О награждении участников лыжного перехода Тобольск—Москва
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОЮЗА ССР
Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР постановляет: Наградить орденом «Знак почета» участников лыжного перехода Тобольск—Москва рабочих Обь-Иртышского госрыбтреста тт. Крючева Г.И. (командир перехода), Неумоева И.Н. (политрук), Федулова А.П., Ложева А.П., Чупрова Г.Г., Щепеткина Г.В. и Шемякина А.П.
Председатель Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР М.И. КАЛИНИН
И. о. секретаря Центрального Комитета Союза ССР И. УНШЛИХТ.
Москва. Кремль. 3 марта 1936 года
Старт дан
По инициативе стахановцев промыслов и предприятий Обьского рыбтреста, в декабре 1935 года был организован лыжный переход Тобольск — Москва. Цель перехода — передать рапорт Наркому пищевой промышленности, тов. А.И. МИКОЯНУ от Обьского рыбтреста об успешном выполнении плана по лову и Обработке рыбы в 1935 году.
В переходе участвовали: командир лыжного перехода тов. КРЮЧЕВ, политрук команды тов. НЕУМОЕВ, ШЕМЯКИН, ЛОЖЕВ А. (хантэ) студент Тобольского рыбтехникума, ЩЕПЕТКИН Г., ЧУПРОВ (зырянин) парторг Мужевского рыбзавода и ФЕДУЛОВ (хантэ) заведующий перегребинским участком Березовского рыбзавода.
Участники перехода Тобольск — Москва ЧУПРОВ и ФЕДУЛОВ на-днях прибыли в Самарово.
Сегодня мы печатаем их воспоминания о славном лыжном переходе Тобольск — Москва.
В Москву!
Трещали декабрьские морозы. Холодный ветер больно колол лицо. Это было 24-го декабря…
Улица Сталина города Тобольска алела кумачем лозунгов. Было тесно от людей, заполнивших улицу.
Рабочие, работницы, колхозники, колхозницы и служащие Тобольска, провожали нас в далекий, трудный и славный путь по маршруту Тобольск — Москва.
На карте у командира лыжного пробега тов. Крючева красным карандашом был отмечен наш путь. Он лежал по лесам, горам и полям нашей великой родины и тянулся на запад через горные хребты седого Урала, через плодородные долины Татарии.
Ровно в 10 часов 20 минут 24-го декабря 1935 года был дан старт.
Под гром оркестра и крики «ура», «счастливый путь!» мы двинулись вперед.
Нам предстояло пройти 2400 километров. Мы знали, что нас ожидали холода, вьюги, серые дни, темные ночи.
— Но мы шли бодро! Остался позади Тобольск, родные, товарищи.
Тобольск — Тюмень – Свердловск — Красноуфимск — Сарапул — Казань — Каныш — Сергач – Арзамас — Муром — Москва. Кажется немного, 10 крупных остановочных пунктов. Но между ними лежали сотни километров трудного пути. Наметили график движения. Решили итти по 72 километра в сутки.
В первый день мы шли медленно. Прошли всего 55 километров. Во второй — 70 километров. Дальше начиналось бесснежье. Итти становилось труднее и труднее. Но мы настойчиво преодолеваем трудности.
13-го января мы в Сарапуле. Позади осталось 1112 километров. До Казани график движения мы выдерживаем точно. На каждый ходовой день падает в среднем 78,9 километров. После, по мере приближения к Москве, мы скорость увеличиваем. В среднем делаем переходы по 95 километров в сутки.
3-го феврали мы подходим к станции Люберцы 26 километров от Москвы, где нас встречают 100 лыжников москвичей. Ровно в 3 часа, 3-го февраля, на площади Ногина в Москве мы оборвали ленту финиша.
Переход был закончен в 30 ходовых дней — на 3 дня раньше намеченного срока.
В пути было много трудностей. Нам запомнились четыре самых трудных этапа в пути. На третий день нашего похода близ Тюмени, нас встретило бесснежье.
Вторая трудная дистанция была от Свердловска до Красноуфимска. Четыре дня подряд продвигались через высокие Уральские горы, — сквозь снежную метель, при 40 градусном морозе.
Третий трудный этап около города Казани нас встретил сильный дождь. Растаял снег. Опять пришлось лыжи тащить на себе.
И последний не менее трудный этап был в Вятских полях Кировского края. Несколько дней продвигались при сильном буране со встречным ветром.
Незабываемые встречи
Всюду, где только мы шли, нас встречали приветливо, любовно. В Тюмени нас встретила со знаменами многочисленная демонстрация рабочих фабрик, МТС, железнодорожников и колхозников. Состоящей митинг. Тюменские физкультурники заверили нас, что они широко развернут физкультурную работу не только в городе Тюмени, но и в деревне.
Замечательная встреча нам была организована в Свердловске.
Особенно хорошо нас встречали в колхозах: многие наперебой звали нас к себе на отдых, на угощение.
Надолго в нашей памяти останутся впечатления о замечательных встречах. Только в нашей социалистической стране, при зажиточной и культурной жизни, могут быть такие гостеприимные люди.
Почетная награда
Два дня тому назад в газете «Правда» мы прочитали решение ЦИК о награждении нас орденом «Знак почета».
Трудно передать, что мы переживали в этот незабываемый день в нашей жизни. У нас явились новые силы, — желание пойти вторично на лыжах в Москву уже не из Тобольска, а из Остяко-Вогульска… Это желание в 1937 году мы обязательно осуществим.
Награждение нас, — участников перехода Тобольск — Москва, мы воспринимаем как проявление величайшего внимания Советского правительства к развитию физической культуры и организации производственных побед на нашем крайнем севере.
Награждение орденом «Знак почета» обязывает нас многому. Заверяем Советское правительство, что оказанное нам доверие мы оправдаем. Будем первыми организаторами стахановского движения на наших промыслах, предприятиях Обьского рыбтреста. И в 1936 году добьемся ещё больших показателей в выполнении программы по лову и обработке рыбы.
Будем первыми организаторами физкультуры среди народов хантэ и манси. В зимний сезон 1936-1937 года организуем новый переход Остяко-Вогульск — Москва. Понесем рапорта Советскому правительству о наших производственных победах в Остяко-Вогульском округе.
ЧУПРОВ, ФЕДУЛОВ
На приеме у Наркома
14 февраля нас принял Нарком пищевой промышленности тов. А.И. МИКОЯН. На приеме присутствовали — начальник политуправления Наркомпищпрома тов. КОРНЮШИН, начальник Главрыбы тов. АНДРИАНОВ, председатель Центрального Совета физической культуры тов. МАНЦЕВ и управляющий Обьским рыбтрестом тов. УГЛАНОВ.
Мы вручили Наркому рапорт Обьскогорыбтреста об успешном выполнении плана в 1935 году по добыче и переработке рыбы. Рассказали о работе обьских рыбаков и о своем походе. Подробно рассказали о культурном росте и улучшении материального благосостояния народов севера — хантэ, манси, ненцев и зырян. Анастас Иванович нас каждого в отдельности спрашивал о нашем личном быте и как мы повышаем свой культурный уровень.
После беседы Нарком А.И. МИКОЯН наградил всех нас именными двухствольными ружьями и патефонами.
Мы дали Наркому обязательства — в 1936 году успешно выполнить производственный план по добыче и обработке рыбы.
Прощаясь с нами, Нарком указал, что спорт и физкультуру среди работников пищевой промышленности нужно всемерно развивать. Для развития спорта, физкультуры на предприятиях Обьского рыбтреста тов. МИКОЯН разрешил тресту израсходовать 50 тысяч рублей и предложил хорошо оборудовать звуковое кино при Обдорском комбинате.
Исключительно теплую, товарищескую беседу с Наркомом Анастасом Ивановичем МИКОЯНОМ мы не забудем никогда.
В продолжительной дружеской беседе 4 февраля мы рассказали начальнику Главрыбы тов. АНДРИАНОВУ о своем переходе и работе на предприятиях треста.
Моторист катера «Герой труда» тов. Шемякин рассказал тов. АНДРИАНОВУ, что заработная плата мотористов не стимулирует повышения производительности труда.
Об аналогичном извращении зарплаты рассказали и мы — Федулов и Чупров.
Отвечая на наши требования тов. АНДРИАНОВ заявил, что этот существенный недостаток будет устранен. Присутствующему на приеме управляющему Обьского треста тов. УГЛАНОВУ начальник Главрыбы предложил немедленно перестроить систему зарплаты.
«Остяко-Вогульская правда», 15.03.1936