Иван Молчанов
НЕМНОГО ИСТОРИИ
В Ханты-Мансийск мы прибыли утром. Пароход пришвартовался к причалу. Собственно, это был еще не сам Ханты-Мансийск, а его южная часть — Самарово. В проездных билетах так и пишется: «Тюмень — Самарово». Центр города, где сосредоточены партийные, советские и культурные учреждения, находится за высокой горой — Самаровским мысом, разделяющим город на южную и северную части. Расстояние между обеими частями немного менее пяти километров. Ходят автобусы и такси.
До тридцатых годов Самарово было отсталым районным центром, насчитывавшим сотню домишек, раскиданных вдоль Иртыша. За селом, тут же, в непосредственной близости от строений, начиналась дремучая кедровая тайга, без конца и без края уходящая на север. В 1930 году районное село превратились в центр национального Ханты-Мансийского округа. Для окружных учреждений в самом Самарове места оказалось маловато, а расширять строительство окружного центра в непосредственной близости от старинного села было невозможно: мешала Самаровская гора. Пришлось первым строителям Ханты-Мансийска прорубить в тайге, облепившей гору, неширокую просеку и, перевалив этот горный кряж, строить город на северной стороне. На месте теперешнего города стояла тогда одна-единственная охотничья избушка, вокруг которой бродили косматые медведи да рыскали проворные бурундуки.
УЛИЦА ХАНТЫ-МАНСИЙСКАЯ
У автобусной остановки собралось много народа. Мне и моему попутчику Николаю Ивановичу Крючко удалось достать такси. Дорога в северную часть города идет сначала по глубокому «каньону», на склонах которого прилепились почти одни над другим небольшие домишки. Стоит такой домик, а за ним почти вертикально поднимается домашний огород с капустой, картофелем, огурцами…
Машина взбирается на ровное плато. По нему до самой северной части города пролегла широкая улица, сплошь застроенная одноэтажными домами. По обеим сторонам улицы высажены молодые деревья. Город непрерывно благоустраивается. А за домиками и теперь шумят столетние кедры.
Мой спутник Николай Иванович был в числе первых строителей города. Теперь он с волнением рассказывает:
— Тут вот была только узкая таежная тропинка, когда нам пришлось прокладывать просеку в будущий город. Да, была охотничья тропинка, а теперь широкая улица. Местный поэт В. Попов писал об этой улице:
«Ее история, видать.
Тем, прежним, жителям знакома,
Которым выпало шагать
Еще сквозь чашу бурелома
Сначала просека легла
Через волнистые пригорки
От всем известного села
До неизвестного поселка…»
Северная часть Ханты-Мансийска были поселком до 1950 года. В том году обеим частям города и было присвоено теперешнее название. Таким образом Ханты-Мансийску как городу всего семь с небольшим лет от роду, и он по праву считается самым молодым городом в Западной Сибири.
Самаровская гора кончилась. С ее северного склона открывается великолепный вид на новый город, на разлившуюся за ним на десятки километров красавицу Обь. Двадцатью километрами ниже города она сливается с бурным Иртышом.
В городе мы временно расстались с Николаем Ивановичем: он поехал к своим старым знакомым, а я остановился в маленькой, но довольно уютной гостинице.
ЧТО БЫЛО И ЧТО СТАЛО
Советские наши люди настолько привыкли к преобразованию наших отдаленных окраин, что все созданное там могучим трудом народа воспринимается как должное. Магнитка? Ну что же, есть и Магнитка. Комсомольск-на-Амуре? Есть и Комсомольск. Электростанция на Ангаре? Что же, иначе и не могло быть. И все же, мне кажется, мы мало пишем об этой разнице — «что было и что стало».
В данном случае стало вот что:
В Ханты-Мансийске выросла мощная промышленность. Один рыбокомбинат дает в год до девяти миллионов банок различных рыбных консервов. Комбинат начал строиться вместе с новым городом, хотя и находится он в старом «городе» — в Самарове. Есть там горпромкомбинат, горпищекомбинат, несколько промысловых артелей, предприятия местной и кооперативной промышленности. Они производят продукции более чем на 80 миллионов рублей в год. В городе выстроено белее полутора тысяч здании, в которых живут трудящиеся окружного центра.
В краю, где властвовала в избах лучина, выросли электростанции. Городская электростанция снабжает своей энергией как жилища, учреждения, так и промышленные предприятия. На рыбокомбинате в 1951 году было всего восемь электромоторов, а в 1957 году их насчитывалось уже до 200.
За недолгое свое существование окружной центр стал подлинной кузницей национальных кадров — работников культуры. сельского и рыбного хозяйства. Каждый год осенью из всех районов обширного округа (а надо сказать, что территория округа равняется по пространству всей Украине) сюда стекается молодежь. Ханты-Мансийское педагогическое училище дало округу свыше тысячи учителей, а из них 430 — представители народностей ханты, манси, ненцев, селькупов и коми. Много медицинских работников выпустило медицинское училище. Половина выпускников — местное коренное население. То же самое наблюдается и в школах рыболовецких колхозов. лесной промышленности, окружной сельскохозяйственной и других. Сотни партийных, советских и культурно-просветительных работников дала округу окружная партийная школа.
Развернута в округе научно-исследовательская работа. В городе работает филиал Всесоюзного научно-исследовательского института рыбного хозяйства, опорный пункт Всесоюзного научно-исследовательского института охоты, сельскохозяйственная опытная станция, окружной краеведческий музей.
Ко всему этому следует добавить. что в городе имеется несколько средних и начальных школ, девятнадцать библиотек, не считая двух крупнейших в окружном центре: библиотеки Педагогического училища с книжным фондом свыше 60 тысяч книг и окружной библиотеки, имеющей 30 тысяч томов. Имеется и детская библиотека, располагающая 20 тысячами книг детской литературы.
В Ханты-Мансийске издаются две газеты: на русском языке и на хантыйском. Работает литературное объединение, вокруг которого сосредоточены литературные силы всех районов округа.
Таковы достижения города, возникшего в дремучей сибирской тайге.
В ЖАРУ И ДОЖДЬ
Да, в городе, возникшем и дремучей ханты-мансийской тайге, есть свои достижения. Но есть другое, о чем следует рассказать.
С Николаем Ивановичем мы собрались в южную часть города. где находится рыбокомбинат. Но не смогли привести свое намерение в исполнение. Дело в том, что, как говорится в былинах, три дня и три ночи шел дождь. И пассажирское движение между южной и северной частями города было прервано: ни одни из 11 имеющихся автобусов, ни одна легковая и грузовая машина не могли пройти по той каше из жирной глины, которой была покрыта дорога через Самаровский мыс.
Во время осенней и весенней распутицы транспортное сообщение здесь бывает надолго прервано. Мы беседовали по этому поводу со вторым секретарем окружкома КПСС тов. Киселевым. Он сообщил нам:
— Хотим замостить чем-нибудь дорогу.
— Можно булыжником.
— В том-то и дело, что булыжник будет стоить чуть ли не дороже постройки города. Вы видели, что берега Иртыша и Оби — это сплошные глиняные «лбы»? Камня здесь нет. Его надо доставлять на самолете. Обнаружили каменные месторождения километрах в сорока отсюда, но камня там мало: хватит только на устройство мостовой на одном из склонов Ханты-Мансийской улицы. А мостить чурками, швырком — тоже надо вниз положить слой гальки или чего-нибудь в этом роде. А без этого чурки расползутся. Вот какие дела…
В сухую жаркую погоду здесь другая беда: от движения машин на всем протяжении дороги и в самом городе стоят тучи пыли.
— Хоть в противогазе ходи, — говорят жители.
В северной части города нет своей пристани. Людям из «нижних» районов, приезжающим в окружные учреждения, приходится огибать Самаровский мыс и ехать обратно на автобусе или идти пешком 5 километров, если идет дождь.
А ведь при наличии пристани сообщение между северной и южной частями города с успехом могло бы осуществляться водой, на пригородных пароходах: тоже пять километров!
В городе много зелени. Но то. что называется городским парком культуры и отдыха, представляет небольшой «загон» с единственной деревянной эстрадой-раковиной. В воскресные дни толчея здесь невероятная, Какой уж там отдых! А на сопках, прилегающих непосредственно к городу, обрамленных кедрачом, соснами. высоким ельником, главенствует еще девственная тайга. Надо полагать, что обширный парк культуры и отдыха «отцы города» решат открыть именно там, оставив вековые деревья и построив все необходимое. Ведь смогли же в северном уральском городе Красновишерске среди естественной природы устроить чудесный обширный парк со множеством беседок, аттракционов, сцен.
Мне кажется, что приведенные в очерке цифры и факты позволяют надеяться: в скором времени жители молодого таежного города увидят у себя и мощеные улицы, и хорошую пристань, и великолепный парк культуры и отдыха. Проблема дальнейшего благоустройства города, надо полагать, не останется на «точке замерзания». Пусть и областные организации подумают об этом окружном центре, об удобствах жизни его жителей, многие из которых были строителями Ханты-Мансийска.
Окончание следует…
Мысль на тему “В краю ханты и манси”
Рыбокомбинат, рыные пельмени…Ах, ностальния. ХМГеофизика и ХМнефтегазгеология! Варили в чайнике пельмени. А Вы? Спасибо за память! Спасибо, что реанимируете *нашу историю*, Читатель Газет и журналов