Будет ли точка?

В. Зарубин

«Я, Паромов Иван Ефимович, родился в 1896 году в Селиярово Ханты-Мансийского района Тюменской области. В 1976 году мне исполнилось 80 лет. За прошлые годы много было перевидано и переслышано, всего не перескажешь. Достаточно сказать, что за прожитый век прошли три войны…»

Недавно окружной архив пополнился двумя документами. Один из них — биография старейшего жителя села, строки из которой мы уже привели, второй — об истории села Селиярово. Их автор — свидетель предреволюционных событий на русско-германском фронте в первую мировую войну, участник строительства новой жизни в сибирской деревне.

Вчитываешься в строки документов и понимаешь: судьба их автора, судьба деревни типичны для небольших сибирских поселений, испытавших потрясения классовой борьбы.

Сейчас Ивана Ефимовича нет среди нас. В качестве завещания он оставил такую запись: «Моя просьба: внушать детям, внукам и правнукам, чтобы они глубже изучали историю прошедших войн XX века. Особенно историю первой мировой войны — период, в ходе которого совершилось историческое событие — переход государственной власти в России в руки рабочих и крестьян. Такой исторический переход не прошел гладко, особенно для людей, родившихся в конце XIX и в начале XX веков, на плечи которых легла вся тяжесть не только по завоеванию власти в стране, но и восстановление разрушенного хозяйства в России».

Мы не будем перепечатывать все воспоминания. а выделим только несколько событий.

«Девятнадцатилетним пареньком, — пишет Иван Ефимович, — в августе 1915 года я был призван в ряды царской армии. С прибытием в Омск попал для прохождения военной подготовки в 37-й Сибирский запасный полк. В январе 1916 года с маршевой ротой направлен в действующую армию на Юго-Западный фронт. В марте того же года на Южном фронте под Ковелем наша дивизия вела боевые сражения против германской Железной дивизии.

Декабрь 1916 года. Наш полк попал под волну удушливых химических газов, пущенных с германской стороны. Большая часть полка погибла.

Июль, 1917 год. Началось братание солдат передовых частей нашей и германской армий. При встрече солдаты здоровались за руку, а многие даже целовались. Затем проводились кратковременные митинги под лозунгом «Долой войну, долой Временное буржуазное правительство!». Русские солдаты понимали, что правительство во главе с Керенским ставило своей целью вести войну с Германией до победного конца. Только партия большевиков под руководством В.И. Ленина спасла армию и народ от катастрофы. Борьба большевиков за свержение Временного правительства продолжалась до Великой Октябрьской социалистической революции…

Март, 1921 год. Наша военная часть принимала участие в подавлении белобандитского мятежа в городе Кронштадте.

Ноябрь, 1921 год. Демобилизован из рядов Красной Армии, прибыл домой.

С 1922 года работал в местном кооперативе, выполнял обязанности председателя, продавца и заготовителя. В 1924 году был избран председателем правления интеграл-товарищества (смешанной кооперации). В 1942 году призван в ряды Красной Армии для защиты Родины от немецко-фашистских       захватчиков. Служил в батальоне связи…».

В сентябре 1943 года Иван Ефимович при выполнении боевого задания в районе с. Духовщина Смоленской области был тяжело ранен. Ему ампутировали ногу. После семимесячного лечения в госпитале был демобилизован.

На склоне лет рука ветерана потянулась к бумаге. Захотелось ему поделиться с людьми пережитым, болью, радостью, поведать о родном селе. Ведь один за другим уходили из жизни участники далеких революционных событий. участники строительства новой жизни.

Рассказ И.Е. Паромова с некоторыми сокращениями приводим практически без изменений.

Село Селиярово — один из старинных населенных пунктов Самаровского (ныне Ханты-Мансийского) района. Люди того времени (включая кочевников) переселялись сюда из центра России на небольшой горный островок с хвойными лесами по разным причинам. Одни — просто ходоки, ищущие привольного места для облегчения своей будущей жизни от крепостного права, Другие — сосланные, идущие против царя, третьи — ушедшие от помещичьего самовластия. Фамилия наша, по рассказам отца, произошла от того, что еще в XVIII веке три брата были гонщиками паромов с купеческими товарами.

В середине XIX века в Селиярово насчитывалось не более полутора десятков дворов. Домишки были небольшие, вросшие наполовину в землю. Уже в те времена хозяйства в деревне были богатыми и бедными. Население росло медленно.

В конце XIX века были построены маленькая церковь, школа на два класса. В то же время в деревне появился купец Е.Е. Рязанцев, который объявил себя властителем населения не только Селиярово, но и окружных остяцких юрт. Все рыбоугодья на Оби и по протокам были его собственностью. Рыбачили деревенские мужики и ханты окрестных юрт на условиях полупайщиков. Вся выловленная рыба поступала на склады купца. При полном расчете он высчитывал за все, и мужикам оставались только рваные рукавицы. В неуловные годы все полупайщики оставались в большом долгу.

В начале этого века в селе появился новый эксплуататор И.Т. Горшков. Эти два купца разделили между собой места торговли и заготовок. Мне воочию пришлось наблюдать все махинации при скупке у кочевников рыбы, мяса диких животных, пушнины, ягод.

О совершившейся Октябрьской революции мы узнали не сразу, так как ни газет, ни радио не было.

В начале 1920 года в селе впервые были созданы партийная и комсомольская ячейки. Секретарем партячейки был избран бедняк Афанасий Васильевич Фирсов, секретарем комсомольской — его брат Михаил. На первых порах обе ячейки были малочисленны, но за короткий срок их существования по тому времени была проделана большая работа: проведена полная конфискация продовольственных и промышленных товаров у купцов Рязанцева и Горшкова; создан местный кооператив с организацией торговли на селе; создан кружок по ликвидации неграмотности, организованы трудовые артели по совместной добыче и обработке рыбы, куда вошли все бывшие батраки, бедняки и середняцкая прослойка села; открыта изба-читальня, где проводилась культмассовая работа и организационная работа партийных и комсомольских ячеек.

В марте 1921 года вспыхнул кулацко-бандитский мятеж. Вся работа партийной и комсомольской ячеек была парализована. В селе Зенково попал в засаду и полностью погиб коммунистический отряд из 30 человек, идущий из Сургута в с. Самарово для ликвидации бандитского мятежа. Руководители Селияровской партийной и комсомольской ячеек братья Фирсовы были арестованы и под строгим надзором уведены в с. Зенково, где Афанасий был зверски убит, а труп его брошен в прорубь реки Неулевой. Михаил был отконвоирован в Самарово, где с ним поступили так же, как и с братом. Кровавый террор продолжался до тех пор, пока не были уничтожены все, кто подозревался в борьбе за Советскую власть.

При открытии навигации по Иртышу и Оби на первом пароходе в Селиярово прибыл отряд Красной Армии, который окончательно подавил мятеж. Главарь купец Рязанцев и два других контрреволюционера были расстреляны.

В 1930 году в селе был организован колхоз на уставе рыболовецкой артели, куда вошли бывшие батраки, бедняки, середняцкая прослойка. Объединили крупный рогатый скот, орудия лова, гребной флот. Колхоз с годами увеличивал свои доходы, экономика его крепла.

В годы Великой Отечественной войны все мужчины ушли защищать Родину от немецко-фашистских захватчиков. Места ушедших заняли женщины, старики, подростки.

После войны страна взялась за восстановление. На местах нужны были объединенные силы. Включились в эту работу и жители Селиярово. Колхозники шести мелких хозяйств сельского Совета на общих собраниях решили единогласно объединить их в один колхоз. Укрепленное хозяйство увеличило самоходный рыболовный флот, здесь механизировали животноводческую. звероводческую фермы. Стали расти доходы. Центр села стал преобразовываться. На месте вросших в землю домов появились новые, с просторными комнатами. Дело первых коммунистов братьев Фирсовых восторжествовало. Осуществилась их мечта о свободной жизни. Необходимо установить мемориальную доску и увековечить имена первых борцов за Советскую власть в селе…

Долгом своим считал Иван Ефимович написать эту последнюю фразу. Сам он с братьями Фирсовыми не сталкивался, так как в то время был на фронтах гражданской войны. А о судьбе их узнал со слов бывших членов партийной и комсомольской ячеек 1920 года Ульяны Степановны Паромовой и Евдокии Степановны Фирсовой, которые чудом остались в живых. Фотографии братьев И.Е. Паромов увидел, посетив Тобольский музей. Вот как он сам пишет об этом: «Каждую фотокарточку брал в руки, разглядывал своих односельчан. Формат каждой примерно 10×15 см. Афанасий заснят в полный рост, в рабочем костюме, на голове фуражка с кокардой военного образца прошлых времен. И надпись: первый секретарь Селияровской партячейки. Михаил — тоже в полный рост, в черном костюме без головного убора». Это выдержка из письма, в котором ветеран в свое время предлагал провести поиск данных о братьях и увековечить их имена. Сделать это сейчас могли бы и местные следопыты.

Мемориальная доска, установленная рядом с памятником погибшим в годы Великой Отечественной войны, явилась бы логическим завершением торжества дела братьев Фирсовых, отдавших свои молодые жизни за время, в котором мы живем.

«Ленинская правда», 7 ноября 1988 года

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика