Никита Филиппов
Громко и немного с грустинкой: «Тот, кто прямо с детства дружит с небесами, не предаст вовек свою первую мечту…», потом – обязательно застольно-веселую «Дедушка лётчик — все зовут меня…», ну и частушки – куда же без них. С аккордеоном он управлялся также умело, как с огромной стальной птицей, словно напоминая самому себе и окружающим легендарную фразу любимого киногероя: «После боя сердце просит музыки вдвойне!».
Ни один праздник в кругу семьи или друзей не обходился без песен Бориса Колотова – одного из выдающихся летчиков югорской гражданской авиации. Он приехал с южных краев страны в маленький и деревянный Ханты-Мансийск еще в начале семидесятых, чтобы внести огромный вклад в освоение и становление Севера. Работая пилотом-инструктором, он воспитал ни одно поколение первоклассных летчиков, отдав авиации больше 40 лет.
Еще мальчишкой он вместе с мамой пережил страшную немецкую оккупацию, видя, как в воздухе советские асы бьют фашистов, твердо решил – стану летчиком. Азы воздушного дела стал постигать в 1959 году в краснодарском аэроклубе, затем было Кировоградское летное военное училище и пилотирование легендарным ИЛ-28, который на тот момент был пионером советской военной реактивной авиации. Во время очередного полета после отработки бомбометания у пилота Бориса Колотова не вышли шасси. Он успешно сел на брюхо ИЛ-28, сохранив и жизнь, и самолет.
С активным развитием в Советском Союзе гражданской авиации и появлении на регулярных авиарейсах ЯК-40, Борис Колотов принял судьбоносное решение – переучиться на пилота первого в мире трехдвигательного пассажирского самолета. Он отдаст «Яку» 25 лет, налетав более 20 тысяч безаварийных часов, подготовив десятки командиров и вторых пилотов для окружной авиации.
Признавался, что тяжелее всех было переучивать пилотов АН-2, им при посадке обязательно нужно видеть землю, поэтому Борис Николаевич закрывал им все шторки в кабине, заставляя садиться исключительно по приборам.
В середине 90-х в Ханты-Мансийске не было ни одного человека, кто хотя бы раз не летал на «ЯК-40», за штурвалом которого был Борис Николаевич. Надёжный, честный, душевный, и обязательно — требовательный к себе и окружающим. Так о нем отзывались коллеги, добавляя про любящего мужа, заботливого отца двоих сыновей и деда.
Кстати, внука он иногда брал с собой на работу. Поэтому на выходные ханты-мансийский мальчишка на зависть сверстникам мог запросто слетать искупаться, например, в Анапу. «Только ничего в кабине не трогай», — напутствовал дедушка-летчик.
А как-то во время очередного полета, когда самолет попал в грозовой фронт, он пригласил в кабину жену, чтобы показать стихию во всей красе. После того, как молния ударила совсем рядом, супруга очень испугалась, а он успокоил – «не волнуйся, она два раза в одно место не бьет, значит туда и полетим».
«Заслуженным почетом и уважением пользуется Б.Н. Колотов у товарищей по работе. Но столь же непримирим он и на своем общественном посту, ведь основная задача возглавляемого им совета инспекторов состоит в контроле за соблюдением безопасности полетов», — писала о летчике 40-лет назад «Ленинская правда».
Борис Николаевич Колотов ушел на пенсию в 61 год, посвятив всю свою жизнь тому, что любил – небу.
А несколько лет назад его не стало. Конечно, на смену «Якам» пришли более технологичные зарубежные и российские лайнеры, изменилась и система подготовки пилотов, но летчики из поколения в поколение передают постулаты, озвученные легендой югорской авиации – честно и добросовестно выполнять свою работу, ведь главное в их миссии – безопасность тех, кто на несколько часов доверяет им свои жизни.
Фото из личного архива Б.Н. Колотова