Е.Г. Корепанов
Это ценный завод, каждый самолов стоит более одного рубля. У нас несколько таковых промышленников, которые имеют от 40 до 150 самоловов (на 150 самоловов определяется для лова не менее 5 человек).
Промысел самоловный производится от замороза до января и за это время приносит от 30 до 500 рублей (на каждого промышленника от 15 до 100 р. за сезон).
Осетровым промыслом необходимо заниматься вдвоем, промышленник либо соглашается с товарищем, либо нанимает себе в помощь прогонщика, которому платит от 10 до 15 руб. за весь период промысла, некоторые берут себе в помощь из третьей части добытого, причем на двух человек ставят не более 70 самоловов и, кроме того, имеют для смены по 10 самоловов и более.
В летнее время осетровые самоловы ставятся очень редко, зимний же промысел самоловами имеет большое распространение. По наступлении рекостава промышленники начинают ставить осетровые самоловы, для чего избирают на реке места гладкие или переборы (перекаты) реки. Для каждого самолова продалбливают во льду в трех местах круглые дыры (лунки) и длинною жердью (норило) поднаривают (очевидно, пропускают подо льдом — Ред.) прогон — тонкую бечевку, шнур. После этого за прогоном запускают под лед самолов. Для опускания самолова под лед делается возьма — прорубь длиною 2 аршина и шириною 1 аршин.
Когда самолов весь спущен в воду, к концу его привязывается якорь и спускается на дно на веревке — якорнице, конец которой привязывается к длинному концу деревянного крюка, а последний надевается на таган — вмороженный в лед кол длиною 1 аршин. Обыкновенно ставят от 2 до 10 самоловов в ряд.
Самоловы без смены могут стоять от 6 до 15 суток. При быстром течении воды смена самоловов бывает чаще, при тихом — реже. Самоловщик через сутки прослушивает самоловы, для чего поднимает только одни якоря настолько, чтобы самолов отделился от речного дна. Если есть рыба, то это узнается по подергиванию, тогда к одному концу самолова привязывают прогон, а другой выбирают на лед. При появлении осетра его схватывают багром. На осетровые самоловы, кроме осетра, попадают нельмы, крупный налим и лобарь. Нельма на самолов попадает только головой, а если боком, то срывается.
Много вредит промыслу сильная быстреть (быстрое течение — Ред.), при которой несет много теберю (хламу), который насаживается на уды.
Кроме того, дном реки течение катит песок и засыпает самоловы настолько, что их с большим трудом поднимают со дна реки, а нередко бывает так, что они отрываются и остаются в донном песке.
При такой быстрети самоловы смотрят каждый день и сменяют их не более как через 5 суток.
Осетровый самолов устраивается из нескольких предметов: хребтины, коленца, уд, бабашки, волосяных сильев и мелкого камня. Самоловная хребтина делается из пеньки (конопли) длиною до 15 ручных сажен, толщина ее будет равна 1/8 вершка. По длине хребтины привязывается до 50 уд, согнутых из толстой проволоки (1/6 вершка), к каждой уде привязывается коленце от 8 до 9 вершков длиною. Коленце делается из крепких ниток, причем нитка скручивается втрое, толщина ее 1/12 вершка. Другой конец коленца привязывается к хребтине на расстоянии 11 вершков от предыдущего. Через каждые 3 уды на хребтине завязывается узел для вкладывания камня весом от ½ до ¾ фунта, что составляет груз для самолова при опускании его под лед. Бабашка — это маленький наплавок. Она делается из коры топольника, длина ее около одного вершка, толщина — 1/3 вершка, но бывает и немного более или менее указанной меры. Форма бабашки похожа на аршинный обрез восьмивершкового дерева, сбоку в ней провертывают дыру, которая выходит в середину ее обреза, в нее продергивают волосяное сило длиною не более 1 ½ вершка и сгибом этого сила надевают на сгиб уды, чтобы уда могла подняться от земли. При быстром течении реки бабашка придает уде движение, беспрестанно шатает ее из стороны в сторону, и при проходе осетра через самолов уда впивается в него. Самолов же хребтиной, удерживаемой несколькими камнями, лежит неподвижно на дне реки.
Заточка уд бывает перед каждой сменой, острие делают так, чтобы при попадании в наружные кости осетра носок уды не свертывался в сторону.
Нередко бывает так, что ловец ведет самоловный промысел неделю и даже две и три без добычи, несмотря на то, что работает день и ночь, но порой один день оправдывает труды целого месяца.
Подготовил Валерий Белобородов