Н. Кориков
Общее собрание членов первой бригады рыбартели им. Чапаева проходило бурно. Мнение многих сходилось на одном: непосильное обязательство взяли доярки на 1958 год. Ведь две тысячи литров не шутка! В прошлом году с каким напряжением трудились, и только 1 460 литров на корову получили. А тут две тысячи!
— Нет, кажется, поторопились мы, подруженьки, — заявила со вздохом старейшая доярка Наталья Лыткина. — Не справиться нам. Не по плечу обязательство.
— А зачем хвалились, в газете выступали? — съехидничал кто-то за их спиной.
— Что же это? Неужели никто из колхозников не верит в наши силы? — думала молодая доярка комсомолка Галина Лыткина. — Ведь на весь округ прогремели…
Она хотела встать и бросить вызов этим маловерам, уверенно заявив: «А я все-таки две тысячи литров надою! Надо сказать, надо…». Но ее остановил голос председателя колхоза Николая Конева.
— Ну, так что же, товарищи доярки, взяли обязательство, инициаторами в округе выступили, а теперь на попятную. Может и надоим? Как думают наши комсомолки Галя и Нина Лыткины?
Вопрос не застал Галину врасплох. Она как бы вся подалась вперед и сказала:
— Надоим, Николай Сергеевич!
— Вот и прекрасно. А Нина согласна с подругой?
Та утвердительно кивнула головой.
Собрание закончилось поздно. Колхозники расходились по домам. В тишине морозной январской ночи постепенно затихали голоса.
Утром на ферму не явились Н. Лыткина и М. Миелова. Вместо них пришли комсомолки Нина Лыткина и Люся Кушкова. Галина видела, как они осторожно ходят вокруг коров и думала: «робеют девушки, надо их подбодрить».
— Смелее девчата! Коровы у нас хорошие, спокойные. Поработаете, привыкните.
Начались нелегкие трудовые будни. На первых порах сколько ни старались девушки, надои повышались с трудом. «Как поднять их?» — не выходила из головы Галины и других доярок навязчивая мысль. И девушки волновались. Заведующий фермой Валентин Васильев, он же секретарь колхозной комсомольской организации, успокаивал их:
— Вот скоро построим кормокухню, тогда начнем сено сдабривать.
— А кто корма готовить будет? Нам, пожалуй, не под силу такой труд, — возражали доярки.
— Об этом надо подумать, девчата!
Комсомольцы единогласно приняли предложение секретаря — взять шефство над фермой. Решено было организовать в коровнике дежурство. В определенные дни два человека приходили на ферму после работы, измельчали сено, запаривали сечку кипяченой водой и сдабривали отрубями. Доярки тоже дежурили.
От поручения никто не отказался, не отлынивал. И дело пошло. Продуктивность стада заметно увеличивалась. За январь было получено молока в два раза больше, чем в январе1957 года. Работа пошла веселее.
Правление колхоза одобрило инициативу комсомольцев. В график дежурных были внесены все те, кто мог после трудового дня придти и поработать на ферме. В короткий срок надои поднялись почти вдвое. С начала года до июня в целом по ферме получено по 880 литров молока на фуражную корову. Таких показателен здесь еще никогда не было.
О доярках-комсомолках заговорили. Галине Лыткиной за высокие показатели было присвоено почетное звание «Лучшая молодая доярка округа».
Началась вторая ответственная пора забот и постоянных тревог — пастбищный период. Тяжело было, особенно весной. Она была холодной, продолжительной, долго не появлялась на лугах зелень, а потом сразу нахлынула вода. Коровы резко сбавили молоко. Ломался график. Как быть? И вскоре выход был найден. Галина предложила организовать подкормку коров талом, давать теплое пойло в смеси с отрубями.
Предложение доярок было принято. Вскоре на место выпаса, в широкую рощу, привезли железные бочки и быстро оборудовали на берегу протоки примитивные печи.
Вспоминая весну, Людмила Кушкова рассказывает:
— Крепко пришлось нам тогда поработать. Ночей не досыпали. Все время пастухи и мы были с коровами. Снег, частые дожди, жгучие северные ветры, а мы все с ними. Тальник рубили без конца. А сколько мы сушняку на дрова заготовили? Руки у каждой были в мозолях. Вот это действительно была школа трудового опыта. Вначале думали не справимся, но выдюжили, — смеясь закончила она.
— С появлением обильного корма на лугах ввели трехкратную дойку и круглосуточную пастьбу. С обязанностями пастуха прекрасно справлялся молодой пастух тов. Башмаков. В этом году пастьба в колхозе велась загонным способом. Раньше он не практиковался. Была и другая новинка. В период жары и массового появления овода доярки обрабатывали коров специальной мазью, которую сами изготовляли по рецепту специалистов райсельхозуправления. В отличие от прошлых лет, доярки впервые стали ездить на дойку и обратно на мотолодке. Все это дало неплохие результаты. На 1 ноября надоено молока по 1650 литров.
— Эти результаты могли быть и лучше, — рассказывает Галина Лыткина, — если бы руководители артели больше уделяли внимания животноводам.
Большой жизнью живет маленький коллектив комсомольско-молодежной бригады. В эти дни на ферме кипит напряженная работа. Молодые животноводы борются, за выполнение своего обязательства.
«Ленинская правда», 7 ноября 1958 года