Из отчета секретаря Остяко-Вогульского окружкома А.Я. Сирсона
От Березова вверх по реке Сосьве расположены юрты остяков и дальше вверх по реке Ляпино.
Образ жизни ведут полуоседлый, имея летние и зимние юрты, есть также большая часть оленеводов, кочующих со своими чумами. Наибольшее количество кочевников оленеводов по ломбовожскому тузсовету. Некоторые имеют стада оленей по 100 голов со слов их самих. Населенные пункты имеют юрт (домов) в большинстве от 10 до 30 юрт, за исключением центров тузсоветов Саранпаулья и Сыртыньи, первая больше 100 юрт, вторая около 50. В центрах тузсоветов преобладающее большинство зыряне. Юрты зимние имеют вид постройки, похожей на дом, юрты, не имеющие окон и полов, по Сосьве и Ляпино не встречаются. Характерно бросаются в глаза шикарные оленьи изделия верхней одежды, в особенности у женщин и девиц. Мужчины и женщины носят косы с навитыми шкурами почти до самого пола. У девиц и молодых женщин косы разукрашены всевозможными кольцами из железа и меди. Обувь почти у всех это кисы, тобоки, одежда – малицы короткие и длинные, все разукрашены и отделаны цветными сукнами, а у женщин разными причудливыми рисунками из разных цветов шкур и отделка набором бисера стеклянного разных цветов.
Внутри юрт наблюдается чистота, часто встречаешь хорошо вымытые полы, а изредка даже окрашенные на один ряд краской. По юртам есть умывальники, правда, в своем большинстве примитивные, вместо полотенец в большинстве употребляется тонкая сосновая стружка для вытирания рук и лица.
Наблюдается большой спрос на умывальники и полотенца, которых по торговым организациям почти нет.
В каждой юрте в углу сделан к крышке настил, на котором стоит ящик, который называется «шайтаном», куда кладутся ценные добываемые шкурки и шкурки, имеющие случайную разноцветную окраску. Иногда они берут несколько шкурок для сдачи, но считают, что берут взаимообразно, и перед тем, как взять, долго молятся перед этим шайтаном. Лучшим подарком для шайтана это считается шкурка рассомахи и, несмотря на изобилие этого зверя, сдается заготовителям очень мало. В своем большинстве оседает по шайтанам. Остяки страшно не любят, когда русские, бывая в юртах, рассматривают эти ящики даже издалека, также не любят, когда в юрте разговаривают про их шайтана, по их закону этого делать нельзя. В юртах Анеевых Сартыньинского с/с при разговоре с одним активистом бедняком выяснилось, что если он возьмет хоть одну шкурку из шайтана без согласия на это жены и др. взрослых членов семьи, то за это они могут его убить, и это у них не считается преступлением.
При разговоре в юртах Межи Саранпаульского тузсовета с девицами последние говорят, что раньше им говорили, что русские это враги туземцев, и с ними нельзя говорить, но сейчас они считают, что все люди одинаковы, что русские, что остяки, самоеды и туземцы.
По всей реке Сосьве страшно еще развиты пляски около убитого медведя, не проходит ни одного случая при добыче медведя, чтобы остяки не съезжались с окружающих юрт для производства пляски и поедания этого мяса. В период пляски у медведя вынимаются все зубы, и по одному зубу дается остякам, и почти у каждого остяка по Сосьве наблюдается повешенный зуб на цепочке и привязанный к поясу на спине, это они считают, что при наличии этого зуба никогда не будет болеть и уставать спина.
Сосьвинские остяки страшно самостоятельны: если он что сказал или пообещал, то обязательно выполнит, и страшно не любят, если русские что обещают и не выполняют, даже самые мелочи; тот, кто им пообещал и не сделал, теряет навсегда их авторитет. Зыряне, живущие в некоторых юртах с ними, частенько их надувают. В юртах Тим-Къясуй наблюдаются такие случаи: сами остяки, вернее их жены, не умеют выпекать хлеб; зыряне берут у них муку, пекут им хлеб и отдают им печеным хлебом по количеству взятой у них муки, а бывают даже такие случаи – за мешок муки дают им мешок сухарей да еще за выпечку с них [берут] плату белками. Правда, этот вопрос я крепко ставлю в райсоюзе об изжитии этого момента и организации выпечки хлеба кооперативами с выдачей полностью всего припека за плату, покрывающую расход кооператива по организации этого дела.
В юртах Нильдино (Сартыньинского тузсовета) наблюдается вот такой обычай: женщины во время родов были изолированы в отдельный чум, и после пробытия там двух месяцев ее вводили в юрту к мужу; шагах в пяти перед входом бросается до красна накаленный топор, и она держит ребенка на руках, проходит через него три раза. При самом входе ставится два котла, в которых разводятся огни, в этот огонь бросают части мелких тряпок, и она, держа ребенка в руках, перепрыгивает через котлы с горящим огнем, после чего входит в юрту – считается, что она очистилась от злого духа, и сразу же всех присутствующих угощает сваренным мясом и подают чай. В юртах Шом наблюдался такой случай: у одного остяка все детишки заболели корью, и благодаря того, что их застудили, двое из них умерло, так эту юрту бросили совсем, и никто в ней не живет, и считали ее не нравящуюся ихнему богу.
В Саранпаульском сельсовете 27 марта мною производилась приемка пушнины, найденная участковым инспектором в шайтане в количестве 4-х мешков; примерно по стандартным ценам всей пушнины на 7000 руб., но благодаря того, что эта пушнина лежала от 2-х и до 10 лет, то большинство ее погибло, и принято по стандартным ценам на 615 руб. Характерно, что к мордочкам каждой шкурки привязан уголком кусок шелкового материала с величину носового платка, в противоположном уголке каждого куска материала завязаны деньги – в своем большинстве серебряные монеты времен царя, есть советские монеты, есть николаевские достоинством в 10–25 и бумажные и есть кредитки колчаковские, но обязательно в каждой тряпочке какая-нибудь монета или бумажная кредитка.
Основные занятия Сосьвинских и Ляпинских остяков это пушной промысел и рыбная ловля, на охоту они уходят в большинстве на оленях на склоны Урала, добывают в основном белку. Рыбой занимаются слабее и ловят ее только весной, т.е. в тот период, когда этот лов не требует большой затраты физического труда. Зимой рыбным промыслом почти совсем не занимаются, это связано с затратой физического труда.
При проведении бесед с туземцами по заготовкам все время наталкивались на разговор о казымских событиях; беднота и активисты возмущаются этим и недовольным тем, что их [участников восстания] увезли куда-то и не кончили на месте; шаманство и кулачество притихло и стало приторно любезным и услужливым, но невольно чувствуется, что маскирует себя наружно.
В юртах Бедкаш Сартыньинского тузсовета один пошел к члену тузсовета для получения подводы, то последний подумал, что я совсем не знаю по-туземному, а я кое-что знаю, выразил так: «Жаль, что на Казыме дело плохо вышло».
В Ломбовожском тузсовете по-моему дело неблагополучно с самим председателем тузсовета Таратин. Когда в Саранпауле проходил съезд кооператива, то он был делегатом, выступая в прениях, приторно юлил, что он за советские мероприятия; когда стали проводить выборы и партгруппы предложили в члены правления туземца Лоншакова , который до 1921 г. занимался шаманством, но по приходу советской власти бросил все и все время был коммунистом и комиссией по чистке проверен. Несмотря на все эти объяснения, все же ТАРАТОВ выступил в последний раз перед голосованием его кандидатуры и с пафосом сказал: «Учтите, товарищи, до чего нас довели шаманы в Казыме, и мы их хочем выбрать в члены правления кооператива». Ланшаков же лучший охотник и рыбак с 1923 г. по выполнению планов пушнины и рыбы.
На первый взгляд кажется, что оно так и должно бы быть, что надо гнать шаманов, но, когда разговорившись с бедняками, так они говорят, что Таратов имеет связь с шаманами и кулачеством, и что последние ненавидят Ланшакова за то, что он бросил шаманство и стал активно работать в кооперативе.
В момент казымских событий этот Таратов тоже вел себя под шаманскую и кулацкую песенку, некоторые районные работники говорят, что он растерялся в то время.
Но проезжая через Ломбовож… и здесь три дня танцевали около медведя, где принимал участие и Таратов, ходил по гостям и по заявлению туземцев было проведено секретное сообщение шаманов и кулаков, на котором решили послать Таратова в Березов и узнать подробно, как обстоит дело с Казымом, и правда ли, что все кончено. При проверке оказалось, что действительно Таратов на второй день взял у одного кулака оленей и поехал в Березов и сказал секретарю, что он едет в Березов по своим делам.
Возможно, что мои эти наблюдения и ошибочны, но мне кажется по своим наблюдениям, что как бы этот Таратов не оказался вроде казымского пред. тузсовета; считаю, что его надо крепко проверить, ибо многие туземцы говорят, что Таратов всегда громит шаманов и кулаков в глазах работников района и других, а как никого нет, так он все время шушукается с кулаками и шаманами.
7 марта 1934 года.