Б. Прибыльский
Под руководством Коммунистической партии и Советского правительства, с братской помощью великого русского народа ханты, манси и ненцы сделали огромный скачок в своем развитии: от первобытно-общинного, родового строя они шагнули в социализм. На ранее диких и пустынных берегах Оби и Иртыша, где среди великого, изобилия природных богатств влачили жалкое существование местные жители, выросли города и поселки, благоустроенные колхозные села, крупные промышленные предприятия.
На смену проклятому прошлому пришла светлая и радостная жизнь — жизнь большого труда, великих свершений.
Однако и сейчас, в период развернутого строительства коммунизма, в сознании и быту коренного населения сказываются пережитки прошлого, отвлекающие людей от активного участия в строительстве новой жизни. К ним относятся религиозные верования и различного рода предрассудки, бытующие среди местного национального населения.
Есть факты, когда в результате отправления религиозных обрядов наносится ущерб колхозному хозяйству (производится забой оленей на жертвоприношение, в разгар путины отвлекаются с лова рыбы десятки людей и др.).
Часто справляются праздники обрядового жертвоприношения («пороста») около деревень Вожекары и Комудваны Октябрьского района, Новые Березовского района. В августе прошлого года на праздник в район Комудван приехали рыбаки из Новых и вместе с хозяевами гуляли три дня. Обрядами руководил шаман Волохов. В этом же районе около селения Теги в январе 1959 года на жертвоприношении в «святом месте» участвовало 17 человек на 6 лошадях. Здесь был коммунист Григорий Рубахов, бывший заведующий производственным участком Пугоры, конюх Дмитрий Хандыбин и другие.
Два дня прогуляли, забивая оленей на «святом месте» за Аптинскими юртами Сургутского района, в декабре 1958 года члены артели имени 1-е Мая во главе с председателем Айваседа Пантелем. Шаманил на «святом месте» Ефим Айпин, который регулярно собирает деньги на жертвоприношения. Подобные случаи имеются и в других районах округа.
Эти тревожные факты свидетельствуют о низком уровне атеистической работы среди коренного населения. Если отделы пропаганды и агитации райкомов КПСС, районные отделения общества по распространению политических и научных знаний, учреждения культуры изредка проводят лекции о религии вообще, то вопросы борьбы с суевериями и предрассудками местного населения выпадают из их поля зрения. Эти лекции читаются изредка только в крупных населенных пунктах, охватывая наиболее грамотную и сознательную часть населения.
Явно недооценивает атеистическую работу среди коренного населения отдел пропаганды и агитации Октябрьского райкома КПСС. В районной газете «За коммунизм» от 15 мая 1959 года помещена пространная статья заведующего отделом пропаганды и агитации тов. Ахмадшина «Усилить агитационную пропаганду в районе», в которой только упомянуты некие «шаманствующие элементы». Непонятно, кого именно имел в виду автор и какую работу собирается проводить райком КПСС среди этих «элементов».
Агитационная пропаганда среди коренного населения имеет свои специфические особенности, связанные с жизнью и бытом народов, их представлениями об окружающем мире, с их взглядами на собственное происхождение. Здесь следует иметь в виду, что религия ханты, манси и ненцев, как ее раньше называли «идолопоклонство», сурово преследовалась представителями христианской церкви. Поэтому и доныне все «святые места» тщательно скрываются, и обряды совершаются тайно, по ночам. Чтобы вести активную атеистическую работу, нужно изучать жизнь, обычаи, характер к особенности религиозных верований и бытовых предрассудков, тактично и обстоятельно разъяснять сущность, вред и реакционность религиозных обрядов и праздников.
Главной формой атеистической пропаганды должна стать сейчас беседа на родном языке с отдельными группами населения о сущности религии, жизни, явлений природы с демонстрацией диафильмов, показом опытов. Надо обратить особое внимание на пропаганду среди женщин, ибо в отношении к ним особенно сказываются остатки былого неравенства и угнетенного положения в семье.
И чем глубже, серьезнее и обстоятельнее мы будем вести атеистическую пропаганду, тем скорее освободим национальное население от пут проклятого прошлого — религиозных предрассудков и суеверий.
«Ленинская правда», 30 мая 1959 года