Школа наша прошла довольно долгий путь — от туземной — национальной, до сегодняшней. История Кышиковской школы вбирает в себя историю всех школ, существовавших некогда в поселках, расположенных по реке Назым: Пашкинская, Больше-Варовская, Ново-Назымская, Кышиковская начальная и самая большая Вершинская семилетняя с интернатом, которая закончила свое существование в 1959 году, когда произошло так называемое укрупнение поселков с центром в поселке Кышик.
До последнего времени было известно, что Вершинская школа открылась в 1932 году. За основу было взято письмо из государственного архива Ханты-Мансийского автономного округа, которое считалось первым официальным источником истории нашей национальной школы. Исследуя архивный материал, удалось также узнать, что в Вершинской школе занятия, из-за отсутствия детей, (дети кочевали вместе с родителями и не хотели ехать в школу) начались только 20 октября 1932 года.
Но, работая внимательнее с архивом, удалось установить, что наша школа оказывается на 1,5-2 года старше. В архивах сохранились сведения о сети школьных учреждений Остяко-Вогульского округа, в которых указано, что с 1 января 1931 года по 1 января 1932 года в Вершинской школе было 15 учащихся. Учителей на 1 января 1931 года: — один, а вот на 1 января 1932 года в графе «учителя» стоит прочерк. По-видимому, из-за отсутствия учителей Вершинскую школу пришлось временно закрыть. И тогда в июле 1932 года туда была направлена с сопроводительным письмом в качестве заведующего учительница начальных классов из туземного интерната д.Пашкино Гордеева Наталья Львовна.
Первоначально Вершинская школа первой ступени была трехлеткой, но в статистическом отчете «об итогах приема в школу» за 1935-1936 учебный год появляется 4-ый класс, в котором пять учеников. В 1936-1937 учебном году в Вершинской школе уже 53 ученика, из них 37 ханты, 16 русских. Первые выпускники этой школы: Аликов П. С., Мотошина М. С., Митькин А.Н., Карякина Е.Н… А кто же работал в те годы директорами школ? Большинство из них задерживались на посту всего на год- полтора! Существует большая путаница в именах и годах работы. В 1934-1935 учебном году заведующим Вершинской туземной школы становится Онин Петр Васильевич: «образование — 2 курса педтехникума. С обязанностями заведующего справляется, хорошо провел вербовку учащихся в школу, языком владеет». В 1936-1937 годах заведующим школы назначается Сотников Дмитрий — ханты по национальности. «Образование — семилетка, методически подготовлен, окончил Тобольский педтехникум, хантыйским языком владеет, нуждается в специальной подготовке для работы в национальной школе». Эти характеристики на директоров школ взяты из архивов. Важную роль в подготовке педагогических кадров для национальных школ Севера сыграл рабфак Ленинградского педагогического института. Его задача — готовить из среды коренного населения Севера работников средней и высшей квалификаций. Полукочевой образ жизни коренного населения потребовал создания национальных школ-интернатов. Все это ставило необходимостью подготовки учителей, хорошо владеющих родным языком учащихся, знающих особенности образа жизни населения, характер деятельности и национальные традиции. В начале 1941-1942 гг. директором школы назначается Кореняко Филипп Павлович. «38 лет, русский окончил педагогическое училище. Имеет 12 лет стажа». Шла война, ему пришлось уйти на фронт, откуда он так и не вернулся, умер в госпитале от тяжелых ран. Удалось узнать, что похоронили его на Всесвятском кладбище в г. Тула. На его место директором школы была назначена его жена, Гордеева Лидия Сергеевна, ныне покойная. На 60-летний юбилей своей школы она не смогла приехать, но в архивах школьного музея сохранилась телеграмма, в которой она поздравляет учителей и выпускников с юбилеем школы.
В суровое военное время, в 1942 году на Назыме была открыта еще одна школа — Больше-Варовская начальная. В эту школу была направлена после окончания Ханты-Мансийского педтехникума на работу восемнадцатилетняя девушка Серебреникова (Кауртаева) Глафира Филлиповна. Вот одно из ее воспоминаний: «В школу детей ханты привозили из тайги, и они совершенно не знали русского языка. Сначала они обучались в течение года в подготовительном (нулевом) классе. Однажды к нам в школу была привезена девочка в красивой национальной шубке — сах, которая жила на стойбище у дедушки. Девочка по-русски не говорила. Она была новенькой среди учащихся, и поэтому стала центром внимания. Девочка даже заплакала от смущения». Эта девочка впоследствии стала Заслуженным учителем России и работала директором нашей школы.
Как вспоминает Спасенникова Елена Николаевна: «Я начала учиться в Пыжьяновской школе, директором был Медведев Василий Панфиловнч, а до него в этой школе работала Картина Татьяна Ефимовна. Из Пыжьяна здание школы перевезли летом 1950 года в деревню Пашкино. В этой деревне из-за аппендицита умерла моя сестренка Нина. Родители испугались — забрали меня из интерната и самовольно увезли на стойбище. Так как в то время было строго с всеобщим обучением, отца даже хотели за этот поступок судить, и он тогда увез меня в деревню Большой Вар, где я проучилась полгода». По воспоминаниям Лазаревой Софьи Андреевны Больше — Варовская школа была начальной, после четырех классов обучения, приходилось переезжать в еще одну школу — Вершинскую семилетку. В Вершину, чтобы сдать экзамены за начальную школу, приходилось ехать на лодке. Тогда лодочных моторов не было, и надо было самим грести веслами, и дети по очереди гребли, т.е. сами себя везли на экзамены.
Впоследствии здание Больше-Варовской школы было перевезено в село Кышик, и стало памятником истории нашей школы почти на 50 лет. А Глафира Филлиповна в 1946- 1947 учебном году была назначена заведующей Вершинской школы первой ступени, потому что старшие классы семилетней Вершинской школы переехали вместе с новым директором Картиной Татьяной Ефимовной в деревню Пашкино. Вершинская семилетняя тогда была самой большой школой на Назымской территории, поэтому мы и считаем ее правопреемницей муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Кышик.
В 1959 году Вершинская семилетняя школа была закрыта и перевезена в деревню Новый Назым.
1 сентября в 1960 году открылась 7-летняя школа в деревне Кышик. Она размещалась в бывшем здании Б-Варовской начальной школы. 1 сентября 1961 года школа стала восьмилетней. В 1963 году был сделан первый пристрой к школе, а в 1967 году уже — второй, так как здание было предусмотрено для начальной школы, и мест уже не хватало.
Как мы видим, не сразу наша школа стала средней. Ей предстояло пройти большой и трудный путь. Вначале школа была первой ступени, затем семилетней, потом восьмилетней, и только в 1984 году она стала неполной средней. А уже полной средней стала в 1985 году.
Начальная школа в Кышике уже существовала давно. Первым директором Кышиковской семилетней школы была назначена Ефремова Нина Ивановна, которая проработала всего один год, но позже Нина Ивановна 20 лет проработала в Ханты — Мансийском районном отделе народного образования, оттуда и пошла на заслуженный отдых. Многие помнят Нину Ивановну как доброго, отзывчивого человека.
Как вспоминает Софья Андреевна: «Я начала работать в своей родной школе в начале 70-х годов прошлого века. Директором 8-летней школы тогда работал Молоков Федор Петрович. Это был очень добрый, чуткий к людям человек, хозяйственный директор. Ученики того времени очень отличались от сегодняшних учеников. Они ловили каждое слово учителя. В деревнях даже не было телевизоров, магнитофонов. Дети почти не выезжали за пределы своей деревни, никогда не были ни в театре, ни в кинотеатре. Поэтому учитель заменял им и телевизор, и радио, и театр. Мои бывшие ученики до сих пор с улыбкой вспоминают, как они впервые увидели пакетики с чаем, которые я привезла из Германии в 1973 году».
Среди первых выпускников Кышиковской восьмилетней школы были: Немельгина Анисья Александровна и Рязанцева Эльвира Гавриловна — они обе стали учителями, награждены ведомственным знаком «Отличник народного просвещения». В 1982 году было сдано в эксплуатацию новое здание школы. 1 сентября 1985 года она стала средней. Директором в это время был Климов Филипп Игнатьевич, он проработал в нашей школе 7 лет. Как писали в местной газете от 2.11.82 г. «в торжественной обстановке он принимал от строителей символический ключ от здания новой школы, который теперь хранится в фондах школьного музея».
Вот как о Филиппе Игнатьевиче вспоминает ныне завуч школы Рыженкова Валентина Викторовна, бывшая выпускница этой школы. «Многое здесь напоминает о Филиппе Игнатьевиче. Вокруг школы каждой весной распускаются березки — это «климовские» березы. Также при школе имеется земельный участок, две теплицы. Школьная и интернатская столовая были обеспечены почти круглый год своими овощами.
В 1989 году директором стала ученица Картиной Т. Е Лазарева Софья Андреевна. Свой учительский путь она начала в родной школе в 1969 году после окончания Ленинградского педагогического института. И целых 13 лет проработала директором. Она многое сделала для школы. В 1998 году Кышиковская национальная средняя школа первой среди школ Ханты-Мансийского района стала лауреатом «Всероссийского конкурса школа года», награждена дипломом «Школа года». А Софья Андреевна — получила титул «Директор года -98». Софья Андреевна стала последним директором нашей школы в 20 веке. После ухода Софьи Андреевны на пенсию, ее преемницей стала бывшая выпускница Кышиковской школы — Демченко Светлана Васильевна. Это 25 директор в истории нашей школы.
Постоянная смена директоров школы не могла не повлиять на учебно-воспитательный процесс школы, тем более что и учителя тоже очень часто менялись. Это стало причиной того, что не прослеживался единый подход к обучению детей коренной национальности. Никакой речи об учете психологии детей народа ханты и индивидуального подхода к ним не было. В те годы был низок процент учащихся, которые продолжали учебу после школы, а традиционными ремеслами и промыслами своих предков выпускники почти не занимались.
«В 70-е годы, когда в школе уже работали местные учителя — представители коренной национальности, рассказывает Лазарева Софья Андреевна, они относились к этому лояльно, потому что понимали эту проблему. И те учителя, кто давно уже работал в школе, интуитивно искали подход к детям. Наверное, именно поэтому многие хантыйские семьи выжили, и до сих пор живут на своих стойбищах, например, семья Молдановых, Лозямовых, Хоровых и др. В начале 90-х годов прошлого века был принят Устав школы, согласно которому, дети из семей, живущих на стойбищах, могли с 8 класса проходить очно-заочное обучение. Детей не отрывали от привычного образа жизни и позволили им получить образование.
Наставления К.Ф. Карьялайнена стали претворяться в нашей школе только в последние десятилетия 20 века. С 1992 года школа становится окружной экспериментальной площадкой. Тема эксперимента: «Школа — центр возрождения культуры назымских хантов». В школе стали преподавать хантыйский язык во всех классах, вести спецкурсы, кружки ДПИ, в которых ученики учились делать изделия из бисера, бересты. В школе создан музейный комплекс: музей под открытым небом и музей хантыйского быта. В начале перестройки начался процесс перехода к гуманизации школы. Работа экспериментальной школы направлена на развитие этнически ориентированной личности, способной сделать свой выбор в жизни.
Большинство жителей нашего села — выпускники нашей школы — в основном это достойные люди, трудолюбивые, не унывающие. И это благодаря закалке школьных лет, ведь в Вершинской семилетней школе, как вспоминают многие, им приходилось все делать самим. В нашей школе учились целыми семьями. Почти 80% педагогов нашей школы — это ее бывшие выпускники. В школе работает уже третье поколение учителей — выпускников школы, сегодня в школе есть ученики, окончившие школу с золотой и серебряной медалями. Выпускники школы обучаются в вузах и техникумах, получают новые специальности — менеджеров, экономистов, юристов и т. д.