П. Корепанов
Все мои деды, прадеды, отец жили в Сухоруково. Помню Сухоруково довоенной поры. В школу пошел в 1936 году. Она помещалась в двухэтажном купеческом доме, конечно, отобранном советской властью. В 1939 году школа сгорела, а в 1940 году я поехал учиться в 5 класс в село Елизарово.
В 1943 году окончил 7 классов и остался работать в колхозе. Трудное было время, военное, голодное, мужиков почти всех забрали на фронт, а мы — подростки, женщины, старики — заменили их. Тогда в колхозах нашего района сеяли хлеб, у нас земли было больше 100 га. Колхоз наш занимался рыбодобычей, а животноводство, полеводство считалось подсобным хозяйством.
Колхоз «Путь к социализму» был средний, перед войной вроде неплохо стали жить. Потом нагрянула двойная беда: в 1941 году началась война и пришла большая вода. Деревню затопило, по деревне мотолодка ходила. Без лодки никуда. У нас дом был двухэтажный, мы жили на втором этаже, первый был затоплен, вода немного не зашла в русскую печь. Скот весь стоял на высоких местах, лошади некоторые были в горе.
У нас правый берег Оби горный. Мы, 5 подростков, и кормовщик П.И. Протопопов (впоследствии погиб под Ленинградом) все лето возили таловые ветки, кормили скот. В общем, проработал я всю войну в колхозе. Вода ушла в сентябре, сена не накосили, скот почти весь погиб. И повторилась такая же история, что и в Конево. Осенью приехал суд из Ханты-Мансийска и осудили нашего председателя колхоза Автомона Дмитриевича Прокопьева, на сколько лет, не помню. А он проработал-то всего месяца 2-3. Настоящего-то председателя Дмитрия Григорьевича Анашкина забрали на фронт. Этим и спасся от тюрьмы. Оба председателя остались живы, умерли в 60-х годах. И пошли в военные годы похоронка за похоронкой. На Сухоруково Касьян взглянул, примерно человек 40 убитых. Были дома, откуда двое, трое ушли и ни один не вернулся. Могу перечислить, потому что всех помню по имени-отчеству, фамилия у нас в деревне почти одна — Корепановы да Протопоповы.
Вот погибшие из одного дома (все): Панфил Львович Корепанов (отец), Валентин Панфилович Корепанов (сын); Петр Панфилович Корепанов (сын); Афанасий Николаевич Корепанов, Иван Николаевич Корепанов, Михаил Афанасьевич Корепанов; Вениамин Михайлович Николаев; Николай Михайлович Николаев, Григорий Михайлович Николаев, Сергей Андреевич Протопопов, Данил Андреевич Протопопов; Илья Сергеевич Корепанов, Тихон Викулович Бардин. Можно продолжать этот список.
В июне 1942 года привезли эвакуированных из Ленинграда, в основном финской национальности. Тогда деревня маленько оживилась, появились молодые мужики. Потом, правда, многих увезли в Самарово на рыбокомбинат. Но часть так до конца войны и осталась. Потом почти все уехали обратно домой.
Хорошо помню 9 мая 1945 года. Были мы в Ханты-Мансийске на сборном пункте, смотрю, люди идут по улице и друг другу руки жмут, говорят: Победа.
31 мая посадили нас на пароход «Москва» и повезли в армию, но в Тобольске получили приказ: вылазь на берег обратно домой, и никаких добровольцев.
«Новости Югры», 22 июня 1995