Новый путь с Оби на Урал

В прошлом (1892) году, путешествуя по реке Конде в Туринском округе, я неожиданно узнал от вогулов верхнего течения этой реки, что по их непроходимой тайге недавно просечена просека для пути с Оби на Пелым для доставки обской рыбы. Крайне заинтересовавшись этим новым путем, я постарался тут же собрать сведения относительно этого пути, но мои вогулы, сами не много зная, не могли мне дать верных сведений, и я отложил дело до будущего лета, когда думал сам ехать на Обь. Они мне передали, что этот путь только что открыт, что по нему еще нет правильных сношений ни зимой, ни летом, и только ранней осенью по нему отправляются «гаринцы» (жители села Гари на реке Тавде, давно занимающиеся рыбной торговлей в этих краях), и то не иначе, как на лыжах, возвращаясь после с купленной рыбой на уральские заводы. Рассматривая каргу Тобольской губернии, я пришел к заключению, что это действительно самое кратчайшее расстояние между заводами Урала и Обью ниже ее слияния с Иртышом и что этот путь благодаря этому действительно имеет свое будущее. Впрочем, дело говорит само за себя: те пути, которые вызваны потребностью местной производительности и начаты частной инициативой жителей, всегда оказываются самыми удобными и отвечающими потребностям края. В обширной Сибири многие уже троны промышленников превратились в тракты.

Ныне летом, сплавляясь по Оби от устья Иртыша к понизовьям Оби. я мог лучше разузнать об этом интересном для местной торговли пути и считаю долгом поделиться сведениями с теми, кому дороги интересы этого края.

Сведения эти я получил около села Кондинского как раз на том пункте, куда, оказывается, выходит этот путь из тайги к берегам Оби.

Интересно его открытие. Несколько лет тому назад остяки Олешинских и Еганопурских юрт (вблизи с. Кондинского), гоняясь за лосем, нашли старую «засеку», которая их прямо вывела с реки Конды на Обь. Их поразило незначительное расстояние, в каком они жили от той Конды, которая им казалась так далекой и неизвестной, и они рассказали о своем открытии другим. Этой близостью заинтересовались прежде всего жители села Кондинского и решили прорубить просеку на Конду и двинуть туда свою рыбу, которая не находит себе выхода помимо Тобольска и водного пути на уральские заводы.

Они решили собрать деньги и по собственному почину прорубить просеку и устроить избы там, где нужно иметь отдых по перевозке груза.

Не имея денег для этого дела, они обратились к местному купцу Башмакову, уговорили его сделать просеку, отдали за это ему на двенадцать лет свои кедровники и. занявши двадцать рублей на устройство избы, принялись за свое предприятие, ожидая верной выгоды от продажи своей рыбы. Года три тому назад просека была прорублена, на местах становищ устроены избы и путь открыт.

Он идет от села Кондинского на Еганопурские юрты (15 верст), затем до реки Себры-Еган, притока реки Нязьмы (впадающей в Конду), пятьдесят верст, где есть старая избушка, устроенная звероловами лет пятнадцать тому назад (теперь починенная); отсюда дорога тянется на Пидым (тоже речка, 60 верст), где устроена кондинцами в 1890 году изба во время прорубки просеки, затем следует еще станок в шестьдесят верст до озера, где тоже есть старая избушка зверолова и путь чрез двадцать верст выходит на приток Конды реку Омутья, где есть уже жительство и дома оседлых вогулов (селение Супра).

Весь этот путь на расстоянии 205 верст проходит то по борам, какие часто встречаются в этих местах, служа лучшим местом звериного промысла, то по урманам, сплошь заросшим смешанным лесом, и только изредка пересекают его тундристое болото или сырые места (Он мог бы служить даже в летнее время для сношений, хотя бы на первый раз, административных).

На речке Омутья, в селении Супра, она уже выходит на проселочный тракт, который в зимнее время считается удобным для движения. Отсюда недалеко село Шаим на реке Конце, от которого в ста с небольшим верстах находится известная Пелымь, откуда уже путь открыт и на уральские заводы, и на Ирбит чрез город Туринск.

Таким образом, получается прямой зимний путь в 365 верст до Пелыми с продолжением 170 верст на Верхотурье и 280 верст до Кушвинского завода и в 200 верст на Ирбит. Всего от Кондинска до Верхотурья 535 верст и до Ирбита — 565 верст Важность этого пути совершенно будет понятна, кто знает почти баснословную дешевизну рыбы на Оби и громадную в ней потребность на уральских заводах, которые являются главными потребителями всей полумиллионной добычи рыбы на понизовье Оби.

Этими выгодами воспользовались уже догадливые и бойкие рыботорговцы села Гари, которые каждую осень, как только стают озера и речки этого урмана, отправляются сюда на лыжах, выходят после утомительного пути на Обь вблизи Кондинского и скупают там рыбу для доставки этим же путем на Урал на санях. За ними по их следам в прошлом году сюда явились и жители Тагила, которым так понравилось покупать здесь рыбу, что они решили пробраться сюда и в нынешнюю осень. В Кондинском мне передавали, что они даже без просьбы и запросов сами повысили цены на рыбу, и гот пуд свежей щуки, который продавался там по 10 копеек, они охотно брали по полтине и взяли в первый свой торговый визит до 500 пудов разной рыбы, которую и отправили этим путем на Урал.

Возчики рыбы передают, что весь тот путь до проселочной дороги они свободно проехали в четыре дня, что дорога в зимнее время удобна, но что необходимо каждую осень очищать просеку от буреломника, которым ее заваливает, и устроить более сносные избы для ночлега и сараи для лошадей.

В прошлом году по этому пути обдорским жителем Савиновым была доставлена кладь в 400 пудов с рыбой и пушниной, которая также успешно проникла на Урал. Таким образом, путь этот можно считать открытым, и следует только пожелать, чтобы он перешел из своего первобытного состояния, в каком он теперь находится, представляя из себя зимнюю трону, в более лучшее состояние.

Такое ничтожное расстояние, как в 200 верст, не может, но моему мнению, затруднить ни администрацию, если она займется им из желания выручить жителей Оби из безвыходного положения благодаря дешевизне и отсутствию спроса рыбы, ни частную предприимчивость, если она захочет эксплуатировать этот путь.

С устройством этого пути сбыт обской рыбы будет обеспечен, и стоимость ее из почти неимоверно низкой возрастет, что окажет, в свою очередь, свое влияние как на благосостояние тех бедных остяков, которые теперь голодают периодически, так и на оживление русского населения края.

Это одна из лучших мер для поднятия благосостояния в крае и притом вполне целесообразная.

Этим же путем, я не сомневаюсь, впоследствии двинутся и те грузы, которые высылает Березов и Обдорск на Ирбитскую ярмарку. Теперь они делают совершенно напрасно громадный крюк в слишком 1000 верст вместо 565 и страдают притом как от дороговизны провоза, так и от неудобства окружного далекого пути. Мне передавали на Оби, что там найдется много желающих поселиться на этом волоке, где они с выгодой будут заготовлять сено и продавать его. содержа те станки, которые там уже намечены. Таким образом, населится и оживится и самая тайга Кондинского края, которая еще много имеет в себе и дорогого зверя, и предметов промысла.

Представляя этот новый путь вниманию читателей и лиц. которых: не чужды интересы Обского края, я вполне надеюсь, что он скоро пробьет себе более торный след и выведет обскую рыбу туда, где она не будет цениться грошами.

К. Носилов, Париж, 19 декабря 1893 года.

«Сибирский листок», №1 (6 янв.) 1894 г.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика