Обычное время прихода рыбных судов с низовьев Оби — 20 сентября—5 октября. Ныне последним пришел 13 октября пароход Карпова «Обдорск» с шестью паузками, но это исключение. Промыслы ныне благодаря мелководью были неудовлетворительные. Рыба прошла фарватером, не касаясь неводной линии, по которой ловилась только мелочь. Соровых промыслов тоже не было: устья пересохли, и крупная рыба не заходила в них для метания икры. Этим объясняется, почему ныне мало муксуна, насчитывают всего половину прошлогоднего улова. Ко времени прихода «рыбаков» в Тобольск наезжают и покупатели рыбы из Тюмени, Екатеринбурга, Ирбита, а также окрестные крестьяне. Первые продажи, еще до санной дороги, были незначительны, и цены были неопределенны. Затем, к 1 ноября, цены более или менее определились. Партионные продажи сделаны были так:
к 10 ноября 1896 г.
Муксун — от 3 р. 20 к.—3 р. 40 к., недомуксунок — от 3 р.—3 р. 10 к., колезень крупный — от 2 р. 30 к.—2 р. 50 к., колезень средний — от 1 р. 90 к.-2 р., колезень мелкий — 1 р. 80 к., юрок — от 3 р. 10 к.—3 р. 30 к., налим — от 85 к.— 90 к., осетр — от 4 р.—4 р. 25 к.
К 1 ноября 1895 г.
Муксун — 2 р. 60 к., более на 24%, недомуксунок — 2 р. 30 к., более на 25%, колезень крупный — 2 р. 10 к., более на 15%, колезень средний — 1 р. 90 к., более на 5%, колезень мелкий — от 1 р. 60 к., более на 11%, юрок — от 3 р. 80 к., менее на 15%, налим — от 60 к., более на 33%, осетр — от 4 р. 80 к., менее на 12%.
Просматривая эту таблицу, мы видим, что только на двух сортах, правда, дорогих — юрке и осетре — рыбаки ныне берут меньше прошлого года, в среднем. на 13 ½ %, зато на всех остальных сортах выигрывают в среднем по 19%; в общем же против прошлого года цены повышены почти на 14 процентов. Повышение цен объясняется именно неуловом нынешнего года. Нужно думать, что цены были бы еще выше, если б ноябрь не был месяцем платежей для рыбаков. Покупатели «жмут», деньги нужны, приходится продавать во что бы то ни стало. Собственно, крупные покупатели наперечет: Корольков, Лазарев из Екатеринбурга, Разсошин, Трофимов из Тюмени, Бучельниковы и Рудаковы из Ирбита. В тактике их замечается — искусственно или нет, неизвестно — замечательное единодушие. Что один, то и другой — и ни копейкой больше. Продажи происходят по домам. Покупатель приходит, делает выписки, что требуется, а продавец выставляет свои цены. Начинается ряда, причем покупная цена держится в строгом секрете: никто, обыкновенно, на любопытный вопрос: почем куплено или продано — не скажет истины, хотя, как сказано выше, и при этой архаической форме купли-продажи колебания не достигают и 10 копеек за пуд. Количество рыбы в посудах тоже обыкновенно скрывается: важно покупателя держать в заблуждении. Много рыбы — цены дешевеют; бывают случаи, что увозят из барж большую часть товара и только по мере продажи пополняют ее новыми запасами. Но фортели эти не спасают. Покупатели еще до приезда знают, что у него есть. Так, ныне не в авантаже осетр и юрок — «посуды ломятся», ну, значит, можно жать. Тобольские рыбаки, однако, не унывают: муксуна мало, значит, осетр пойдет, но сознаются, что юрок в Ирбите будет 2 р. 50 к.—2 р. 80 к., потому его вдвое больше прошлогоднего, а потребляется он только в известных весьма ограниченных районах. Но если ирбитские и екатеринбургские не берут соленого осетра, то есть возможность пустить его в Ишимскую ярмарку, а остаток пойдет в Ирбит. Свежая к тому времени подберется. Мелочь: мелкий колезень, пыжьян и налим — в застое. Эти сорта пойдут в Мостовку, в Долматово, Ялуторовск, и часть разойдется в мелочной продаже по округу. В общем, можно сказать, что дела с соленой рыбой определялись не в убыток тоболякам. На остатках же думают и еще нажить. О делах со свежей рыбой сообщу в следующий раз.
В предыдущей статье мы отметили некоторое оживление в делах с соленой рыбой в Тобольске. Объяснялось оно тем, что ноябрь — месяц платежей, необходимо было соленую рыбу выпустить, чтобы очистить срочные платежи банкам и частным кредиторам. Но к концу ноября дела с соленой рыбой остановились. Несмотря на то, что в Тюмени, Мостовской ярмарке, Екатеринбурге замечалось некоторое повышение цен, объясняемое наступлением рождественского поста, в Тобольске крупных партионных продаж не было: запасы в баржах значительно сократились, срочные платежи погашены, следовательно, можно «попридержаться», оставить рыбу к Ишиму, Долматову, Ялуторовску. В эти ярмарки клали на воза с 18, с таким расчетом, чтобы, например, в Ишим обозы пришли к 28. Сведений о торговле в этой ярмарке еще нет, но, судя по тому, что в Мостовке и Долматове цены стояли довольно высокие, нужно думать, что тоболяки, отправивши туда рыбу, не проиграют. Вообще же нужно сказать, что горячее время с соленой рыбой уже прошло. Многие крупные покупатели из Екатеринбурга и Ирбита разъехались или уезжают на днях. Теперь дела с соленой рыбой перенесутся в ярмарки и особенно в важную из них — Ирбитскую.
Говоря о затишье с соленой рыбой, мы не указали еще на одну, и пожалуй, значительную причину затишья — торговлю свежей рыбой. Это не менее важная отрасль здешней торговли. Как известно, августовские и сентябрьские уловы рыбы в местностях, начиная от Тобольска вниз по Иртышу и Оби и от Самарова вверх по Оби, не солят, а садят в сады, чтобы по наступлении заморозов выловить ее оттуда и в свежем виде доставить на тобольский рынок. Хотя, как оказалось теперь, садовой рыбы ныне было значительное количество, однако, вначале упорно циркулировали сведения, что хотя уловы и были, но благодаря снежной осени рыба в садах подохла. Поэтому на первые партии осетра и муксуна цены стояли небывалые: осетр — 10—11 р., стерлядь — 8 р., муксун — 7 р. 90 к.—8 р., язь — 2 р. 80 к., щука — 2 р. 70 к. Первые обозы пришли, подтверждая сведения о ничтожном количестве садовой рыбы. Однако время шло, а обозы шли и шли. Покупатели, наконец, убедились, что попали на удочку… Но дорогие цены потребовали значительных затрат. Дела замялись. Теперь осетр отборный можно купить за 7 р.—7 р. 50 к., муксун — за 5 р. 80 к.—6 р. Пали цены и на другие сорта рыбы.
Хотя с низовьев идут слухи, что зимних уловов рыбы нет, но едва ли можно утверждать, что цены на свежую рыбу, особенно на дорогие сорта ее — осетра и муксуна, поднимутся, по крайней мере, в Тобольске. Дело в том, что потребители нуждаются в рыбной пище, главным образом, постом, а в мясоед она не нужна или нужна в очень ограниченном количестве. Между тем поста остается только 20 дней, следовательно, обозы не успеют уже дойти на дальние рынки постом, а ближайшие наполнены. Другое дело, мелкие сорта рыбы — щука, язь. Если правда, что на низовьях голодовка по случаю зимнего неулова, то запасы мелочи здесь быстро истощатся, и цены поднимутся. Во всяком случае, положение дела должно определиться на текущей неделе.
А. К-ский
«Сибирский листок» №89-95 (14 нояб.- 5 дек.) 1896 г.