А. Заев
Если в прошлом году туристский маршрут Омск — Новосибирск на теплоходе был местного значения, то ныне он стал в ряд Всероссийских путешествий.
На днях теплоход «Юрин Гагарин» с туристами побывал в окружном центре. Среди путешественников — омичи, тоболяки, свердловчане. Люди разных специальностей и возрастов, они живо интересовались жизнью нашего северного края. И нам, экскурсоводам, было приятно отвечать на их вопросы. Многие из «их наслышаны о Ханты-Мансийске, знают, что этот край входил в состав Омской области и не в такое уж далекое время был известен лишь мехами, рыбой да лесом.
И тем приятней бывалым омичам увидеть вновь наш город. «Зелени-то сколько, как у нас в Омске», «Асфальт, а раньше тут была лишь дорога для тележных колес», «Микрорайон «Геолог» — его же не было лет пять назад», «От каких болезней излечивает ваша целебная вода?», «Какого урожая картофеля добились ханты-мансийские опытники?», «Телецентр! А село смотрит его передачи?». Самые различные стороны жизни северян интересовали туристов.
Не ошибусь, если скажу, что не таким они представляли Ханты-Мансийск. Мы не замечаем, как он изменил свой облик за последнее время.
Было болото напротив медицинского училища, а ныне здесь массив жилых домов, растут и благоустраиваются микрорайоны строителей, торговых работников, геологов, консервщиков.
На месте старого-престарого дома вырос красивый, прекрасно орнаментированный клуб, на улицы лег асфальт, ввысь взметнулась телевышка, эффектно вписывается в панораму города наш первенец — четырехэтажник. Не забыты те, кто здесь утверждал власть Советов. Воздвигнуты памятные обелиски Платану Ильичу Лопареву, Борису Лосеву, героям гражданской войны. А люди? Как они живут, к чему стремятся? Сотни хантымансийцев награждены за самоотверженный труд орденами и медалями, совсем не редкость встретить на наших улицах личный автомобиль, а там более мотоцикл, на сцене клубов частые гости артисты Москвы, Ленинграда, Тюмени, возрастает спрос на подписные издания, хантымансиец интересуется, скоро ли будет цветное телевидение и как быстро будет создан в центре города зеленый парк. Словом, растут духовные и культурные запросы. Обо всем этом и о многом другом рассказывали экскурсоводы, показывая город.
Но были и другие вопросы, когда экскурсовод сбивался на невнятную речь.
Как-то неудобно было отказывать туристам в посещении городского сада. Мы-то знали, что прошлогоднюю листву здесь еще не убрали. Отказывали и в том, чтобы пройти к обелиску Б. Лосеву. Неприглядно выглядит место вокруг него, да и сам обелиск нужно привести в надлежащий вид. Хотелось бы, чтобы в городском Доме культуры взглянули на городской сад иными глазами, а комсомольцы города не забыли бы, что память комсомольца Лосева требует иного внимания.
Нам приятно было показать строящийся Дом быта и обновляющуюся улицу Ленина, но мы стыдливо отводили глаза от гигантской лужи. Не будешь объяснять, что на этот котлован с водой горожанин взирает уже более десяти лет. Окажешь, да обманешь, что тут будет торговый центр на 100 рабочих мест.
Городок геологов радует новыми домами, но неблагоустроенность микрорайона, неприглядность его территории видны невооруженным глазом.
Строители — люди древнейшей профессии, водопровод известен тоже издавна. Но когда туристы поинтересовались, каково благоустройство квартир в новых домах, после сообщения о тепле, газе, электроснабжении наша речь стала тусклой. Это когда спросили о водоснабжении квартир, их канализации и тому подобных коммунальных услугах. Действительно, трудно вразумительно объяснить, что строить городской водопровод протяженностью всего в несколько километров — проблема «архитрудная».
Естественно стремление туристов глянуть в магазинные витрины. Что они ищут? Добрый десяток гостей ответили, что им нужны сувениры. Безделушку с нашим северным орнаментом ищут туристы. Фигурки оленеводов из кости они купили в Тобольске, а что купить в Ханты-Мансийске? К сожалению, в универмаге «Восход» нет отдела сувениров, да и предложить табакерку с национальным орнаментом или какой-нибудь берестяной туесок продавцы не могут из-за неимения. В музее все это есть, но можно только посмотреть, а ведь путешествующий хочет увезти что-то с собой.
Туристы есть туристы, и, конечно, они интересе вались, где наша туристская база, каковы местные маршруты туристского отдыха. Турбаза, она же лыжная база, строится очень медленно, загородные поездки на теплоходах у нас не приняты. И на вопрос, как отдыхают хантымансийцы в летние погожие дни, отвечать было трудно. Городские культурные и спортивные организации явно недорабатывают.
И все-таки о городе у туристов из далека остались хорошие впечатления. Они приедут и расскажут о путешествии по северным рекам своим друзьям и знакомым. И кто знает, может быть, на следующий год приедут сюда вновь. Хотелось, очень хотелось бы, чтобы было о чем еще рассказать и что показать.
А пока на многое я им не ответил.
«Ленинская правда», 19 июня 1969 года