Кое-что о широкой натуре

Раззудись рука, развернись плечо! Дай добру молодцу показать широкую натуру!

По свидетельству тобольских летописцев, для доказательства действительной широты этой самой натуры, некогда тобольские купцы, отчалив на собственных параходах от пристани. наперебой бросали за борт «гулящих девок», инсценируя под гогот челяди похождения Стеньки Разина.

— Вот оно, какие мы, возьми нас за рупь, за двадцать!..

Вряд ли стоит говорить о том, что подобные проявления широты русской натуры в наше время не вызовут грома аплодисментов. И вообще, что-то не в почете эта самая знаменитая натура. До того не в почете, что некоторым, особенно рьяным приверженцам «широты», становится невмоготу.

— Ну что за жизнь пошла — напиться нельзя, морду побить нельзя и в «набежавшую волну» никого не бросишь…

И родилось в наших краях неписанное правило, по которому отправляются люди «отведать душу» на параход. Чего нельзя у себя в Самарово, Остяко-Вогульске или Березово — то разрешается на параходе. Пассажир парахода по каким-то неписанным правилам получил права экстерриториальности. Вместо порицания, вместо недружелюбия, проделываемые на параходе «номера» вызывают поощрительную улыбку:

— Расшалился мол паренек! Такой смирненький был, а вот гляди какая натура на параходе оказалась…

И паренек «шалит». В нем, непросыпно пьющем, скотски пользующемся услугами случайных женщин, извергающем потоки матерной брани — не узнать скромного семьянина, не плохого партийца, ответственного работника, каким он был у себя, на месте работы.

Мы видели на «Москве» во время рейса Остяко-Вогульск — Тюмень, видели на «Воткинском заводе» по дороге из Омска в Тобольск, на «Гусихине» в пути из Тобольска в Самарово такие картинки проявления «широкой русской натуры», которые превращали первый класс парахода в низкопробный кабак. И самое непонятное заключается в том, что все считают это нормальным:

— Это же на параходе!..

Так проходят долгие дни рейса. В пьянке, дебошах, разгуле. И только за день до приезда к месту назначения «добры молодцы» начинают приводить себя в порядок. Нельзя ведь приехать в Тюмень в таком виде! Там ведь есть милиция, есть партийная организация! А на параходе — здесь мои воля. И — эх! Раззудись рука, развернись плечо!

Слов нет — широка русская натура. Но нельзя ли все-таки сдать в архив неписанное правило, по которому на параходе разрешается ее, эту знаменитую натуру, безнаказанно проявлять?!

М. Зыков

«Остяко-Вогульская правда», 6.7.1935

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика