Михаил Заплатин
В вечерних сумерках мы поднялись от истока Печоры на гору Маньпупынер.
В каком-то замешательстве остановились перед окаменевшими идолами, венчающими вершину этой горы. Кони наши, прижав плотно уши, настороженно поглядывали на камни.
Минутная пауза. Мы зачарованно смотрим на сказочные творения — фантастические каменные скульптуры.
Мы пришли сюда, чтобы еще раз заснять на кинопленку этот далекий уголок Урала и, скажу откровенно, чтобы еще раз поклониться мертвым истуканам, олицетворяющим удивительное уменье искусного художника, имя которому — Природа.
Нас, путешественников, трое: я — кинооператор, Евгений — мой помощник и Данила Анямов — проводник из мансийской деревушки Усть-Маньи на Северной Сосьве. Оттуда, из Зауралья, и пришли мы сюда, чтобы заснять материалы для будущего фильма «На гору каменных идолов».
С нами Лельта — плюгавенькая неказистая на вид собачонка, но неутомимая охотница, ловкая на поиски глухарей. Она неравнодушна к этим птицам, но совершенно без внимания относится к рябчикам: ей, видите ли, подавай дичь покрупнее!
Лельта вскоре убежала с горы в тайгу, где на месте будущего лагеря остались привязанными к деревьям наши лошади с жеребятами.
Еще накануне в горах неожиданно выпал первый снег. За одну ночь местность неузнаваемо изменилась. Мы легли спать теплой сухой осенью, а проснулись «зимой» — весь Урал покрылся белыми шапками. Обильной снежной кухтой оделась тайга у вершины Маньпупынера. Наша палатка прогибалась от снега.
Солнце бросило последний багряный луч на застывших «богов» и скрылось за кривой линией далекого горизонта. Закончив съемку, мы стали спускаться от идолов в тайгу.
Данила шел впереди, за ним мы с Евгением несли киносъемочную аппаратуру. Вдруг Данила сорвал с плеча свою мелкокалиберную винтовку. Мы увидели впереди прямо на него бегущего зайца. Манси опустил ружье и обернулся к нам с улыбкой.
— С ума сошел заяц!
— Ты прикладом его! — крикнул Евгений.
Косой пробежал в полутора метрах от Данилы и направился к нам. Вел себя как-то странно — словно спасался от кого-то и просил у нас помощи.
Я мог в любую секунду включить кинокамеру: она была у меня в руках. Но, к сожалению, для съемки уже было темно.
Заяц не спеша проскочил почти у наших ног и свернул в сторону каменных идолов, силуэтом выделяющихся на тускнеющем небе.
— Что с ним? Чуть не в руки просился! — удивленно сказал Евгений.
Мы от души рассмеялись, провожая взглядом убегающего косого.
— Что-то неладное, — говорю я, посматривая на запорошенные снегом склоны горы И в ту же секунду замечаю черную точку, двигающуюся к нам со стороны перевала.
— Медведь! — вырвалось у меня.
Я увидел, как вздрогнул и изменился в лице Данила. В один миг он проверил винтовку и приковался взглядом к бегущему к нам животному.
— Где? Где? — завертел головой Евгений.
— Вон там, на перевале!
Животное бежало медленно и беспрестанно принюхивалось к снегу. В одном месте повернулось боком, и мы увидели длинный мохнатый хвост.
— Это росомаха, — сказал разочарованно Данила.
Так вот, значит, какое дело! Росомаха гнала зайца и теперь, надеясь настичь его, шла по следам. А бедный зайчишка или случайно выскочил к нам, или преднамеренно свернул в нашу сторону — росомаха, по-видимому, изрядно погоняла его.
Зверь услышал наш разговор, остановился. Данила встал на колено, прицелился, выстрелил. Но пуля прошла мимо: до росомахи было далеко. Она вскачь побежала в тайгу, прямо туда, где были привязаны наши кони.
— Она ведь жеребят загрызет! — крикнул Евгений
— Лельта! Лельта! — громко позвал Данила.
Сверху хорошо была видна поляна, где валялась куча наших вьюков. Собака комочком лежала возле них Рядом, разгребая копытами снег, паслись кони.
При голове хозяина Лельта вскочила, посмотрела в нашу сторону, потом заозиралась и, очевидно, почуяв запах зверя, с громким лаем ринулась прямо навстречу росомахе.
Смешно было видеть, как белый комочек летел на черного мохнатого зверя. Росомаха резко развернулась и умчалась туда, откуда появилась.
Мы спустились к лагерю. Поставили палатку, разожгли костер. Сидя потом возле него, долго рассуждали о забавной встрече. Данила гладил по спине свою помощницу Лельту.
Какой бы был интересный эпизод на кинопленке, если бы все это случилось днем!