На рыбном причале

М. Загайнов, В. Хуланхов

Горячее время наступило сейчас для рыбаков, корм-приемщиков, шкиперов, раздельщиц, речников — всех работников рыбной промышленности округа: в разгаре летняя путина. «Рыба пошла», — как говорят специалисты. В скорейшей обработке продукции — успех работы предприятия. С причала Ханты-Мансийского рыбоконсервного комбината мы ведем репортаж.

НИ ПУХА НИ ПЕРА, РЕЧНИКИ!

Это, пожалуй, сейчас самое бойкое место. Один за другим подходят буксиры с промыслов, ведя за собой один, а то и два-три плашкоута, швартуются к стенке мощные промыслово-транспортные сейнеры — «пэтээски», как запросто зовут их рыбаки. В то время, как мы пришли на причал, подошел «ПТС-84» с полными трюмами частиковой рыбы, с двумя плашкоутами на буксире. Рыба из речки Батлымки. 20 тонн — в трюмах сейнера, и по десять тонн — в каждом плашкоуте. Сортировщицам работы хватит — только успевай! Впрочем, об этом же говорит одна из сортировщиц Хамита Борисовна Тимралеева:

— Работы сейчас у нас «навалом».

Об экипаже «ПТС-84» хочется рассказать особо. Подходя к проходной комбината, мы невольно обратили внимание на броскую «Молнию», где сообщалось, что переходящие вымпелы вручены двум лучшим сейнерам. Один из них — «ПТС-84». Невольно мелькнула мысль:

— Вот бы встретить его сейчас здесь, у причала…

И нам повезло.

Помощник капитана судна, старый речник, плавающий с 1953 года по рекам нашего округа, Леонид Григорьевич Карапузиков охотно рассказывает о работе экипажа. Выясняется, что июльский план они перевыполнили почти в два раза, за что им и был вручен переходящий красный вымпел комбината. Вывезли они в том месяце 223 тонны рыбы, в два раза перекрыли план по тонно-километрам. А всего с начала навигации экипаж этого сейнера доставил на комбинат 985 тонн рыбы. Задание же на навигацию — 1 300 тонн. Оказывается, что и до выполнения августовского задания осталось совсем немного. На семнадцатое число — всего три тонны. А впереди рейс в богатый рыбой Октябрьский район, на речку Батлымку. Так что месячное задание будет наверняка перекрыто. Да и гордость флотская не позволяет экипажу «ПТС-84» расстаться с вымпелом. Об этом так прямо и говорит помощник капитана Леонид Григорьевич Карапузиков:

— Мы навигацию думаем пройти без профилактического ремонта. Будем тщательно следить за двигателем, морозильными камерами, всеми узлами судна. Не подкачает, наверно, наш «старичок». Это судно пришло в наш бассейн первым среди однотипных собратьев. И ничего, плавает, верно служит.

А в чем дело? Конечно, в людях, которые на нем ходят. Его экипаж — капитан Вадим Павлович Кочнев, уже знакомый нам его помощник Леонид Григорьевич Карапузиков, механик Виктор Дунин, его помощник Виктор Петров, матросы-тезки Валерии Шатов и Слепцов — тщательно заботится о состоянии всех жизненных узлов сейнера, следит за чистотой и порядком. Недаром же на рубке красуется красный щит, где написано, что экипаж борется за право называться коммунистическим. Ну, а о настроении и быте команды с успехом заботится корабельный кок, жена помощника механика Нина Петрова. И неплохо заботится.

Сейчас «ПТС-84» где-то в плавании, грузит в свои трюмы рыбу с участков. Хочется пожелать его экипажу ни пуха, ни пера.

ГОРЯЧИЕ ДЕНЬКИ ПОШЛИ!

Недалеко от сейнера у этого же дебаркадера стоят несколько плашкоутов. Один — под разгрузкой, остальные ждут своей очереди. Рокочет транспортер, перевозя на берег ящики, полные рыбы, опускается и поднимается стрела небольшого крана, доставая из чрева плашкоута наполненные рыбой бочки. Точны и неторопливы движения рук крановщицы Анны Арсентьевны Поповой. Богатый опыт работы на комбинате за ее плечами. Как-никак пятнадцать лет она здесь. Правда, не все время крановщицей, но она прекрасно справляется и с этой специальностью. Раз — стрела подняла бочку. Два — поворот. И так весь рабочий день — семь часов.

А внизу, в трюме плашкоута, управляются Галина Михайловна Кайгородова и Октябрина Васильевна Кобылина. Спорится работа в их руках. Одна-две минуты — бочка полна рыбы. Поднимай, Анна Арсентьевна! Нелегкая это работа. Трюмы наполнены водой. Ее не успевают откачивать. Стоят работники по колено в воде в рыбацких резиновых сапогах.

Быстро пустеет трюм, а в него входит десять тони рыбы. Кстати, и Кайгородова и Кобылииа работают в тарно-хозяйственном цехе комбината. Сюда на приемку рыбы их направили на эти горячие деньки. Комсомолка Галя Кайгородова возглавляет на дебаркадере бригаду сортировщиц. Ей всего лишь двадцать пять. Но раз доверили возглавить коллектив, значит не в годах дело, а в опыте и авторитете. Впрочем, несмотря на молодость, Галина на комбинате уже шесть лет. Ей присвоено звание ударника коммунистического труда.

Поворот стрелы — и вот уже стовосьмидесятикилограммовая бочка с рыбой на дебаркадере. Здесь стоят уже готовые принять груз ящики. Сплошным серебристым потоком льется в них, сверкая чешуей, рыба. Сортировщицы Зинаида Григорьевна Торопова и Мария Ивановна Слинкина ловко сортируют рыбу, ставят ящики на транспортер. А там уже ждут ее автокары. Быстро наполняются их кузова. Пошло живое серебро в цеха на обработку! Ни минуты простоя, ни секунды промедления. Все движения четки, рассчитанны, но не суетливы. Коллектив сортировщиц и приемщиц работает дружно, слаженно, как хорошие часы. В смену бригада в семь человек разгружает из плашкоутов на берег до 30 тонн рыбы. А сейчас комбинат работает в три смены. К тому же бригада сортировщиц на дебаркадере не одна. Нетрудно подсчитать, сколько подвозится сюда и разгружается рыбы. Что и говорить, горячие деньки сейчас на путине!

ВСЕГДА В ПУТИ, ВСЕГДА В ДОРОГЕ

Если говорить о тех, кто непосредственно не участвует в добыче рыбы, то нельзя не остановиться на работе приемщиков рыбы. «Всю жизнь на колесах» — есть такое выражение. В немного измененном виде оно как раз подходит для приемщиков. Многие годы они плавают на плашкоутах от рыбоучастка к рыбоучастку, от бригады к бригаде, принимают рыбу, взвешивают, морозят, доставляют на комбинат.

Вот одна из тех, кто носит нелегкое звание приемщицы рыбы — ударница коммунистического труда Тамара Степановна Сосунова. Четырнадцать лет назад впервые ступила она на палубу плашкоута. Да так там и осталась, если не считать небольшого перерыва в работе,

— Старая рыбачка, — обронил кто-то из стоявших рядом сортировщиц.

В путину приемщицы рыбы наведываются на берег редко и ненадолго. Прямо к причалу навестить мать, поговорить о домашних делах пришла ее дочь Таня. Она уже считается взрослой, — как-никак десять лет, надо и за младшим братишкой приглядывать. Сидят на плашкоуте мать и дочь, говорят о том, о сем, решают семейные вопросы, а тем временем трюмы пустеют. Рыба отгружена на склады. Скоро опять в путь. И так каждую навигацию. В шторм, в ветер, в жару несут свою нелегкую рыбацкую вахту вместе с Тамарой Степановной Сосуновой десятки ее коллег — кормприемщиков.

НА ВАХТЕ — КАДРОВЫЕ РАБОЧИЕ

Как уже, вероятно, заметили читатели, о ком бы мы ни говорили в этом репортаже — почти все люди с большим производственным стажем, кадровые рыбаки. Не надо думать, что мы специально подбирали таких заслуженных, авторитетных представителей когорты добытчиков и обработчиков рыбы. Нет. В этом репортаже идет речь об одной смене, работающей на приемке рыбы, а комбинат работает в три смены. И чтобы не быть субъективными, мы поинтересовались, в каждой ли работают люди, имеющие за плечами богатый опыт работы на комбинате. Ответ был положительный.

Впрочем, своими кадровыми рабочими и работницами давно славится Ханты-Мансийский рыбоконсервный. Профессия рыбника здесь передается из поколения в поколение. Здесь не приживаются летуны и рвачи, зато всеобщим почетом и уважением пользуются такие ветераны, замечательные люди рыбацкой профессии, как крановщицы Анна Арсентьевна Попова, сортировщицы Зинаида Егоровна Торопова, Мария Ивановна Слинкина, Октябрина Васильевна Кобылина, о которых говорилось в нашем репортаже. Это они своим трудом приносят предприятию добрую славу, являются опорой коллектива.

«Ленинская правда», 24 августа 1966 года

Из архива Наиля Садретдинова

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика