинансированы не полностью.
Занятия велись в основном в полторы (32 школы) и две смены (15 школ). В одну смену – только в 12 школах. Утренние часы первой смены и вечерние часы второй смены проводились с искусственным освящением. В основном это было керосиновое освящение и только в 6 школах имелось электричество.
Тетрадями, учебниками и школьными принадлежностями школы были в основном обеспечены. Однако наблюдался недостаток в учебниках по ботанике, зоологии, физике и конституции новых изданий. В некоторых школах были тетради для начальных классов несоответствующей разлиновки. Не было новых программ по русскому языку, конституции и истории в 5-7 классах.
В 1950-1951 учебном году школы района значительно пополнились наглядными пособиями и лабораторным оборудованием. Приветствовалось изготовление наглядных пособий учащимися и учителями. Почти полностью отсутствовало оборудование для химических, физических и биологических кабинетов.
Таким образом, материальные условия школ являлись вполне пригодными для нормальной работы, однако необходимость в укреплении материальной базы и создании благоприятных жилищно-бытовых условий для учительства была очевидна. Требовался незамедлительный капитальный ремонт ряда начальных и семилетних школ, а также строительство жилых домов для учителей.
В 1951-1952 учебном году в Самаровском районе работало 62 школы, из них 18 семилетних и 44 начальных. Большинство школ также размещалось в приспособленных помещениях, не отвечающих санитарно-педагогическим требованиям — теснота, низкая освещённость, холод и т.д. Имелись школы, размещавшиеся в частных домах, а их хозяйки исполняли обязанности техничек (Чучелинская, Косаринская).
Из года в год производился только текущий ремонт из-за отсутствия средств. К началу 1951-1952 учебного года капитальный ремонт был произведен только в 3 школах. Срочный ремонт требовался в Нялинской, Коневской, Урманной, Репловской, Батовской, Тюлинской и Зенковской семилетних школах. В Нялинской и Коневской школах имелась опасность обрушения зданий.
По-прежнему наблюдалось бедственное положение с квартирами для учителей. Имевшиеся квартиры рушились, новые не приобретались и не строились. Причина – отсутствие средств.
Несколько лучше, чем в прошлые годы школы пополнялись мебелью, учебно-лабораторным оборудованием и наглядными материалами. Был значительно пополнен книжный фонд школьных библиотек. Однако на начало учебного года имелись затруднения в обеспечении школ тетрадями, учебниками и мелом, что негативно сказывалось на работе по русскому языку и математике. Топливом школы и квартиры учителей были обеспечены полностью. Было заготовлено 6600 м3 дров. Освещение по-прежнему керосиновое. Радиофицировано было 6 школ и 4 интерната.
Несмотря на ряд недостатков в материальном обеспечении школ, в частности, задержки с финансированием, условия работы на всем протяжении учебного года были удовлетворительными.
Районный Отдел Народного Образования обращал внимание окружного и областного отделов Народного Образования на запущенное состояние школьных зданий и квартир учителей района. Несмотря на это ОкрОНО выделяло значительно меньшее количество средств на ремонт и приобретение необходимого оборудования, чем другим районам. Между тем, школьная сеть района была значительнее больше других районов.
Ежегодный рост новых требований к делу народного образования предъявлял и новые требования к школьным зданиям, их расположению и т.д., тогда как имевшиеся школы не отвечали возросшим запросам.
Из 62 школ 61 была расположена в зданиях, не отвечавших санитарно-гигиеническим требованиям. Например, Луговская средняя школа размещалась в двух типовых зданиях начальных школ. Одно из них ремонтировалось в 1956 году, другое требовало ремонты летом 1958 года. Цингалинская семилетняя школа размещалась в здании, построенном для семилетней школы. Здание было тесным. Начальные классы занимались в отдельном здании. Из 17 семилетних школ Самаровского района 8 (Нялинская, Вершинская, Совхозная, Елизаровская, Урманная, Кирзаводская, Октябрьская, Выкатновская) были размещены в типовых зданиях начальных школ, занятия велись в две смены. Батовская и Реполовская школы размещались в двух приспособленных зданиях.
В районе имелось 10 интернатов, в них было размещено 256 учащихся. При Луговской и Цингалинской школах около 200 детей оставались на частных квартирах из-за отсутствия мест в интернатах. Требовалось строительство нового интерната в Цингалах и капитальный ремонт в Луговской, Елизаровском и Нялинском интернатах.
В Самаровском районе неудовлетворительно решался квартирный вопрос. Из 277 учителей в собственных домах проживало 47 семей, остальные жили в квартирах и ведомственных домах. Для удовлетворения спроса учителей квартирами, было необходимо строительство не менее 20 двухквартирных домов и ремонт 40 имевшихся школьных квартир, так как большей частью квартиры учителей были малы по размерам, холодные и неблагополучные.
В связи со школьной реформой 1958 года в районе активизировался процесс укрепления материальной базы школ, улучшения жилищно-бытовых условий учителей и других работников народного образования…
Для предоставления необходимой подготовки учащихся, отвечающей новым требованиям, в районе была запланирована реализация следующих мероприятий:
- Организация двух школ-интернатов.
А) Назымский национальный интернат с 11-летним сроком обучения на базе Вершинской семилетней школы, Ново-Назымской начальной школы, Кышиковской начальной школы с включением учащихся детей местной национальности всего района. При школе-интернате планировалось подготовительное отделение. Количество учащихся к 1965 году должно было достигнуть 375-400 человек В этих целях планировалось построить здание интерната в деревне Кышик и начать перевозку в 1959 году школьного здания из Большого Вара, Вершины, а затем в 1960 году из Нового-Назыма. Завершиться строительство школы-интерната вместе с мастерскими должно было в 1963 году.
Обучение в школе-интернате планировалось проводить в два этапа. Первый этап — восьмилетнее образование и второй этап — 9, 10, 11 классы с производственным обучением на базе хозяйства колхозов: Ново-Назымского и Тренькинского с уклоном рыболовства, звероводства, животноводства и охотничьего промысла.
Б) Тюлинская школа-интернат. Тюлинская школа-интернат планировалась на базе Тюлинской, Базьяновской, Реполовской и Выкатновской семилетних школ с включением детей из близлежащих начальных школ, окончивших 4 класса с восьмилетним сроком обучения. В Базьянах, Реполово и Выкатном оставались начальные школы. Приступить к строительству школы планировалось в 1960 году и закончить его в 1964 году. До начала функционирования интерната в 1959 году возникла необходимость здание Добринской начальной школы перевезти в село Тюли и переоборудовать его там под учебные мастерские интерната с временным использованием под уроки ручного труда. Учащиеся, закончив восьмилетнее образование, и получив индивидуально-бригадное обучение в колхозах, в дальнейшем самостоятельно могли работать и обучаться заочно в Цингалинской средней школе или в городских школах. До 1964 года Выкатную школу планировалось преобразовать в восьмилетнюю школу, а Базьяновскую и Реполовскую семилетние школы с 1960 года перевести на начальные школы с передачей учащихся 5-7 классов в Тюлинскую семилетнюю школу.
- Преобразование Цингалинской средней школы в трудовую политехническую школу с производственным обучением с 11 классами на базе Цингалинского колхоза с охватом учащихся Бобровской, Горно-Филинской и Батовской семилетних школ и всех учащихся 4 классов близлежащих начальных школ с общим количеством до 400 мест. Учащиеся школы по ее окончанию получали аттестат за среднее образование и квалификацию сельского хозяйства. Для организации этой школы в 1960 году планировалось приступить к строительству школьных учебно-производственных мастерских с оборудованием за счет средств Цингалинского, Горно-Филинского, Батовского колхозов и Реполовского совхоза с окончанием его в 1962 году. С 1961 года учащиеся 5-7 классов Бобровской, Горно-Филинской семилетних школ переводились в Цингалинскую школу, оставив в Бобровке и Горно-Филинске начальные классы.
- Преобразование Луговской средней школы в среднюю трудовую политехническую школу с производственным обучением с 11 классами на материальной базе Луговского ДОКа и Луговского колхоза со смешанным обучением. Учащиеся школы по ее окончанию получали аттестат за среднее образование и специальность с соответствующим разрядом для самостоятельной работы на Луговском ДОКе и специальность механизатора сельского хозяйства. Строительство школы планировалось начать в 1960 году, а закончить в 1968 году за счет комбината, а часть — за счет колхоза с количеством мест на 400 человек с общей суммой затрат до 900 тыс. рублей.
- Перевод Урманной школы на восьмилетнее обучение с организацией при ней вечерней школы рабочей молодежи. Учащиеся, закончив обучение в школе, должны были пройти профессионально-технические курсы при леспромхозе и, получив соответствующую квалификацию, без отрыва от производства обучаться в школе рабочей молодежи, по окончании которой получали аттестат за среднее образование. Для создания лучших условий работы и организации производственных мастерских планировалось приступить к строительству школы с 1960 года за счет средств леспромхоза и колхоза на 400 мест с окончанием такового в 1968 году. Сумма затрат планировалась до 700 тыс. рублей.
- Организация на базе Пырьяховской начальной школы восьмилетней школы с 1960 года с количеством мест на 280 человек. По окончании восьмилетнего образования учащиеся данной школы проходили профессионально-технические 3-6 месячные курсы и без отрыва от производства обучались в этой же школе, то есть в школе рабочей молодежи. При прохождении полного курса вечерней школы молодежь получала аттестат за среднее образование. Здание школы на 280 мест и все необходимые учебно-производственные мастерские планировалось построить за счет Ханты-Мансийского леспромхоза, начиная с 1960 года, с окончанием в 1962 году. Сумма затрат 500 тыс. рублей.
- Организация на базе Зенковской и Коневской семилетних школ в селе Зенково восьмилетней школы на 280 мест. Планировалось приступить к строительству здания школы с 1960 года за счет государства и частью за счет колхоза с общей суммой затрат 500 тыс. рублей.
- Организация на базе Селияровской семилетней школы восьмилетней школы с количеством учащихся на 280 мест. Для нормальной организации занятий планировалось построить здание школы на это же количество мест для обслуживания детей колхозников и лесозаготовителей за счет средств Селияровского и Д-Плесовского колхозов и Ханты-Мансийского леспромхоза с общей суммой затрат в 500 тыс. рублей. К строительству должны были приступить в 1959 году и закончить его в 1961 году.
- Организация на базе Октябрьской семилетней школы восьмилетней школы с 1960 года с количеством мест на 280 человек. По окончании восьмилетнего обучения учащиеся данной школы проходили 3-6 месячные профессионально-технические курсы и без отрыва от производства обучались в этой же школе, то есть в школе рабочей молодежи вечером. При прохождении полного курса вечерней школы молодежь получала аттестат за среднее образование.
- Елизаровскую, Кирзаводскую, Нялинскую, совхозную и Батовскую семилетние школы, начиная с 1960 года и включая 1962 год планировалось перенести в восьмилетние трудовые политехнические школы.
Таким образом, к 1965 году в Самаровском районе должна была полностью завершиться перестройка школ. В результате были бы образованы один национальный интернат с 11 классами и подготовительным отделением, один интернат с восьмилетним сроком обучения, две средние школы с 11-летним сроком обучения и производственным уклоном, 10 восьмилетних школ и 43 начальные школы с общим количеством учащихся 5414 человек. При трех школах (Урманной, Октябрьской и Пырьяховской) планировалась организация вечерних школ рабочей молодежи. При одной школе (Цингалинской) планировалось организовать заочное обучение, которое охватывало учащихся верха Иртыша. Учащиеся верха Оби, окончившие восьмилетнюю школу, без отрыва от производства могли бы обучаться заочно при средних школах города Ханты-Мансийска.
Проанализировав воспитательную работу в школах Самаровского района можно сделать вывод о том, что учителя неустанно боролись за повышение ее уровня путем организации внеклассного чтения, технических, краеведческих, хоровых и физкультурных кружков, проведения различных конкурсов и соревнований, приобщения учащихся к трудовой деятельности на пришкольных земельных участках, в колхозах и на предприятиях. В школах района велась непрерывная работа по улучшению деятельности пионерских, комсомольских и ученических организаций. Перед классными руководителями стояла задача оказывать повседневную помощь в развитии творчества и инициативы пионеров и комсомольцев, привлекать их к посильному физическому труду, развертыванию шефской работы в дружинах. Воспитание молодого поколения являлось делом не только школы, но и делом родителей и всей общественности…