Транспорт и связь в округе раньше и теперь

— Нет необходимости распространяться о громадном значении транспорта для всего народного хозяйства. И не только для народного хозяйства. Как известно, транспорт имеет серьезнейшее значение и для обороны страны — говорил товарищ Сталин в политическом отчете ЦК ВКП(б) на XVI съезде партии.

Особое значение имеет для обширного Ханты-Мансийского национального округа воздушный транспорт, связывающий отдаленные северные районы с центром округа и округ в целом — с линией железной дороги (через Тюмень).

Самаровский аэропорт гражданского воздушного флота проделал большую работу в деле обслуживания хозяйственных и культурных нужд Севера Омской области.

За годы своего существования авиаотряд перевозил почту, грузы, пассажиров. В 1934 году на месте теперешнего благоустроенного аэропорта стоял небольшой домик, в котором находилась кладовая, хранились грузы, а пассажиры и пилоты ютились в небольшой комнате. Тогда самолеты прилетали нерегулярно, скорость маловместительных самолетов была небольшая. Заправляли их вручную, ведрами.

Слабосильная радиостанция не могла поддерживать регулярную связь с самолетами и с соседними аэропортами.

Так было недавно.

Неузнаваемый стал сейчас Самаровский аэропорт. Выстроен хороший авиавокзал, в которой имеются хорошо меблированные комнаты для пассажиров и обслуживающего персонала, ресторан. Регулярно по графику прилетают и улетают быстроходные многоместные комфортабельные самолеты. Не теряя много времени, автоматически заправляют самолет заправщики, тщательно осматривают мотор техники, инженеры. Легко взлетают огромные самолеты, увозя десятки пассажиров и всевозможные грузы.

Лишь за первое полугодие 1940 года аэропорт обслужил больше тысячи пассажиров, отправил и принял десятки тысяч килограммов почты и различных грузов, и много «мягкого золота» — ценнейшей пушнины.

Аэропорт обладает мощной радиостанцией, которая поддерживает непрерывную связь с самолетами во время их пути. Прекрасная метеорологическая станция, где работают опытные метеорологи, дает пилотам точные прогнозы погоды, обеспечивая безопасность перелетов. Коллектив аэропорта состоит из хорошо обученных кадров специалистов. Хорошую работу Самаровского аэропорта оценили областные организации, вручив ему красное переходящее знамя.

3710 километров дорог (главным образом зимних) соединяют окружной центр с районами. Особое значение имеют дороги зимой, когда лед крепко сковывает на долгие месяцы реки и озера.

Обь-иртышская дорога тянется на протяжении 979 километров (имея ответвления в Кондинский и Ларьякский районы).

Недавно проведено строительство дороги Ханты-Мансийск — Самарово. Там, где недавно бродили хищные звери, с трудом проходил пешеход, сейчас по хорошей грунтовой дороге ходят автомобили с грузами, пассажирами, ездят велосипедисты.

После постройки этой дороги в 1939 году началось строительство трассы Ханты-Мансийск — Уват.

Суровая зима Крайнего Севера рано сковывает реки округа. Большое количество грузов приходится забрасывать в отдаленные пункты округа зимой — гужевым транспортом.

Из года в год возрастает завоз в округ различных грузов. В 1934 году гужевым транспортом Ханты-Мансийской конторы областного гужтреста было перевезено 3550 тонн грузов, сделано 925427 тонно-километров, а в 1939 году перевезено грузов 10862 тонны.

Особо важное значение для округа имеет почтовая связь. За период, отделяющий день организации Ханты-Мансийского национального округа от дня его славного десятилетия, число отделений связи по округу достигло 38 — увеличилось по сравнению с 1931 годом в 12 раз.

На 1 января 1931 года обмен почтовой корреспонденции составлял 785107 единиц, а в 1940 году составляет 2218870.

На 1 января 1931 года посылок было получено за год 32353, на 1 января 1940 года за год — 96361. Переводов на 1 января 1940 года получено за год на 97016 больше, чем в 1931 году.

С ростом населения и его культуры увеличился тираж получаемых жителями округа газет и журналов. Если на 1 января 1931 года годовой тираж получаемых газет составлял 855500 экземпляров, то на 1 января 1940 года тираж газет и журналов, получаемых в округ, достиг 6159300 экземпляров.

За 10 лет округ имеет достижения в создании местной печати. Издается окружная газета «Остяко-Вогульская правда» с тиражем 4500 экземпляров и районные газеты с общим тиражем 7151 экземпляр.

На 1 января 1931 года связь не имела своего транспорта. Сейчас она имеет 17 катеров, 830 лошадей, занятых на перевозке почты в округе. В начале организации округа в нем было всего 4 телеграфных пункта с устарелым оборудованием. Сейчас имеется 6 аппаратных телеграфных пунктов с усовершенствованной аппаратурой.

Значительно увеличилось линейное хозяйство округа, составляющее 494 километра телеграфных линий.

В начале организации округа в Самарово было всего 7 телефонов, соединенных в одном проводе, не было даже номерника. В районах телефонов не было. Сейчас в каждом районе имеется телефонная станция, 7 радиоузлов районного значения с количеством точек 1625.

На 1 января 1931 года капиталовложение по окружной конторе связи составляло 54 900 рублей, теперь 304 834 рубля, по телеграфу в 1931 г. — 1 800 рублей, теперь — 19 027 рублей. За десятилетие округа вложено государственных средств на улучшение и развитие связи 2 278 212 рублей.

Таковы итоги работы транспорта и связи в нашем Ханты-Мансийском округе за 10 лет.

М. Ольгин

«Остяко-Вогульская правда», 17.11.1940

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика