«Парников у жителей Самаровского нет…»

Всех огородов в с. Самаровском можно насчитать около 80, но из них более выдающихся только 30, в этих только огородах можно встретить: морковь, репу, редьку, свеклу, капусту и даже паровые гряды, а в остальных огородах — исключительно только картофель.

Парников и рассадников у жителей с. Самаровского нет и выгонка рассады капусты производится в ящиках или в корытьях в комнате.

В одном из огородов с. Самаровского в нынешнем году садился выписной картофель «Деликатес», при посадке картофель разрезался пополам. Всего этого картофеля было высажено 10 фунтов, а собрано 4 пуда; земли было занято под культуру его 20 кв. саж. Картофель был посажен 12 июня и убран 30 августа.

В этом же огороде на площади в 2 кв. саж. был посажен семенной Мадерский лук. Перед посадкою в грунт лук проращивался в корыте, а после, когда достиг роста 1 ½ -2 вершка, был рассажен на гряду, при посадке выбирались лучшие экземпляры рассады и рассаживались на расстоянии друг от друга на одну четверть аршина. Лук был посеян в корыто 30 мая и высажен на гряду 12 июня, уборка его была произведена б сентября. Всего получено головок лука 20 фун., почти все головки получились одинаковой величины, около трех четвертей вершка в диаметре.

Демонстрировался походный маслодельный завод с объяснениями.

29-го августа для жителей с. Самаровского было произведено демонстрирование сепаратора Глоб №1 и маслобойки Корона Nо, причем для опыта было сделано сладкое сливочное масло. Молока было куплено 10 крынок, ценою по 5 коп. за крынку и весом 2 ½  фунта, выход масла — 1 ½ фунта.

31 августа для заинтересовавшихся маслоделием крестьян с. Самаровского было вторично произведено сепарирование молока и сбивание масла, а также крестьяне были ознакомлены с конструкцией сепаратора и маслобойки, назначением частей их, со сборкой, разборкой и чисткой. Для выработки масла ими было принесено более 2 пудов молока, выход масла был 5 ½ фунтов.

Перед началом сепарирования молока им было объяснено, какие бывают сорта масла, и как они вырабатываются.

19 сентября демонстрировалось маслоделие для учеников Самаровского 2-классного училища, перед началом сепарирования молока ученикам было объяснено следующее: какие бывают сепараторы, и чем они отличаются друг от друга, выбор сепаратора, сепарирование молока, отстаивание молока, отстаивание сливок, делание закваски, закваска сливок, сбивание масла.

Кроме объяснений, ученикам наглядно было показано: сепарирование молока, сбивание сливок и делание масла. Молока было куплено 10 крынок, выход масла — 1 ½ фунта.

Демонстрировалось прессование сена сенным прессом «Гиттона», было спрессовано в с. Самаровском 30 тюков сена.

Производились под руководством Г.И. Денисова и учителя ремесленного отделения С.Н. Банникова практические работы учеников ремесленного (слесарного) отделения при Самаровском училище на принадлежащей г. П.Г. Кебке моторной лодке с четырехсильным двигателем «Дан».

Работы эти начались 12 июня и продолжались до 20 числа. Первоначально ученики были ознакомлены в общих чертах с конструкцией керосинового двигателя «Дан», а затем уже детально с каждой из отдельных частей мотора: а) как производится смазка мотора и гребного вала, б) значение фитилей при автоматической смазке, в) управление рулем лодки, г) разборка и сборка керосинового и водного насосов и их деталей, д) разборка и сборка цилиндра и охладительной камеры, е) как приводится мотор первоначально в действие живой силой, ж) как регулируются воздушные клапаны и постановка механизма отсечки. Кроме того, с учениками совершались и поездки на моторе. При поездках ученики поочередно управляли ходом мотора и лодки. Поездки совершались ежедневно от 2 до 3 часов.

С 20 июня ученики были распущены на летние каникулы, и работы на моторе возобновились только с 15 сентября и продолжались до 18 числа.

15 сентября учениками производилась: разборка, чистка и сборка цилиндра и охладительной камеры.

16 сентября — разборка, чистка и сборка гребного вала, а также им наглядно было показано действие лопастей гребного вала: отчего именно лодка получает передний и задний ход, корма лодки для этого была приподнята.

17 сентября ученики производили разборку, чистку и сборку керосинового и водного насосов.

18 сентября перед приведением мотора в действие учениками были сделаны подготовительные работы, как то: заправка калильной лампы, заправка масленок автоматической смазки и сальников для смазывания гребного вала, а также установка механизма отсечки. Но от недостатка физической силы и малого возраста ученики не могли сами привести мотор в действие, и мотор был пущен в действие посторонней силой. Когда мотор был в ходу, то ученики поочередно управляли ходом лодки, мотором и гребным валом. Во время плавания с 10 часов утра и до 6 часов вечера мотор работал правильно.

На более далекое расстояние, за 70 верст от с. Самаровского на песок Соспас и обратно, 21 и 22 июня ездил на моторной лодке учитель ремесленного отделения при училище С.Н. Банников, управляя в это время лодкой самостоятельно.

Вторая поездка за 25 верст на песок Горный-Белогорский состоялась 12 сентября, при этом на обратном пути лодка забуксировала неводник с грузом в 150 пудов и привела его против течения до с. Самаровского.

Практические работы на моторной лодке учеников ремесленного (слесарного) отделения, не имевших до этого представления о двигателях вообще, дали им возможность ознакомиться с конструкцией моторных двигателей, а в частности — подробно с керосиновым двигателем «Дан» и вообще с управлением моторной лодкой. Вместе с тем, они наглядно видели с какой аккуратностью и вниманием нужно обращаться вообще с машинами и как беречь самого себя, так и машины во время хода и ознакомились с правилами, которые они должны соблюдать при разборке, сборке и чистке вообще всех машин.

Из работы А.А. Дунина-Горкавича «Опытное сельскохозяйственное дело на Тобольском Севере»

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика