В окружной сельхозшколе плохо готовят колхозные кадры

Б. Прибыльский

Сельское хозяйство страны сейчас развивается небывалыми темпами, оснащается новейшей первоклассной техникой; в колхозное производство все шире внедряются достижения науки и передового опыта. Поэтому вопросы подготовки специалистов сельского хозяйства, производственно-технического обучения колхозных кадров приобретают сейчас первостепенное значение.

Как же наша окружная сельскохозяйственная школа справляется с задачами подготовки специалистов для колхозов?

Материальная база для организации учебного процесса в школе хорошая. Есть прекрасные учебные помещения, десятки разного рода сельскохозяйственных машин, много различного инвентаря для обработки почвы и посевов, кормодобывания и кормоприготовления, обмолачивания зерновых культур н очистки зерна. Имеются автомашина и трактор. Существует учебно-опытное показательное хозяйство с молочно-товарной и звероводческой фермами.

Внешне все обстоит благополучно. Но это только видимость благополучия. Даже самое поверхностное знакомство убеждает в том, что здесь все идет самотеком.

На протяжении ряда лет школа с трудом набирает учащихся. За последние четыре года нужно было выпустить 400 учащихся. Фактически же обучалось лишь 184 человека, а выпущено всего 117. В настоящее время из 60 по плану имеется лишь 21 учащийся. Таким образом, план набора за пятилетие выполнен менее чем наполовину, а выпуска — на треть. Ежегодно из школы отсеивается очень много учащихся. Даже сейчас, в конце учебного года, уехало, не окончив школу, шесть человек. Каждый учебный год дает все более низкую цифру выполнения плана комплектования. Из плана набора этого года на 60 мест подано только два заявления.

Руководство школы и окружного управления сельского хозяйства, в чьем ведении она находится, объясняет это недостатком рабочих рук в колхозах и трудностью в связи с этим направления на учебу колхозников. Это необоснованный довод.

Скорее всего, как школа, так и управление сельского хозяйства и его органы на местах крайне неудовлетворительно организуют набор. Есть и еще одна немаловажная причина, объясняющая непопулярность школы среди колхозников. Эта причина — низкий уровень подготовки колхозных специалистов.

На первый взгляд учебный процесс в школе организован нормально, программа выполняется, положенные дисциплины изучаются, практические занятия проводятся. С формальной точки зрения все в порядке. Но только с формальной.

Более половины учебного времени занимает практика. Учащиеся должны получить в школе твердые навыки ведения хозяйства в избранной отрасли производства, научиться передовым, наиболее совершенным методам работы в животноводстве и звероводстве. Для этого при школе существует учебное опытное хозяйство. Оно «должно быть образцовым сельскохозяйственным предприятием с высокой урожайностью сельскохозяйственных культур, высокой продуктивностью животноводства и образцовой организацией труда». Этого требует Положение Министерства сельского хозяйства СССР. Но школьное, «образцовое» хозяйство ни в какой мере не удовлетворяет этим требованиям. Здесь на молочно-товарной ферме нет самого элементарного порядка.

Скот пасется только днем, ночь стоит в загоне. Пастух с коровами не ходит. Его обязанности заключаются в выгоне скота па пастбище утром и пригоне обратно вечером. Соли-лизунца нет, подкормка коров концентрированными и сочными кормами не проводится. Правда, последнее время начали косить овес (грубый и перестоявший), посыпать его солью, но коровы от такой «подкормки» отказываются, предпочитая мягкую траву. Рядом с фермой — поля картофеля и турнепса. Есть соломорезная, кормоизмельчительная, корнеклубнерезная машины, но использование этих машин запрещено директором школы тов. Листопадовым. Запрещена и подкормка коров картофелем и турнепсом.

Дойка коров проводится два раза в сутки по указанию преподавателя школы зоотехника тов. Листопадовой.

— Если корова будет давать более восьми литров молока в сутки, то можно доить и три раза, — говорит она.

С ее же легкой руки сухостойный период продолжается до… шестидесяти дней. В результате от двенадцати коров, половина которых племенные и высокопродуктивные, получают молока не более 4-5 литров в день на голову. За прошлый год надоено от коровы по 1 851 литру. Нынче за семь месяцев — по 1 245 литров. Это результаты среднего колхоза, но никак не учебного опытного хозяйства. Хуже того, если в июне-июле прошлого года надаивалось по 211-223 литра молока от коровы, то нынче по 186-169 литров. Жирность молока не превышает 3,6 процента. Себестоимость литра молока в прошлом году составляла 2 рубля 46 копеек, нынче, ориентировочно — 2 рубля 7 копеек. Специалисты школы зоотехник тов. Листопадова и ветврач тов. Тимофеева не бывают на учебном хозяйстве, не интересуются его деятельностью, ограничивая свою работу лишь учебными часами. Также поступает и директор тов. Листопадов, под чьим руководством работает учебное хозяйство.

Не лучше обстоят дела на звероводческой ферме, где имеется 27 лисиц основного стада. Ферма идет к явному упадку и вырождению. Хотя нынче и получено по 3,1 щенка на самку, но щенята больше походят по своим размерам на котят. Пополнения или обмена производителями не производится уже ряд лет. Идет внутрисемейное скрещивание в первом поколении, что противоречит всяким правилам звероводства.

Растениеводство. При наличии машин сев картофеля производился вручную, овса — из лукошка. Силосная яма не готова, а подсолнух перестаивает. Думали его силосовать с картофельной ботвой. Дело, безусловно, полезное. Но когда дождутся картофельной ботвы, из подсолнуха получатся сухие будылья. Картофель и турнепс заросли сорняками, а парники превратились в питомники для лебеды.

Все дорогостоящие машины разбросаны как попало и где попало по территории школы и учебного хозяйства. Их мочат дожди, они обросли травой, часть механизмов раскомплектована и сломана.

На территории учебного хозяйства выстроен прекрасный дом, в котором должен быть учебный класс и общежитие для практикующихся. Однако, он используется для сушки и яровизации картофеля, но не для учебных целей.

Когда посмотришь на это «показательное» хозяйство, невольно возникает мысль: чему же здесь учат? Что могут взять отсюда колхозники, когда в колхозах хозяйство организовано неизмеримо лучше и продуктивность его куда больше.

Не это ли является главной причиной того, что люди не хотят сюда ехать. Пожалуй, они правы.

Разве это не формализм в преподавании, когда изучение электродойки и автопоения проводится в учебном классе? Вот откуда идет неуклонное из года в год падение успеваемости и дисциплины в школе. В коллективе не ведется никакой воспитательной работы, хотя планы регулярно вывешиваются. Ни директор тов. Листопадов, ни преподаватели тт. Листопадова, Филимонцева и Тимофеева в общежитиях не бывают. Не случайно часты аморальные проступки среди учащихся.

Управление сельского хозяйства совершенно не вмешивается во внутренние дела школы. Его работники очень редко бывают в ней и еще реже — на учебном опытном хозяйстве.

Государство затрачивает огромные средства на подготовку кадров для колхозов. Содержание школы обходится ежегодно в 200-250 тысяч рублей. И так, как расходуются они сейчас, расходовать нельзя.

Встает вопрос: нужна ли такая школа, которая занимается лишь пустой тратой государственных и колхозных денег? Безусловно, не нужна. Необходимо принять решительные, неотложные меры к наведению в школе порядка во всех ее звеньях.

В округе существует и еще одна школа колхозных кадров — рыболовецкая. Обе школы ведут параллельную работу, причем преподаватели сельскохозяйственной школы тт. Филимонцева и Листопадова преподают и тут и там. На наш взгляд, содержание двух школ ничем не оправдано. Их необходимо объединить в одну. Этого требуют интересы дела.

«Ленинская правда», 28 августа 1959 года

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика