А. Глухих
Отошли в историю ликбезы, когда многие, сменив ружье на карандаш и ручку, упорно овладевали азами грамоты. Сейчас не ликбез. Люди, сидящие за партами, не все молоды, за их плечами семилетняя школа. Одни хотят пополнять свои знания, потому что этого требует время, другие намерены в дальнейшем поступить в институты, техникумы, а кое-кто пришел сюда потому, что убедили руководители предприятий… Всякие люди, шестнадцать учащихся в классе, шестнадцать характеров. К каждому надо найти подход, доходчивее преподнести материал. Об этом думала Раиса Николаевна, проходя между рядами парт, иногда заглядывая в тетради учеников.
— Товарищ Кеушков, пожалуйста, к доске.
Черный, как грач, парень пишет предложение, объясняет, почему Советский Союз пишется с заглавной буквы, а вот почему слово «мощь» с мягким знаком, не знает. Труден русский язык.
— Как объяснить, товарищ Ильиных?
Ильиных, подумав немного, толково объясняет. Карие глаза учительницы лучатся: молодец!
Идет урок русского языка. Сколько их было у Раисы Николаевны Ядрошниковой за шестнадцать лет, из них почти десять последних — в школе рабочей молодежи! Она считает себя на ответственнейшем участке борьбы за человека, ее питомцы — люди взрослые.
Рабочий человек поставил себе задачу учиться дальше, ему трудно делить время между производством, семьей и учебой. И она рада помочь каждому из них достичь этой цели. Бывает, кое-кто не выдерживает и бросает школу. Всеми мерами Раиса Николаевна старается не допустить этой беды. Педсоветы, докладные записки руководителям предприятий, посещение семей, а главное — индивидуальный подход. Равнодушной строгостью ничего не добьешься, только искренней заботой. Это — правило педагога Ядрошниковой.
И становится понятно, почему так уважают ее взрослые ученики, а те, кто помоложе, особенно девушки, стараются быть похожими на нее. Она всегда ровна в обращении, ее костюм и прическа отличаются строгостью и в то же время изяществом. Раиса Николаевна строга, но доброжелательна, очень вежлива. За этой вежливостью скрывается всегдашняя готовность помочь человеку. Когда я спросила ученика восьмого класса Григория Ивановича Костенко его мнение об учительнице, он ответил до предела кратко: отличная. Нелли Ивановна Людина, коллега Ядрошниковой, была многословнее:
— Как о педагоге говорить — у нее есть чему поучиться. Уроки построены логически так, чтобы не пропадало ни минуты. Если можно так сказать, она заставляет учеников творчески мыслить. Человек она прямой, нет у нее зазнайства, высокомерия, она не стесняется сама спросить совета у товарищей.
Многие говорит о доброте души Раисы Николаевны, ее участливости. Корни этих замечательных качеств уходят в далекие детские годы. Мать и отец всегда учили своих детей быть полезными людям. Ушел на фронт отец, воспитание семейства легло па плечи Пелагеи Андреевны. Рано утром уходила она в пекарню, колола дрова, замешивала тесто и пекла хлеб. Сильно уставала, а дома — хозяйство, пятеро ребятишек. Дети, особенно старшие Тоня и Рая, старались домашнюю работу делать сами. Рая даже валенки братьям и сестрам подшивала. Да, в трудные военные и послевоенные годы прошли ее детство и юность. Вместе со взрослыми косила и убирала сено, копала картошку… Не отказывалась ни от какой работы, когда председатель колхоза просил школьников помочь деревне. Вместе с сестрой были заводилами во всех хороших молодежных делах в Ленино.
А потом было Ханты-Мансийское педучилище. После него—деревенская школа в Конево. В юной учительнице было столько энергии, силы, уверенности в себе, что она не побоялась взвалить на свои хрупкие плечи ботанику, зоологию, пение, физкультуру черчение, да еще и пионервожатой стала, педагогов-то не хватало.
И так всегда. Не боялась трудностей. А еще Раиса Николаевна очень любит людей. Поэтому и пользуется огромным уважением. Недаром ее выбирали депутатом поселкового и районного Советов депутатов трудящихся. А сейчас Раису Николаевну Ядрошникову выдвинули кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР. Выдвинули учителя и ученики Ханты-Мансийской школы рабочей молодежи, народ в округе поддержал их. Знала, читала Раиса Николаевна, что в верховном органе власти работают простые люди: и доярки есть, и рабочие, и педагоги, но никогда не думала, что сама будет избранницей. Люди же говорят: «Ядрошникова — наш народный кандидат, мы будем голосовать за нее».
5 июня 1970 года