Внутренние известия: пароходные страдания

Самарово. На казенном пароходе «Тюмень» командиром служит И.Д. Шевелев. О делах и делишках этого господина, насколько мне известно, уже сообщались печатно сведения, рисовавшие их далеко не в привлекательном свете. Вот еще один факт, иллюстрирующий деятельность г. Шевелева.

27 сентября с. г. я и еще один чиновник выехали из г. Сургута на пароходе «Ив. Игнатов» в г. Тобольск по делам службы. Капитан «Игнатова» предупредил нас, что пароход ведет три баржи с 150 тыс. пудов товара, что пароход пойдет очень медленно и что он может по дороге зазимовать, если навстречу не будет выслан другой пароход. И мне, и моему товарищу необходимо было попасть до распутицы в Тобольск, а потому мы решили ехать, несмотря на риск застрять до зимнего пути в какой-либо деревушке.

30 сентября мы приехали в с. Самаровское. Здесь, как мы узнали, стоял казенный пароход «Тюмень». Явилась возможность быстро добраться до Тобольска, и я отправился на пароход «Тюмень», чтобы попросить капитана принять нас. На «Тюмени» я капитана не застал, но здесь же узнал, что в первом классе есть четыре свободных места, а второй класс весь свободен. Тут же, на пароходе, мне сообщили, что капитана И.Д. Шевелева я могу найти у его друзей — местных торговцев Соскина, Шеймина, Корепанова и др. Я отправился разыскивать Шевелева и нашел у торговца Корепанова, тут же я застал Соскина и тюменского купца Михалева.

Я отрекомендовался г. Шевелеву, объяснил ему свое критическое положение и просил принять на пароход. Г. Шевелев стал мне доказывать, что «Игнатов» дойдет до Тобольска, что у него на пароходе нет мест, что он считает неудобным для себя принять нас и желал бы, чтобы мы продолжали путешествие на «Игнатове». Мне пришлось поблагодарить г. Шевелева за добрые пожелания и откланяться. Когда я уже выходил, торговец Соскин шепнул что-то Шевелеву, последний вернул меня и сказал: «Ну, так и быть, я вас готов принять». Разговаривая с г. Шевелевым, я не мог не заметить, что он чего-то недоговаривает, и это так бросалось в глаза, что я решил от его любезного согласия отказаться. Я простился и ушел. Хотя и не сказал г. Шевелеву, что ехать на его пароходе раздумал.

Через некоторое время на пароход «Игнатов» приходит торговец Шеймин и обращается ко мне с просьбой переслать из Тобольска в адрес И.Д. Шевелева в г. Тюмень квитанцию на отправленный товар (рыбу и икру) в количестве около 150 пудов. Шеймин пояснил, что сам сделать этого не может, так как квитанция еще не готова, и мне должны ее выдать в пути. Я согласился, и Шеймин ушел. Под влиянием впечатления, произведенного на меня Шевелевым, я стаз собирать в с. Самаровском и по пути сведения о нем и узнал следующее.

На пароходе «Тюмень» в с. Самаровское приехал тюменский купец Михалев. Дорогою Шевелев останавливался всюду, где это необходимо было Михалеву, ехавшему из г. Тюмени с единственной целью — закупить рыбу, орех, ягоды и икру. Этого товара Михалев накупил порядочное количество. Совместно с Михалевым закупал тот же товар и сам Шевелев, причем последнему содействовали торговцы Соскин, Шеймин, Корепанов, Шаламов, Корякин и проч. Любезность гг. торговцев объяснялась тем, что пароход «Тюмень» постоянно служит для их нужд: возит на пески их рабочих, доставляет туда же провизию, снасти и вообще все, что нужно для рыболовства. Делается все это бесплатно, и разве иногда торговцы поднесут г. Шевелеву не «борзых щенков», а осетра, муксунов, осетровой икры и проч. Кроме того, торговцы скупают для Шевелева по дешевой цене своевременно орех, ягоды, рыбу, дрова и проч. Шевелев затем все это забирает и, нагрузив на казенный пароход, везет в Тюмень для продажи. В настоящее время коммерческие операции Шевелева настолько обширны, что казенный пароход вместить всего купленного им не может, а потому приходится часть сдавать и на частные пароходы. Рыба и икра, о которой я говорил выше, и попала на «Игнатова» только потому, что «Тюмень» приняла уже полный груз.

Когда мне сообщали эти сведения, то тут же разъяснили, почему Шевелев принимает на казенный пароход торговцев и не принимает (за редким исключением) чиновников; оказывается, что г. Шевелеву нежелательны «лишние глаза и уши». Осторожность г. Шевелева простирается настолько далеко, что он отказался вс. Самаровском принять на пароход одного несчастного молодого крестьянина по фамилии Кайгародов, выстрелившего в себя случайно на охоте. Этому парню ввиду отсутствия врача и фельдшера в с. Самаровском не могла быть оказана медицинская помощь и необходимо было ехать в Тобольск. Г. Шевелев даже и в таком экстренном случае не счел возможным отступить от своих «принципов».

Г. Шевелев принадлежит к числу чиновников, привезенных к нам известным инженером И М. Бельским. В «золотое» время службы г. Бельского Шевелев был его сотрудником и учеником. Очевидно, г. Бельский нашел в лине Шевелева достойного ученика, и семена ею учения пали на благодарную почву. Можно пожелать г. Шевелеву, чтобы он при всей своей осторожности не кончил так же, как и г. Бельский.

Кстати, должен добавить, что квитанцию на 150 пудов товара я решил возвратить г. Шеймину, так как не желаю быть участником делишек г. Шевелева.

Пассажир

«Сибирский листок» №82 (18 окт.) 1907 г.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика