Как убивали учительницу

Приговор окружного суда Ханты-Мансийского национального округа Омской обл. в с. Ларьяке от 7–15 января 1941 г.

Именем Российской Советской Федеративной Социалистической Республики

7–15 января 1941 года Окружной суд Ханты-Мансийского округа, Омской области в с. Ларьяк в составе: председательствующего зам. пред. суда Лесникова, народных заседателей Зубова и Вергуновой, с участием пом. Прокурора окр. прокурора Кайгародова и защиты в лице адвоката Киреенко, при секретариате Драмерецким,

рассмотрев в закрытом судебном заседании дело по обвинению Прасина Константина Ивановича – 38 лет, уроженец юрт Эмтор Б[ольше]-Ларьякского сельсовета Ларьякского района Омской области, из семьи охотника-бедняка, по национальности хантэ, гр-н СССР, неграмотного, беспартийного, не военнообязанного, не судимого, до ареста проживающего в Эмтэр-Пугол Б[ольше]-Ларьякского сельского Совета Ларьякского района, по специальности охотника-рыбака, состоящего членом рыбоартели «Ударник 2-й пятилетка», работавшего председателем артели, женатого, имеющего семью; жену, мать дочь 5 лет, имеющего дом, амбар, 3 оленя, невод, содержащегося под стражей с 3/IV-1939 года. Обвиняется по ст. 58–8–II УК PCФСР.

  1. ПРАСИНОЙ Екатерины Тимофеевны – 26 лет, уроженка юрт Олений Бор Ларьякского с/совета Ларьякского района Омской области, из семьи охотника-бедняка, по национальности ханты, гражданка СССР, неграмотной, беспартийной, ранее не судимой, проживающей до ареста в Эмтор-Пугол, замужняя, является женой подсудимого Прасина Константина Ивановича, имеющая с ним совместное хозяйство, домохозяйка, содержится под стражей с 8/IV-1940 г. Обвиняется по ст. 58–8–II УК PCФСР.
  2. ПРАСИНА Ефима Антоновича – 50 лет, уроженца юрт Эмтор-Пугол Б[ольше]-Ларьякского с/совета Ларьякского района Омской области, по происхождению из семьи охотника-средняка, по национальности ханты, гр-на СССР, неграмотного, беспартийного, ранее со слов не судимого, до ареста проживающего в Эмтор-Пугол Б[ольше]-Ларьякского с/с Ларьякского района Омской области, состоящего членом рыбоартели «Ударник 2-й пятилетки», рядовым, по специальности охотника-рыбака, женатого, имеющего семью: жена, сын и дочь, все трудоспособные, имеющего хозяйство: 3 оленя, невод, 10 сетей и дом совместно с др., занимавшегося шаманством среди хантэйского населения, содержащегося под стражей с 13/IV-40 г. Обвиняется по ст. 17–58–8 УК РСФСР.
  3. ПРАСИНА Ивана Ефимовича – 17 лет, уроженца Эмтор-Пугол Б[ольше]-Ларьякского с/с Ларьякского района Омской области, по происхождению из семьи охотника-средняка, по национальности хантэ, гр-н СССР, неграмотного, беспартийного, не судимого, до ареста проживающего в Эмтор-Пугол Б[ольше]-Ларьякского с/совета Ларьякского района Омской области, по специальности охотника-рыбака, холост, проживающего в семье отца Прасина Ефима Антоновича, привлеченного по настоящему [делу], содержащегося под стражей с 13/IV-1940 г. Обвиняется по ст. 17–58–8 УК РСФСР.
  4. ПРАСИНОЙ Дарьи Николаевны – 70 лет, уроженка юрты Лапчинские Ахтиурского с/с Ларьякского района Омской области, по происхождению из семьи охотника, по национальности хантэ, гражданина СССР, неграмотная, беспартийная, не судимая, до ареста проживающая в Эмтор-Пугол Б[ольше]-Ларьякского с/с Ларьякского района Омской области, замужняя, семьи 1 муж, имеющая хозяйство: дом, амбар, лошадь, невод и сети, содержащаяся под стражей с 13/IV-40 г.
  5. ПРАСИНА Ивана Александровича – 71 год, уроженец из Эмтор-Пугол Б[ольше]-Ларьякского с/с Ларьякского района Омской области, по происхождению из семьи охотника-бедняка, по национальности хантэ, гражданина СССР, неграмотного, не судимого, до ареста проживающего в Эмтор-Пугол Б[ольше]-Ларьякского с/с Ларьякского района Омской области, состоящего рядовым членом рыбоартели «Ударник 2-й пятилетки», по специальности охотника-рыбака, вдовый, имеющий хозяйство совместно с сыном: дом, амбар, 1 лошадь, 7 оленей, невод и сети, содержащегося под стражей с 10/IV-40 года.
  6. ПРАСИНА Антона Ильича – с 1913 года рождения, уроженца Эмтор-Пугол, Б[ольше]-Ларьякского с/с Ларьякского района Омской области, по происхождению из семьи охотника-бедняка, по национальности хантэ, гражданина СССР, неграмотного, б[ес]п[артийного], несудимого, имеющего привод в органы милиции за хулиганство, до ареста проживающего (с 3/III-1939 года) в Эмтор-Пугол Б[ольше]-Ларьякского с/с Ларьякского района Омской области, состоящего рядовым членом рыбоартели «Ударник 2-й пятилетки», по специальности рыбака-охотника, женат, семьи – жена ПЕЧИКОВА Александра Ивановна, привлечнная по настоящему делу, мать и сын 9 лет (проживает в интернате), имеет совместное хозяйство с ПРАСИНЫМ Константином Ивановичем, содержащегося под стражей с 13/IV-1940 г.
  7. ПРАСИНОЙ Ирины Константиновны – 39 лет, уроженка юрт Чевкино Ларьякского с/с Ларьякского района Омской области, по происхождению из семьи охотника-бедняка, по национальности хантэ, гр-ка СССР, неграмотная, б[ес]п[артийная], не судимая, до ареста проживающая в Эмтор-Пугол, домохозяйка, замужняя, является женой подсудимого ПРАСИНА Ефима Антоновича, проживающая с ним в одной семье и имеющая совместное хозяйство, содержащаяся под стражей по настоящему делу с 13/IV-40 г.
  8. ПРАСИНА Афонасия Алексеевича – 39 лет, уроженце Юрт Ромкино Б[ольше]-Ларьякского района Ларьякского с/с Омской области, по происхождению из семьи охотнике-бедняка, в родстве арестовано 3 брата органами НКВД в 1936 году, по национальности хантэ, гр-на СССР, неграмотного, б[ес]п[артийного], не судимого, до ареста проживающего юрты Ромкино Б[ольше]-Ларьякского с/с Ларьякского района, состоящего членом рыбоартели «Советский рыбак», по специальности охотник-рыбак, холост, одинок, имеющего хозяйство: I олень, I амбар, I невод и 5 сетей, содержащегося под стражей с 28/IV-40 года.
  9. ПЕЧИКОВОЙ Александры Ивановны – с 1913 г. рождения, уроженка юрт Васюган Каргасокского района Новосибирской области, по происхождению из семьи бедняков, по национальности хантэ, гр-ка СССР, неграмотная, б[ес]п[артийная], не судимая, проживающая до ареста Эмтор-Пугол Б[ольше]-Ларьякского с/с Ларьякского района Омской области, домохозяйка, замужняя, муж ПРАСИН Антон Ильич, обвиняемый по настоящему делу, есть сын Печиков Федор Васильевич – 9 лет, проживающий в интернате школы, содержащегося под стражей по настоящему делу с 13 апреля 1940 года.
  10. КАТКАЛЕВА Якова Николаевича – 75 лет, уроженца юрт Кулун-Игол Карликовского с/с Ларьякского района Омской области, по происхождению из семьи охотника-бедняка, по национальности хантэ, гр-на СССР, неграмотного, б[ес]п[артийного], не судимого, до ареста проживающего юрты Кулун-Игол, состоящего членам рыбоартели «Искра», вдов, проживает совместно с сыном, имеющего хозяйство: 4 оленя, I невод и 4 сети, содержащегося под стражей с 13/IV-1940 г. Обвиняется по ст. 17–58–8 УК РСФСР.

Рассмотрев материалы предварительного и судебного следствия, окрсуд УСТАНОВИЛ: В октябре 1938 года Ларьякским отделом народного образования в Б[ольше]-Ларькский с/с юрты Эмтор была направлена ликвидатор ПЕТУХИНА Мария Семеновна для ликвидации неграмотности среди хантэйского населения. По прибытию в Эмтор-Пугол Петухина Мария Семеновна как член социалистического общества поставила своей задачей привлечь всех жителей Эмтор-Пугол для обучения грамоте, для чего она сама непосредственно ходила в каждую юрту, беседовала индивидуально с каждым неграмотным для того, чтобы привлечь к учебе и ликвидировать неграмотность.

Т. Петухина как ликвидатор неграмотности, помимо этой своей основной работы, оказывала и практическую помощь в деле выполнения планов рыбодобычи и пушнины, активно выступала на проводимых собраниях и наводила резкую критику против тех, кто не хотел и противодействовал выполнению государственных планов.

Некоторые жители Эмтор-Пугол, видя в тов. Петухиной М.С. активного члена социалистического общества в деле проведения культурной революции и других гос. мероприятий среди хантэйского населения, и чтобы изгнать ее, стали всячески ей противодействовать в деле проведения ликвидации неграмотности, не посещали учебу, всячески оскорбляли, пытались избивать, выбрасывали столы, на которых тов. Петухина М.C. занималась с неграмотными, но тов. Петухина мужественно все это переносила и продолжала свою почетную, порученную работу – ликвидировала неграмотность среди хантэйского населения, несмотря на то, что она почти не получала никакой помощи, которую она хотя и просила.

Тов. Петухина как активист-общественник была принята в Ленинский комсомол и в день 8 марта должна была на торжественном заседании получить комсомольский билет.

Но подлая шайка шаманов, убийц и их приспешников с 6 на 7 марта 1939 года зверски убили тов. Петухину Марию Семеновну путем удушения. Убийство и издевательство над тов. Петухиной было при следующих обстоятельствах:

по приезду ликвидатора Петухиной в Эмтор сразу некоторыми жителями начались над ней издевательства, шаман Прасин Г.С. (ныне умерший) отрыто высказывался среди хантов о том, что «учиться нам не надо, и ликвидатора надо отсюда гнать» – в этом его поддержала обвиняемая Прасина Екатерина Тимофеевна, которая и на судебном следствии заявила, что «Я над Петухиной издевалась потому, что я русский народ ненавижу, и не хотела, чтобы у меня жила Петухина».

Обвиняемая Прасина Е.Т. неоднократно выбрасывала столы на улицу, на которых занималась Петухина с неграмотными, пыталась избивать Петухину, в феврале 1939 года схватила топор, которым пыталась зарубить т. Петухину, но благодаря того, что Петухина перепрыгнула через койку и убежала в другую юрту, осталась не зарубленной.

В феврале месяце 1939 года обвиняемый ПРАСИН Ефим Антонович в нетрезвом состоянии перевернул стол, на котором занималась Петухина с неграмотными, разбросал книги, выругал ее нецензурными словами, а также пытался избить, намахиваясь на нее кулаками, при этом говорил, что «нам учиться не надо».

Прасин К.И. как хозяин дома, зная об издевательствах над Петухиной, потворствовал этому, даже сам неоднократно ругал Петухину.

5 и 6 марта 1939 года в доме обвиняемого ПРАСИНА К.И., где также проживали Прасин Е.А. с женой Ириной Константиновной и сыном Иваном Ефимовичем, Прасин Григорий Васильевич (ныне умерший) с дочерью Еленой и приехавший 3 марта 1939 года в эту же юрту Прасин Антон Ильич с женой Печиковой А.И. и сыном Федором, была организована групповая пьянка – кроме проживающих в доме, в пьянке приняли участие Прасин Иван Александрович, Прасин Афон. Алексеевич, Каткалев и другие. Во время пьянки обв[иняемая] Прасина Е.Т. стол, на котором занималась Петухина, выбросила на улицу, говоря, что «и без них тесно», прогоняла Петухину с койки.

6 марта вечером, еще было светло, как народ, который находился в юрте, уснули, за исключением Прасина К.И., его жены Екатерины Тимофеевны, Прасина Григория Савельевиче (ныне умерший) его дочери Елены Григор., Прасина Ефима Антоновича – эти все были в доме – и Прасина Ивана Ефимовича, который был на улице, Прасин Константин и его жена Екатерина поймали Петухину на улице, последняя пошла в Б[ольшой] Ларьяк, чтобы избежать избиения, и стали ее избивать. Петухина вырвалась от них и сразу же побежала в Б[ольшой] Ларьяк на расстоянии 12–15 километров. Боясь ответственности, Прасина Екатерина заявила своему мужу Прасину Константину о том, что «я сегодня выбросила стол Петухиной, она сразу же что-то стала писать, сейчас она пошла в с/с и заявит на нас, надо ее догнать и убить». Присутствовавший при этом шаман Прасин Григ. сразу же поддержал Екатерину, сразу запрягли оленей и на одной нарте шаман Прасин Г.С., шаман Прасин Е.А. и хозяин Прасин Константин поехали догонять

Петухину. Догнав ее не доходя Б[ольшого] Ларьяка около трех километров, поймав ее в стороне от дороги на 80–100 метров, все трое зверски убили ее путем удушения, т.е. совершенное преступление Прасиным Константином Ивановичем, Прасиной Екатериной Тимофеевной попадает под признак ст. 58–8–II УК РСФСР, и Прасина Ефима Антоновича – ст. 58–8 УК.

Прасина Ирина Констан. и ее сын Прасин Иван Ефимов., зная о всех издевательствах над Петухиной со стороны Прасиной Е.Т., Прасина К.И, Прасина Г.С. и Прасина Е.Л., терпеливо умалчивают и скрывают преступную контрреволюционную деятельность последних; кроме того, Прасин И.Е., будучи трезвым и был на улице, когда Прасины К.И. и Е.Т. избивали Петухину, которую он видел, как она пошла в Б[ольшой] Ларьяк, умалчивает и скрывает организованную погоню за Петухиной, боясь выдать отца и других убийц, т. к. они все ему являются родственниками, т. е. совершенное деяние Прасиными Ириной Конст. и Иваном Ефим. подпадает под признаки ст. 17–58–8 УК РСФСР.

Прасина Дарья Николаевна, узнав о преступной деятельности, совершенной Прасиными В.И. и Е.Т. в части избиения Петухиной от Прасиной Настасии Егоровны, которая видела, как они избивали Петухину, которая, вырвавшись от них, убежала в Б[ольшой] Ларьяк, при поездке на допросы вместе с Прасиной Н.Е. наказала ей, чтобы она ничего на следствии не говорила, а скрыла от следствия, что Константин и Екатерина избивали Петухину, наказывала, что «говори, что мы живем в другом доме, а поэтому ничего не знаем и не видели», т. е. совершенное ею деяние подпадает под признаки ст. 17–58–8 УК РСФСР.

В отношениях предъявленного обвинения Прасину Ивану Александровичу, Прасину Афонасию Алексеевичу, Прасину Антону Ильичу, Печиковой Александре Ивановне и Каткалеву Якову Николаевичу по ст. 17–58–8 УК РСФСР материалами судебного следствия не подтверждено. Установлено, что они до избиения и ухода Петухиной напились до сильного опьянения и уснули; кроме того, они об издевательствах над Петухиной, которые начались с момента ее приезда в Эмтор-Пугол, знать не могли, т. к. они здесь не проживали.

Прасин А.И. и Печикова А.И. прибыли в Эмтор-Пугол в ночь с 3 на 4 марта 1939 года, в силу чего они ответственности не подлежат.

Опрошенные в качестве обвин[яемых] Прасин К.И., Прасина Е.Т. в предъявленном им обвинении на следствии виноватыми себя признали.

Прасины Ефим Антонович, Ирина Константиновна, Иван Ефимович и Дарья Николаевна виноватыми себя признали частично.

Совершенный состав преступления Прасиными Константином Ивановичем, Екатериной Тимофеевной, Ефимом Антоновичем, Ириной Константиновной, Иваном Ефимовичем и Дарьей Николаевной полностью подтвержден показаниями свидетелей, а поэтому в силу изложенного и руководствуясь ст. 319–320 УПК РСФСР

ПРИГОВОРИЛ:

Прасина Константина Ивановича, Прасину Екатерину Тимофеевну, на основании ст.ст. 58–8–II УК РСФСР и ПРАСИНА Ефима Антоновича на основании ст. 58–8 УК РСФСР подвергнуть к высшей мере наказания – РАССТРЕЛУ с конфискацией всего лично им принадлежащего имущества.

ПРАСИНА Ивана Ефимовича подвергнуть мере наказания на основании ст. 17–58–8 УК РСФСР на восемь лет лишения свободы с последующим поражением избирательских прав на два года.

ПРАСИНУ Ирину Константиновну и ПРАСИНУ Дарью Николаевну на основании ст.ст. 17–58–8 УК РСФСР подвергнуть мере наказания на пять лет лишения свободы, с последующим поражением избирательских прав на два года каждую.

В силу ст. 29 УК РСФСР предварительное заключение Прасину Ивану Ефимовичу, Прасиной Ирине Константиновне и Прасиной Дарье Николавне зачесть срок отбытия меры наказания исчислять с 13 апреля 1940 г.

Прасина Ивана Александровича Прасина Афонасия Алексеевича, Прасина Антона Ильича, Печикову Александру Ивановну и Каткалева Якова Николаевича в силу ст. 326 п. 3 «б» УПК РСФСР по суду оправдать.

Судебные издержки по делу взыскать с осужденных Прасина К.И., Прасиной Е.Т., Прасина Е.А., Прасина И.Е. Прасиной И.К. и Прасиной Д.Н. в сумме 1500 рублей в доход республики.

Меру пресечения всем осужденным оставить содержания под стражей. Оправданных для освобождения этапировать в Ханты-Мансийскую тюрьму.

В силу ст. 469 УПК РСФСР приговор обжалованию не подлежит.

Председательствующий – М. Лесников, Нарзаседатели Вергунова, Зубов

Г.Н. Тимофеев. Первая учительница. 1995 г

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика