По обычаям предков

А. Силин

Случилось это в начале января 1938 года в Угутской национальной школе-интернате. Некоторые действующие лица очерка имеют вымышленные имена, сами же события — подлинные.

В Сургутской средней школе проходила зимняя учительская конференция, на которой я представлял Угутскую национальную школу в качестве ее заведующего. Остальные члены педагогического коллектива были на месте, т.к. все учащиеся оставались в интернате, и работа с ними в каникулярное время не прекращалась.

Во время перерыва ко мне подошел молодой человек в почтовой форме и спросил:

— Вы Силин Александр Иванович?

— Да, вы не ошиблись.

— Вам радиограмма из Угута. — Он протянул руку, в которой был голубой почтовый бланк. — Распишитесь на корешке, укажите время.

Не заглядывая в текст радиограммы, я проставил время, расписался и вернул корешок почтальону. Не торопясь, развернул бланк и взглянул на текст. Еще раз взглянул… и ахнул! Чувство возникло такое, словно кто-то плеснул мне в лицо кипятком. И на самом деле было от чего прийти в такое состояние. Вот какую я получил радиограмму: «Срочная тчк Марию Бисаркину украли тчк Шилоносов».

В моем мозгу понеслись лихорадочные мысли: «Что ото такое?! Мария Бисаркина не вещь какая-то, не игрушка! Где, наконец, был Григорий Шилоносов? Как все это могло случиться?!! Известно почти каждому школьнику, что кражи девушек обычны среди народов, исповедующих ислам. А это что? У народа ханты такого не бывало». В этом я был убежден, потому что с детства вращался среди ханты, владел их речью, довольно хорошо знал обычаи и традиции, увлеченно занимался сбором фольклора, в котором, как в зеркале, отражались мечты и чаяния народа.

С такими нерадостными мыслями я подошел к заведующему РОНО Дроздову.

— Вот прочтите и посоветуйте, что делать.

Павел Иванович прочел радиограмму, произнес тихо:

— Еще не легче. Какое-то средневековье… Может быть, не «украли», а «обокрали», а? А ну, проверим! Идем к телефону!

Мы пошли в кабинет директора, где находился единственный в школе телефон. Дроздов снял трубку и вызвал телеграф.

— Девушка, поднимите, пожалуйста, текст радиограммы из Угута на имя Силина, проверьте текст. Может, не «украли», а «обокрали»? Ошибки, значит, нет!

Дроздов положил трубку и приказал:

— Немедленно выезжай и радируй о происшествии!

Через полчаса я уже находился в дорожной кошевке.

От Сургута до Угута километров 130-140, почти сутки санного пути по «веревочке». «Веревочкой» в те времена называли движение на лошадях, впряженных в кошевку или розвальни, от одного полустанка до другого. «Полустанок» — это теплая изба для заезжих, в которой можно было не только обогреться, но и поесть горячих пельменей, принять «для сугреву» стопочку спирта, а при неоходимости и поспать часок. Здесь же можно получить свежую подводу. При избе имелись крытые загоны для лошадей.

От полустанка до полустанка расстояние немалое — километров 25-30, а то и все 40. Как правило, лошадки у содержателей «веревочки» не отличались прыткостью, переступали копытами по укатанной дороге еле-еле. Времени для раздумий в таком пути было предостаточно, а мне размышлять было о чем.

Маша Бисаркина была доморощенной, нами воспитанной первой учительницей из народа ханты в районе, нашей гордостью и надеждой.

В Угутской школе она начала учиться, когда ей исполнилось одиннадцать лет и ее отец, Бисаркин Дмитрий, был избран председателем сельского Совета и перебрался с семьей в Угут из юрт Бисаркиных. Все члены семьи неплохо говорили по-русски, поэтому Маша успешно, без второгодничества, закончила четыре класса. Мы, учителя, видели в девочке талант и не сомневались, что дорога в науку для нее будет открыта.

К нашей радости, из райОНО поступило распоряжение направить в Ханты-Мансийское педучилище одного выпускника-ханты на годичные курсы учителей для подготовительных классов. Наше решение было единодушно: направить Машу.

Через год, перед началом учебного года мы с радостью встречали Марию Дмитриевну Бисаркину — нашего коллегу. Перед нами предстала повзрослевшая и похорошевшая, одетая не без претензий на моду, в ладно сшитом костюме, в туфлях на высоких каблуках, черноволосая и кареглазая, пышущая здоровьем, улыбающаяся Мария Дмитриевна — наш «доморощенный кадр».

Наличие такого учителя трудно было переоценить. Из всего нашего педагогического и воспитательного состава только я владел хантыйской разговорной речью. Обучение детей велось на русском языке. В подготовительном классе нами решалась очень сложная задача преодоления языкового барьера. Приходилось прибегать к помощи русских ребят, владеющих хантыйской речью. Обучая детей, мы сами у них обучались.

Мария Бисаркина привезла с собой программу подготовительного класса, методические разработки и наглядные пособия. Это все говорило о ее серьезном начале работы, дело у нее сразу же пошло неплохо. Вначале я помогал ей, но скоро убедился, что она может справляться с работой самостоятельно. Итак, надежды сбывались, и никто из нас не ожидал такого конца.

…В школу я прибыл поздним вечером. В учительской находился один Григорий Андреевич Шилоносов — уставший, расстроенный, в состоянии нетерпеливого ожидания.

— О, наконец-то! — воскликнул он вместо приветствия. — Приехал!

— Прилетел на бурке, — пошутил я. — Здравствуй, друг!

Я сбросил на диван теплую одежду, пригласил его сесть рядом.

— Рассказывай!

Григорий Андреевич поведал мне следующую историю.

— Я спал, когда прибежал завхоз Матвей Алексеевич и поднял меня с постели. Было уже два часа ночи.

— Беда! Беда! — кричал он.

— Какая беда? Что случилось?

— Бисарину украли. Увезли на оленях! Приехал молодой парень на тройке оленей, прошел в комнату Бисаркиной и увел ее. Я услышал шум только тогда, когда они проходили мимо моей комнаты. Соскочил с постели, выбежал в коридор, а их уже след простыл. Умчались на оленях. Пошел в комнату Марии, где увидел полный тарарам: неубранная постель, сваленная на кровать одежда, на столе брошенные как попало тетради и книги. Рано утром пошел в сельский Совет, где застал отца Марии. На мой вопрос, знает ли он, где находится его дочь, он с улыбкой ответил: «Мария далеко поехала».

На этом закончил свой печальный рассказ Григорий Андреевич.

Утром следующего дня я пошел в сельский Совет к Дмитрию Бисаркину. В результате длительной беседы выяснилось следующее. Дмитрий знал, что рано или поздно его дочь должен увести обрученный с ней еще десяток лет тому назад парень из самых дальних юрт верхнего Югана. Обручение это состоялось по желанию родителей с той и другой стороны во время летнего кочевья верховских ханты в низовья Югана. Увоз Марии женихом, по убеждению Бисаркина, нельзя считать кражей, это не что иное, как выполнение обычаев предков. Как предки завещали нам, сказал он, так мы и должны делать. А наши люди забыли эти обычаи, перестали обручать детей еще в детском возрасте.

Прошло полгода. Весной началось кочевье верховых ханты в низовья реки. В крытых берестом каюках со всем незатейливым скарбом, с собаками в обласах, привязанных к каюкам, двигались по реке семьи на промысел варовой рыбы. На песчаной отмели против поселка Угут расположилось несколько семей кочевников на отдых. Мужчины пошли в магазин, к знакомым, а женщины стали ставить берестяные балаганы, разводить костры и готовить пищу.

Мне нужно было пройти на другой конец поселка к врачу. Я решил прогуляться не по улице, а берегом реки, где стояли балаганы кочующих: интересно было посмотреть на их временные жилища, на суету женщин, на маленьких ребятишек, которые нередко бывают привязаны веревками к столбикам балаганов (все-таки, рядом река!). Бытовая сторона жизни ханты меня всегда интересовала.

Шел я медленно по песчаной отмели, разглядывая все на своем пути, и тут обратил внимание на одну женщину, присевшую у костра. Что-то мне показалось в ее фигуре знакомым. Она была одета в цветной расшитый орнаментами из пуговиц и бисера халате, голова и лицо закрыты расписным ситцевым платком. И каково же было мое удивление: открыв лицо, на меня смотрела Маша Бисаркина.

Подошел к ней. Она снова прикрыла лицо и еще ниже склонилась к костру.

— Здравствуй, Маша!

— Здравствуйте, Александр Иванович, — ответила тихо она.

— Как живешь?

— Хорошо.

— В школу не тянет?

— Нет. Я хорошо живу, довольна всем.

Она поднялась и направилась в балаган. Окинув взором ее полнеющую фигуру, я понял, что о возвращении в школу с ней разговор бесполезен. Новое, что несла культура, для нее оказалось побежденным обычаями предков. Машу мы потеряли навсегда. В чем-то была наша вина, моя лично. Было скверно на душе, но ничего исправить уже было невозможно…

Подготовил Валерий Белобородов

Вах, остяки

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика