За две летние недели удалось заглянуть в разную Беларусь — побродить по пыльным улочкам тихо умирающей деревни и заросшим тропинкам старинного польского кладбища, приобщиться к среде обитания жителей рядового колхозного райцентра и вальяжного столичного Минска. Конечно, за столь короткий срок невозможно нарисовать сколько-нибудь объективное и реалистичное полотно бытия огромного сообщества людей, поэтому ограничусь фрагментарным набором дорожных наблюдений и бытовых впечатлений, не претендующих на истину в последней инстанции. Поехали?
…Первое, что бросается в глаза — чистота и ухоженность как столичной, так и провинциальной территории. Нет, конечно, и на набережной Свислочи или под липами Ботанического сада можно увидеть пустую бутылку или драный пакет. Но, во-первых, не факт, что это не является следствием жизнедеятельности российских туристов, во-вторых, мы же говорим о ТЕНДЕНЦИИ, а не об отдельных проявлениях. Белорусы действительно любят и убирают свою страну.
…Удивительно, но в деревнях вокруг частных домов совсем нет заборов. Чаще всего один участок отделяется от другого фрагментарным декоративным штакетничком, а перед фасадом красуются лишь кусты гортензии или сирени. «Как же так, — вопрошал я у местного жителя, — ведь в таком случае сосед может преспокойно подойти и заглянуть в твое окно?!» Ответ был убедителен в своей логичности: «И что? Чего такого он здесь не видел?»
…Даже на улицах Минска — не говоря уж о глубинке — не довелось увидеть гостей из нашего общего «ближнего зарубежья». Повсюду бродят губастые негры, щебечут по телефонам очкастые китайские туристы, встречаются упитанные индусы, а вот уроженцев Средней Азии и Закавказья нет — от слова совсем. Непривычно, но в Беларуси таксистами, уборщицами, строителями работают наши братья-славяне (ну, и сестры, конечно).
…Что касается цен на различного рода товары, то в чем-то они разительно отличаются от российских, в чем-то вполне им соответствуют. В целом можно сделать вывод, что вся привозная продукция стоит несколько дороже, местная — дешевле. В торговых центрах множество магазинов известных западных брендов, с недавних пор сбежавших из России. Поначалу сложновато привыкать к тому, что «объем» рубля, указанного на ценнике, значительно отличается от привычного — в одном белорусском около 28 российских.
…Местная кухня — это нечто обжигающе горячее, жирное, душистое и вкусное. Здесь, конечно, царствует картошка. Нет, не так — КАРТОШКА, она же — БУЛЬБА! Только попробовав настоящую картошку осознаешь, какой же мерзкой генно-модифицированной гадостью пичкают нас отечественные горе-аграрии и нечистоплотные торгаши. Им невыгодно растить и привозить качественную картоху, а потому мы вынуждены покупать идеально ровные, гладкие, радующие глаз корнеплоды, по вкусу напоминающие не то мыло, не то целлулоид. Вообще поездка в Беларусь — это путешествие в детство, позволяющее вспомнить и почувствовать, каким на самом деле был вкус обычных сосисок, эклеров, кваса, молока, плюшек и других продуктов.
…Свидетельством экологической чистоты и высочайшего качества местной гастрономии являются юные белорусы. Подавляющее большинство юношей и девушек просто пышет здоровьем, красотой и силой. Внешне они существенно отличаются от отечественного рахитично-анемичного подрастающего поколения.
…Мне, коренному жителю региона «вечнозеленых помидор», нельзя было без слез смотреть на заброшенные яблоневые сады, ветки в которых ломались под тяжестью упоительно сочных и сладких, с едва уловимой кислинкой, плодов. «Но почему вы их не собираете?! — неистовствовал я в разговорах с местными. — Их же можно сушить, варить, мочить, консервировать!». Местные вздыхали, чесали затылки и пожимали плечами — да ну, мол, зачем такие сложности? Нас и так неплохо кормят…
…Неизгладимое впечатление оставила поездка в крохотную деревушку под названием Мосар, куда до меня в свое время наезжали небезызвестные польские короли Стефан Баторий и Станислав Август Понятовский. В конце прошлого века в местном костеле святой Анны (построенном еще в XVIII веке) служил ксендз по фамилии Булька. Этот удивительный человек продал свою квартиру, а на вырученные и накопленные за долгую жизнь деньги начал украшать близлежащую территорию и разбивать парк, превратившийся сегодня в удивительный культурно-дендрологический комплекс, подлинное «место силы».
…Беларусь — труженица. Здесь повсеместно строят дороги, косят сено, пасут скот, производят трактора, сгущенку, лен, «пальцем пиханную» колбасу, «Белазы» и многое-многое другое. И в то же время растет количество заброшенных деревень, в которых пока еще добротные дома с тоской взирают на мир пустыми провалами окон. Молодежь всеми силами стремится в город, к яркой и шумной жизни, ее совсем не привлекает умиротворенная сельская пастораль. Се ля ви.
…За две недели НИ РАЗУ не встретил «белорусских» надписей на одежде, тогда как в России многие просто обожают носить растянутые майки с ура-патриотическими лозунгами. Не берусь судить, насколько это хорошо или плохо, но факт остается — никто не носит футболки/толстовки/бейсболки «Беларусь», «Гродно», «Витебщина», «Я — белорус», с гербом или государственным флагом. И вообще, Минск сегодня — это максимально европеизированный город, тогда как на улицах райцентра пьяненькие мужички и расхристанные тетки до сих пор увлеченно отплясывают под хиты Алены Апиной и Кая Метова. Правда-правда!
…На этом, пожалуй, я остановлю свой поток сознания. Как бы не старался, все равно не удастся передать словами красоту и очарование этой древней и прекрасной земли, на которой живут гостеприимные и добрые люди. Спасибо тебе, Беларусь!