А. Картина
Я — дочь бедняков-манси. До моего появления на свет отец с матерью переезжали с одного места на другое. Где и когда я родилась, точно не знаю: где-то в глухой уральской тайге около деревни Речкалово Свердловской области. Детей в семье было трое. Я — самая младшая.
Шли голодные тридцатые годы. На северную югорскую землю мы пришли, когда я была совсем еще маленькой. Мать умерла. Путь наш был очень трудным и длинным. Отец тащил волоком свою самодельную лодку. Где плыли по таежным речкам, а где снова шли. Стояла глубокая осень. То дождь пойдет, то над нами белые снежинки закружатся. В небе уже слышались прощальные песни птиц, иногда трубили лоси. Был листопад.
Отец уверенно вел нас от Урала на Север. Не этой ли неведомой тропой ходили когда-то в старину смелые землепроходцы от Урала на Югру? Наконец, мы добрались до северных лесов и речки Евра. Отец спустил в реку свою лодку, и мы поплыли к родной земле…
Евра! Врезалась в память эта деревенька, состоящая в то время из нескольких домиков, расположенных на одной улице, в конце которой была новая школа. В ней учились дети-манси.
Первым моим учителем с раннего детства был мой отец Игнатий Семенович Картин. Он с малых лет приучал нас к суровой походной жизни Севера. Учил трудиться, ценить заработанный хлеб, преодолевать трудности, переносить лишения и невзгоды. Обучал нас мансийскому и русскому языкам. Для него тайга была как родной дом. Живя в каникулы в зимней тайге, отец учил нас читать по белой книге природы следы зверей и птиц, ориентироваться в лесу, не бояться морозов. Поил нас снежной талой водой, которая обладает целебной силой. Видимо, эта народная мудрость передавалась в нашем роду из поколения в поколение.
Не помню случая, чтобы наш отец когда-нибудь закурил или выпил рюмку спиртного. Он был сильным, смелым, мужественным человеком. Делился с бедняком последней краюшкой хлеба. В свободное время хорошо пел, играл на санквалтапе — мансийской арфе. Кроме охоты и рыбной ловли. он и столярничал, а плотничал, и русские печи складывал. Мог самостоятельно даже дом построить. Поэтому манси его любили и уважали за умелые руки. С удивлением смотрели манси на моего отца, когда он в трескучие сибирские морозы купалея в проруби. За это они читали его святым, он как бы очищал себя от всего дурного. А кто его научил? Предки манси, охотники и рыболовы. Мой дед Семен его научил.
За годы сталинских репрессий за свою религию мой отец много раз подвергался преследованиям… Не раз хотели его забрать, но пока оставляли в покое, так как мы были еще маленькими… Второй класс я закончила в селе Леуши Кондинского района. Помню, тогда мы жили на окраине села в маленькой избушке у родника с ледяной хрустальной водой, которую мы пили горстями. Любимым моим увлечением было рисование родных пейзажей. Рисунки свои я вывешивала на стенку. Отец одобрял мое творчество.
В бывшей Сатыге я училась в третьем и четвертом классах. Наша школа стояла на берегу озера Туман. В зимнюю стужу мы, дети, гурьбой катались с высокой ледяной горы летом ходили за кедровыми орехами, спелой черемухой, ловили для колхоза рыбу. Ее в озере было так много что она сама запрыгивала в лодку.
Однажды зимним вечером во время колхозного собрания в клубе, где разговор шел о войне с белофиннами, счастливая пора моего детства вдруг оборвалась, как будто лопнула натянутая струна радостного времени. Уезжал добровольцем на войну с белофиннами мой любимый учитель Вениамин Иванович (к сожалению, фамилии его не запомнила). Я провожала его одна, обливаясь слезами. Чистый, мягкий снег обсыпал и успокаивал меня своими крупными белыми хлопьями. Я долго стояла на берегу заснеженного озера и все смотрела на удаляющуюся точку в снежную даль, пока она не скрылась из виду. Мой школьный учитель был самым добрым человеком на свете. Зернышко доброты его попало и в Мою душу. Своего учителя я тогда видела в последний раз.
Но жизнь брала свое — она тогда во мне била ключом. После окончания начальной школы в 1939 году за хорошую учебу меня наградили путевкой в Омский санаторий. Помню, как я одна добиралась от Сатыги до Ханты-Мансийска, сопровождать меня было некому. Дошла до Леушей. а оттуда на пароходе доплыла до Ханты-Мансийска, а оттуда меня с группой северян отправили в Омск на большом белом пароходе, который плыл несколько суток по широкому Иртышу
С пятого по седьмой классы я училась в селе Карым Кондинского района, куда на лодке повез нас отец. От Кондинска (Нахрачей) до Карыма плыли вверх против течения 300 километров, и ни одной деревни. В Карыме я жила и училась в школе-интернате. Нас учили хорошие учителя. Благодаря им я очень полюбила географию, ботанику, зоологию, литературу, физкультуру. Летом мы ходили в туристические походы на озера, где отдыхали, купались, собирали грибы, ягоды. И все для нашей школы-интерната.
Хорошо запомнилось 21 июня 1941 года, когда началась война. Жители села собрались в колхозном правлении. Толпами стояли на улице, так как не могли все вместиться в колхозном клубе. Один за другим уезжали на войну мужчины, среди которых было много добровольцев. Среди них были и наши учителя, они так и не вернулись. Над Родиной нависла черная беда. Мы, учащиеся, как-то сразу повзрослели и стали еще лучше учиться. Все, от мала до велика, стали работать только для фронта.
Летом 1942 года я поехала в Ханты-Мансийск учиться в педучилище. Директором его был тогда Георгий Тарасович Величко. Время было тяжелое, военное. Жили впроголодь, но мы были молодыми и не унывали. В летние каникулы мы пилили дрова для училища, корчевали пни, благоустраивали наш молодой северный город, помогали убирать урожай, ставили сено.
Я была в педучилище активной, много занималась спортом, дважды в Салехарде участвовала в межокружных соревнованиях по различным видам спорта. И, как всегда, наша Ханты-Мансийская команда одерживала победу.
Активное участие принимали и в художественной самодеятельности. Однажды на окружной олимпиаде за акробатические номера я получила первую премию — очень красивое шелковое платье, такого еще никогда не носила.
И вот солнечный день 9 мая 1945 года: кончилась война. Люди, совсем незнакомые, обнимались и плакали.
В 1946 году я была направлена на учебу в Ленинград. Он еще не был восстановлен, на многих зданиях были раны от вражеских снарядов. В городе не хватало продовольствия, многих товаров. Мы, студенты, тоже помогали восстанавливать и благоустраивать город, разгружали вагоны, выполняли другие работы.
Училась я на факультете народов Севера Ленинградского университета. Мы к представителям двадцати двух национальностей сразу почувствовали тепло. Шили на полном государственном обеспечении.
Материал для своей дипломной работы я собирала в Кондинском районе. Писала я о сельскохозяйственном производстве Кондинского района, где климатические условия позволяют развивать сельское хозяйство.
В институте я по-прежнему увлекалась сценой. Выступала во Дворце культуры им. С.М. Кирова с национальным танцем «Нерпа», который придумала сама за что получила приз, не раз исполняла на факультетской сцене национальные танцы «Сбор черемухи», «Танец гагары», акробатические номера. Была участницей Всесоюзного парада физкультурников в Москве, участвовала в областных и всесоюзных соревнованиях по спортивной гимнастике. Спорт давал целеустремленность, силу, выносливость, которые помогали мне в дальнейшем справляться е трудностями на жизненном пути.
После успешного окончания северного факультета в 1951 году мне очень хотелось работать по своей специальности в родном крае, заниматься разными проблемами и исследованиями. Однако ученый совет факультета народов Севера неожиданно предложил мне поступить в аспирантуру по специальности мансийский язык, чтобы после ее окончания преподавать этот язык студентам-северянам. Я согласилась. На «отлично» сдав вступительные экзамены, я с головой окунулась в проблемы мансийского языка. Изучила финноугроведение венгерский и немецкий языки, на которых знакомилась с трудами первых исследователей мансийского языка.
На какую же тему написать диссертацию? И вот что мне подумалось. Все, что нас окружает, названия явлений и предметов окружающей природы, орудий производства, одушевленных и неодушевленных предметов, названия конкретных предметов, вещей, действий, состояний и т.д. — обозначается определенными словами, которые ввели меня в целый мир самых различных слов в мансийском языке. Я для себя поставила вопрос: а как же они образуются в языке? Так и определилась тема диссертации: «Именное словообразование имен в современном мансийском языке».
После экзаменов летом меня направили в научную командировку в Березовский район, где живут сосьвинские манси. Плывя на легкой лодочке-калданке, я побывала почти в каждом мансийском селении. Близко познакомилась с бытом сосьвинских манси, уклад жизни которых отличается от кондинских манси, есть различия и в диалектах языка. На Сосьве я собрала солидный материал для своей научной работы. Приехала в Ленинград и приступила к работе над своей диссертацией.
Задача заключалась в том, чтобы показать как происходит образование имен в мансийском языке, какие основные способы и средства принимают участие в именном словообразовании, каковы дальнейшие возможности мансийского языка в обогащении, пополнении своего словарного состава Летом 1955 года я защитила кандидатскую диссертацию и получи ла ученую степень кандидата филологических наук и стала первым кандидатом наук народа манси.
Но, к сожалению факультет народов Севера Ленинградского университета был расформирован. Пришлось ехать в город Йошкар-Олу Марийской АССР в Марийский пединститут.
Марийцы встретили меня неприветливо. Поэтому для меня никакой работы в Марийском пединституте не оказалось. Добрые люди посоветовали мне пойти работать в многотиражную газету «Инженер леса» Поволжского лесотехнического института им. М. Горького, где была свободная вакансия, Освоив технику, грамоту и секреты газетного мастерства, я горячо взялась за дело. Всю газету делала сама: собирала материалы. фотографировала, редактировала, корректировала и т.д. До тех пор находилась в типографии, пока не увижу своими глазами отпечатанный свежий номер газеты «Инженер леса».
Под моим руководством при институтской газете был организован литературный кружок, где студенты и преподаватели читали свои стихи и рассказы. а я готовила их для печати в многотиражке. Так я проработала в студенческой газете несколько лет. Потом по каким-то причинам эту газету, как и в других городах Союза в то время, закрыли. А когда вновь разрешили выпускать, меня снова пригласили туда, но в это время я заведовала библиотекой объединенной редакции республиканских газет «Марийская правда», «Молодой коммунист» и «Маррнй коммуна». Вскоре сама стала печатать свои материалы по заданию редакции «Марийская правда», выполняя роль корреспондента. Много было опубликовано моих лирических, детских стихов и рассказов как в городских, так и в районных газетах Марийской республики, а также в «Сельской жизни». Они звучали по марийскому радио и с голубого экрана телевизоров. Печатались и мои переводы с марийского языка местных авторов-поэтов в республиканских газетах, в коллективном сборнике стихов «На Марийской земле». А мои переведенные детские стихи были напечатаны на марийском языке в местном сатирическом журнале «Пачемыш» («Оса»), В 1973 году вышел мой первый сборник стихов для детей «Муркины валенки», изданный Марийским книжным издательством. Он посвящен природе марийского и северного края. Сейчас готовлю к изданию второй сборник детских стихов.
Наряду с газетной творческой работой занималась и научной деятельностью. Был опубликован ряд научных статей по вопросам словообразования и лексики мансийского языка в «Трудах» МарНИИ [Марийского научно-исследовательского института), а также в сборнике «Просвещение на советском Севере» в выпуске №8 1958 года. Кроме того, в шестидесятых годах ездила на защиту кандидатских диссертаций в Ленинград и Москву. где я выступала в качестве официального оппонента на защите М.П. Баландиной и А.И. Сайнаховой. В качестве неофициального оппонента была у Е.И. Ромбандеевой.
Сейчас я на пенсии. Но продолжаю заниматься творческой работой. Что я больше всего люблю? Северную природу родного края и свой маленький мансийский народ, к которому я принадлежу. Ведь душа нашего народа чиста и открыта. Люблю наш народ еще за то, что люди Крайнего Севера стойки и мужественны, с сильным характером, которые не боятся жить и трудиться в суровых природных условиях. Тоску по родному краю и любовь к своему народу особенно чувствуешь на расстоянии. Никогда не забыть его полноводные реки и царство животного мира северное сияние и мой мансийский народ таежников югорской земли.
г. Йошкар-Ола
«Ленинская правда», 24 июня 1989 года