Об организации речных и морских перевозок на Тобольском Севере в 1919 г.

В.В. Цысь

История становления и развития пароходного сообщения в Обь-Иртышском бассейне в целом и на Тобольском Севере, в частности, становилась предметом изучения ряда советских и современных исследователей. Однако данная тема до настоящего времени не привлекала внимания в сколько-нибудь значительном объёме применительно к периоду Гражданской войны 1917 –1921 г.

В это время активное исследование региона не только не затормозилось, но, как это не парадоксально, даже в некоторой степени активизировалось. На территории, контролируемой правительством А.В. Колчака, практически отсутствовала военная промышленность, ощущался острый дефицит почти всех видов промышленной продукции. В то же время через Тобольский Север пролегал более короткий и удобный путь, который мог бы связать антибольшевистские силы Востока с Европой.

Ещё в сентябре 1918 г. в Омске состоялось совещание по использованию Северного морского пути для снабжения белых армий. В ноябре морской министр контр-адмирал М.И. Смирнов провёл второе совещание, на котором было решено отправить речные суда в устье Оби и создать Дирекцию маяков и лоций для гидрографического обслуживания экспедиции.

Постановлением Совета министров от 1 декабря 1918 г. была учреждена Дирекция маяков и лоций. В её ведении находился район от Новой Земли до Диксона, включая Обскую и Тазовскую губу. К организации практических работ можно было приступать только после открытия навигации. 21 июня 1919 г. в Тобольск из Омска на пароходе «Святой Николай» прибыл «директор маяков и лоций», начальник Обской правительственной экспедиции полковник Дмитрий Фёдорович Котельников.

В состав Дирекции входили начальник 1-й партии отдельного Обь-Енисейского гидрографического отряда старший лейтенант Н.Н. Львов, старший производитель гидрографических работ поручик В.Я. Геппе, командир парохода «Енисей» прапорщик Петров, врач П.П. Лобовкин и др. При Дирекции состояли капитан французского флота Марсель Гюлен, четыре представителя французской миссии, представитель чехословацкого командования, военный инженер-гидротехник Миша, геолог П.А. Низовский, магнитолог С.И. Шубин, профессор ботаники Томского университета В.В. Сапожников и др.

В распоряжение, помимо «Енисея», экспедиции были выделены шхуна «Мария», лихтер № 622, баржа «Пур», моторная шлюпка «Чайка», катера и гребные суда. Как видим, состав экспедиции предусматривал всестороннее, комплексное изучение низовьев Оби и прилегающих районов Карского моря. Было объявлено, что целью дирекции является обследование Обской губы, установка прибрежных навигационных знаков, подготовка Северного морского пути к мореплаванию «по обмену экспортных и импортных грузов».

Несомненно то, что на экспедицию возлагались не только научные, но и политические задачи, о чём свидетельствует присутствие среди её участников представителей союзников. Кроме того, Д.Ф. Котельников «ввиду сложности политической обстановки» получает права «флагмана отдельно командующего», что соответствовало должности командующего отдельной армией.

Местом постоянного пребывания Дирекции объявляется Тобольск. Д.Ф. Котельников даже опубликовал на страницах местной прессы пространную статью, в которой доказывал необходимость учреждения в Тобольске «Сибирского речного училища».

Намечались и другие меры по обеспечению удобного и безопасного судоходства по Обь-Иртышскому бассейну и Карскому морю. 3 марта 1919 г. на межведомственном совещании, проходившем под председательством контр-адмирала М.И. Смирнова, рассматривался вопрос об устройстве радиостанций на Северном морском пути. С докладом выступил Д.Ф. Котельников. Он проинформировал присутствовавших о том, что в настоящее время работают радиостанции в Дудинке, на Диксоне, Югорском Шаре.

Далее отмечалась необходимость строительства радиостанций на северной оконечности Новой Земли, Маточном Шаре по 10 кВт каждая, на островах Белом, Вайгач — 4 кВт и 2 кВт соответственно, в Обдорске и Сургуте по 10 кВт. «В прошедшем затем обмене мнений, — указывалось в журнале заседания, — выяснилось, что все перечисленные станции, считая Сургут в том числе, совершенно необходимы, так как полагаться на телеграфную связь с Обдорском нельзя, как это показала практика последнего года». На совещании было также решено перебазировать недействующую радиостанцию в Маре-Сале (западное побережье п‑ова Ямал) на северную оконечность Новой Земли.

Данный вопрос обсуждался на заседании Совета министров 28 марта 1919 года. Предложения межведомственного совещания получили полную поддержку. Сооружение радиостанций в Обдорске и Сургуте возлагается на Министерство путей сообщения, остальных — на Морское министерство.

На заседании отмечалось, что Обдорск «является опорным пунктом для рейсов Северным морским путём через устье р. Оби. В случае отыска (так в тексте. — В.Ц.) её фарватера достаточной глубины в Обской губе Обдорск может быть тем ближайшим пунктом на р. Оби, который мог бы служить морским Усть-Омским портом». Не менее важная роль отводилась и Сургуту.

Предполагалось, что устройство там радиостанции позволит получать своевременное извещение о состоянии весеннего и осеннего ледохода, благодаря чему продолжительность навигации увеличится на две недели.

На строительство радиостанций в Обдорске и Сургуте выделяется по 1 128 750 руб. В том числе покупка необходимой аппаратуры в Японии должна была обойтись в 100 тыс. йен (910 тыс. рублей по тогдашнему курсу), строительство одного здания площадью 45 куб. саженей — 135 тыс. руб., фундамента — 10 тыс. руб., техническое обслуживание — 53 750 руб. 3 апреля 1919 г. А.В. Колчак утвердил постановление Совета министров об отпуске средств на постройку радиостанций.

Однако работа разворачивалась слишком медленно и так и не была доведена до конца. Ещё в конце августа во Владивосток отправлялся запрос о сроках отправки оборудования для радиостанций. Последний выявленный нами документ, посвящённый данной теме, — запрос о ходе строительства радиостанций в Сургуте и Обдорске — датирован 24 сентября 1919 года. К тому времени уже велись бои за Тобольск, и проблема обеспечения безопасности Северного морского пути потеряла для белых актуальность.

Параллельно продолжала вести работу и Обская экспедиция. 10 июля 1919 г. она проследовала через Берёзов. Работы велись весьма энергично. В одном из последних номеров «Вестника Тобольской губернии» публикуется телеграмма из Обдорска от Д.Ф. Котельникова, выдержанная в оптимистических тонах: «Подготовка пути почти закончена: по берегам Обской губы поставлены навигационные знаки с долгопалящими фонарями… Чины Дирекции и команда, проникнутые сознанием полезности открытия северного пути, самоотверженно работают, не считаясь со временем, под полярным дождем и бродят по ледяной воде мелких берегов. Ожидаем прихода речного каравана и морских судов. Надеюсь благополучно выполнить возложенную на нас правительством задачу для блага народа Сибирского края».

15 августа 1919 г. навстречу Д.Ф. Котельникову из Архангельска вышла группа судов в составе 6 буксирных пароходов и 19 барж под командованием капитана 1-го ранга Б. Вилькицкого.

Дальнейший ход событий описан в статье С. Аюпова.

«28 августа суда экспедиции подошли к острову Белому, где их уже встречала паровая шхуна «Мария»… пришедшая из Обдорска. К бухте Находка морские суда подошли 16 сентября, где их уже ожидал речной караван колчаковцев. На речных судах в устье Оби было доставлено около 500 тысяч пудов хлеба. Сюда же с уральских заводов привезли 28 тысяч пудов меди. Все это предусматривалось погрузить на морские суда для доставки в Англию… Операция по разгрузке ещё не была окончена, когда на Оби узнали, что красные подходят к Тобольску и Тюмени. Однако из Омска пришёл приказ во что бы то ни стало закончить уникальную операцию. Начальнику речного каравана приказали выйти вверх по Оби и пробиваться в Томск…

20 сентября речной караван отправился вверх по Оби, сделав короткую остановку в Обдорске. Морские суда повернули обратно в Архангельск, куда они благополучно прибыли уже 28 сентября…

Большинству судов речного каравана удалось прорваться вверх по реке. Часть судов попала в руки красных частей и была разграблена. 21 октября полковник Котельников доложил Колчаку о завершении экспедиции».

Следует отметить, что, по другим данным, в 1919 г. по Оби было вывезено из пределов Сибири 4 050 тонн грузов (т. е. более 250 тыс. пудов), ввезено — 2 750 тонн (более 170 тыс. пудов). Работы по устройству пристани в бухте Находка, расположенной на восточном берегу полуострова Ямал, проводились под руководством инженера Д.Д. Лаппо.

Помимо использования Обь-Иртышского бассейна для организации внешней торговли, важной задачей оставалось и обеспечение внутренних грузовых и пассажирских перевозок. До революции этим занималось пароходство Д.И. Голева-Лебедева. По договору от 1911 г., подписанному на 10 лет, пароходство должно было организовывать пять рейсов за навигацию по маршруту Тобольск – Ныда. Оплата производилась из расчёта 33 коп. за версту. Однако в годы революции Голев-Лебедев продал пароходство.

Управление внутренних путей МПС рассматривало вопрос о субсидировании рейсов из Тобольска в низовья Оби 18 апреля и 31 мая 1919 года. Был заключен новый договор, теперь уже с Западно-Сибирским пароходством, на 5 срочных почтово-пассажирских рейсов до бухты Находка. Кроме того, по крайней мере, один рейс по маршруту Тобольск – Ныда был организован Торговым домом «Михаил Плотников и сыновья».

Для осуществления перевозок пароходство предложило выделить судно «Пермяк» водоизмещением 10 тыс. пудов, способное принять на борт 340 пассажиров (двадцать 1-го класса, двадцать — 2-го, триста — 3-го)16. Желающим отправиться в путешествие по служебным или личным делам необходимо было выложить круглую сумму. В 1919 г. проезд только от Тобольска до Самарово обходился пассажиру 1-го класса в 106 руб., 2-го в 85 руб., 3-го в 42 руб. Проезд до Сургута стоил соответственно 125, 100 и 50 руб. Скидки предусматривались для учащихся и офицеров (20 %), детей от 5 до 10 лет (50 %).

Кроме того, курсировали многочисленные частные и казённые пароходы, осуществлявшие перевозки продовольствия, различных припасов, военных грузов и людей, — «Волна», «Уран», «Смелый», «Гражданин», «Фёдор», «Союз» и другие. Определить объём перевезенных ими грузов чрезвычайно сложно.

В целом транспортная система Обь-Иртышского бассейна функционировала нормально. Серьезный удар ей нанесла лишь эвакуация осенью – зимой 1919 года. За короткое время пребывания у власти А.В. Колчака немало было сделано и ещё больше намечалось сделать в организации транспортной связи между Сибирью и Европой через территорию северной части Тобольской губернии.

После поражения белых этот район утратил стратегическое значение. Обдорск так и не стал «Усть-Омским портом», связующим звеном между востоком России и странами Запада. Но тем не менее начатая ранее работа не прекратилась, а была продолжена уже при новом политическом режиме.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика