М. Михайлов
Это воскресное утро в многолюдном поселке Луговое было особенно оживленным.
— Говорят, вчера приехала Екатерина Пойтингер? — Этот вопрос все задавали друг другу при встречах.
— Хорошо бы поговорить с ней, — желали многие.
— Вечером в рабочем клубе будет общее собрание, и она там выступит, — отвечали другие.
Все готовились к собранию: торопились убраться по двору, определяли ребятишек, готовили праздничную одежду. В поселке только было и разговору, что о собрании.
И вот долгожданный час настал. Клуб Белогорского ДОКа переполнен.
Здесь собрались рабочие комбината, прорабского участка Самаровского строительно-монтажного управления, члены луговского колхоза «Равнина». На собрание пришли ветераны труда, люди средних лет и только что вступившие на трудовой путь. Среди присутствующих русские и украинцы, белорусы и немцы, представители многих других народов великого Советского Союза.
Собравшиеся сосредоточенными взглядами упорно пытаются разыскать в переполненном зале Екатерину Пойтингер, посмотреть, какая она есть, как одета. Все читали в «Тюменской правде» и «Ленинской правде» ее рассказ о том, что из себя представляет капиталистический «рай». Екатерина Леопольдовна два года прожила в «наиболее» счастливой капиталистической Австрии и недавно вернулась на Родину. Всем интересно услышать ее голос, получить от нее ответ на интересующий вопрос.
С особым интересом ожидали выступления Екатерины Леопольдовны немцы, которых в рабочих коллективах ДОКа и прорабского участка почти половина. Как известно. западногерманские реваншисты через Красный Крест и другие «благотворительные» организации присылают жителям Лугового посылки, провоцируют выехать в Федеративную Республику Германию. К сожалению, кое-кто попадается на этот хитрый фашистский крючок, получают эти объедки с аденауэровской кухни, мечтают попасть в капиталистический «рай».
Когда инструктор окружного комитета партии Н. Баженов закончил доклад о международном положении СССР, который был выслушан с большим вниманием, председательствующий предоставил слово собкору «Тюменской правды» Н. Бахтееву. Он сообщил, что после опубликования рассказа Екатерины Леопольдовны в областной и окружной газетах в редакции поступило много вопросов и просьб от немцев, проживающих в округе, помочь встретиться с Пойтингер, подробно поговорить с ней обо всем. По просьбе редакций областной и окружной газет Екатерина Леопольдовна прибыла на ваше собрание.
К трибуне подошла невысокого роста скромно одетая молодая женщина.
Зал затаил дыхание. Находившиеся люди в фойе ринулись к дверям.
— Рассказала бы, как довезла семь чемоданов добра, — со злом буркнула стоявшая у двери немолодая женщина с блестящим металлическим зубом.
— Она еле жива вырвалась оттуда, — отпарировал кто-то из толпы женщине с металлическим зубом.
Екатерина Леопольдовна с болью в сердце говорила о том, что совершила большую ошибку, выехав в Австрию. Два года пребывала в нужде и в унижении. Она говорила о том, как тяжело искать работу в капиталистической стране. А когда, наконец, поступила на картонную фабрику к капиталисту, сразу почувствовала, что он за гроши купил ее рабочую силу и волен обращаться с ней, как ему вздумается.
Началась изнурительная и опасная работа у быстро двигающегося конвейера, где воздух густо насыщен кислотными парами.
— Через короткое время работы в кислотных парах руки и лицо у меня покрылись язвами, разразилась экзема, — рассказывает Пойтингер. — Врач прописал мне лекарства и посоветовал перейти на другую работу. Просить другую работу у хозяина я не стала потому, что он выбросил бы меня совсем. Зачем ему больные рабочие, когда у ворот фабрики постоянно стоит толпа безработных. А лекарства не на что было покупать. Так я и продолжала работать больными руками, рискуя жизнью.
В это время я особенно глубоко почувствовала, какое счастье жить в стране, где лечат бесплатно! Для человека что может быть дороже здоровья?
В Урманном лесоучастке, я работала как и все рабочие, когда нужно было обращалась в профсоюзную, партийную организации, к начальнику участка, меня внимательно выслушивали и давали советы или оказывали помощь. Здесь я чувствовала себя хозяином предприятия.
Огромную пропасть между хозяином картонной фабрики и ее рабочими в Австрии я почувствовала с первых дней работы. Хозяину здесь принадлежит все, даже рабочие, он их купил за небольшую плату на рынке безработных и принимает все меры к тому, чтобы выжать из них все силы, а потом выбросить, как старую калошу. Рабочему же остается право покорно служить хозяину, иначе лишишься куска хлеба.
Решение вернуться на Родину у меня созрело уже в первые месяцы пребывания в Австрии, но денег не было на обратную дорогу. Брат, сестра и я начали отказывать себе во всем, лишь бы сэкономить немного денег.
Мне стало известно, что некоторые луговские немцы говорят, что я привезла из-за границы семь чемоданов добротных вещей. Какие наивные эти люди! Неужели они думают, что собственник магазина бесплатно выдаст рабочему одежду и обувь? А купить у меня не было денег. За два года работы мне удалось купить только легкое пальто и куклу для дочери. В Австрии я ни разу не была в кино: не на что было.
Екатерина Леопольдовна говорит далее, что в нашей стране скоро все налоги будут отменены. а в Австрии с рабочего взимают 12 различных налогов, это не меньше одной трети жалованья.
Когда Пойтингер закончила свое выступление, ей было задано много вопросов.
— Вы говорите, что в капиталистических странах много безработных. Зачем же тогда приглашают нас в Западную Германию, пусть лучше безработные едут к нам. у нас всем хватит работы? — спросил молодой рабочий Флиндт.
— Такие, как ты, Аденауэру нужны для бундесвера, — кто-то бросил реплику рабочему, и в зале вспыхнуло веселое оживление.
— А как живет ваш брат, который в Западной Германии? — спросили Екатерину Пойтингер.
— Я недавно получила от него письмо. Пишет, что после долгих поисков удалось найти работу, получает небольшую зарплату, вдвоем с дядей держат пять куриц и одного поросенка. Судите сами, как живет мой брат, если на два двора имеют такое «подсобное» хозяйство.
Когда вопросы были исчерпаны, в зале нашлись желающие высказаться. Первым к трибуне подходит в элегантном костюме, при галстуке шофер прорабского участка, кандидат в члены КПСС Цаунер Иосиф, недавно вернувшийся из рядов Советской Армии.
— Большое счастье быть гражданином Советского Союза, собственными руками строить самое справедливое общество на земле — коммунизм. Какими жалкими кажутся попытки западногерманских реваншистов, пытающихся задобрить нас тряпичными посылками, заманить в фашистское логово, где опять разрабатываются сумасбродные планы развязывания ядерной войны. Среди нас не должно быть таких простачков, совесть которых продается за тряпки, — этими словами закончил свое выступление шофер.
К сожалению, некоторые луговские люди попались на крючок провокаторов, получают посылки, а вещи потом продают.
Взять, к примеру. Веру Прайнсбергер. Она и ее сын Феликс зарабатывают 200 рублей в месяц, имеют корову, свинью, огород. Семья живет, ни в чем не нуждаясь. И вот однажды на имя Веры из ФРГ пришла посылка. Родственников там у нее нет, и вдруг посылка! Взять бы да и отказаться, но Вера Прайнсбергер соблазнилась, получила посылку и вещи из нее стала продавать.
Этот поступок вызвал законное возмущение у луговских немцев. Иван Исидорович Кайс всю свою долголетнюю жизнь посвятил плотницкому делу, выучил своему любимому ремеслу десятки людей. В ДОКе он проработал шестнадцать лет. Сейчас собирается на пенсию, Советское государство хорошо обеспечило ему старость.
Положив свои натруженные золотые руки на колени, Иван Исидорович говорит:
— В Луговом все немцы живут хорошо, имеют приличную зарплату, и позор тем, кто получает подачки из Западной Германии.
С гневом говорит о западногерманских провокаторах Степан Урбан, Антон Пойтингер, Григорий Диллер, Роберт Гольцбергер и другие.
На собрании попросил слова и Франс Горбас.
— Брат мой живет в ФРГ, пишет, что в Красном Кресте посылки для высылки в СССР продают очень дешево и потому он посылает мне подарки, — говорит Горбас. — Но я живу хорошо, работаю бригадиром строительной бригады, все члены бригады отдают свои силы тому, чтобы мы жили лучше американцев, — закончил он свое выступление.
После собрания
Когда закончилось собрание, Францу Горбасу крепко досталось от односельчан.
— Почему ты не сказал, что тебя провокаторы из ФРГ опозорили этими посылками?
— Почему ты публично не отказался получать эти подачки?
— А ты подумал, почему так дешево продают господа германские капиталисты посылки для тебя?
Эти вопросы один за другим посыпались Францу Горбасу от окруживших товарищей по работе. Они заставили его крепко задуматься. Через несколько дней Горбас на общем профсоюзном собрании участка попросил слова и отказался получать посылки из ФРГ.
Всем тем, кто еще не отказался от провокационных посылок из капиталистического «рая», следовало бы помнить, что за спиной германского Красного Креста и других «благотворительных» организаций стоят крупнейшие западногерманские промышленники вроде известного Круппа. на деньги которого был в свое время взращен гитлеровский фашизм.
Теперь эти круппы опять поставили у руля бундесвера недобитых фашистских генералов и указывают им путь на восток, открыто готовят нападение на социалистические страны.
Антикоммунистическую литературу, посылки, деятельность шпионов, диверсантов, посылаемых в социалистические страны, щедро оплачивают крупные промышленники Западной Германии, они стараются вызвать недовольство у народов социалистическим строем, тридцать сребреников дают всем тем. кто изменяет своей Родине.
Хорошее собрание было в Луговом. Его участники откровенно поговорили с человеком, который только что вернулся с другого мира, так называемого «свободного» мира. Этот душевный разговор помог рабочим ДОКа и прорабского участка глубже понять величие тех благ, которые дает трудящемуся человеку социалистическое общество.
Уходили люди с собрания с твердым намерением отдать все свои силы великому делу построения коммунизма в нашей стране. И никакие провокации капиталистов не собьют их с этого славного пути.
«Ленинская правда», 18 января 1962 года
Мысль на тему “Иуды звенят сребрениками”
Но после наводнения в 1966 году разрешили немцам выезд на «историческую родину» и многие уехали в Германию о чём почти никто не сожалел.