Валентина Патранова
В последнее «догайдаровское» лето у нас в редакции делили пододеяльники. На 25 человек горрыбкооп выделил, если мне не изменяет память, 8 или 10 комплектов. Кто-то из наших скомандовал: пододеяльники только для членов-пайщиков потребительской кооперации.
Непайщикам было очень обидно, но еще горше чувствовали себя потом пайщики, которых не оказалось на работе. Обладатели заветной книжки члена потребкооперации имели льготу при вступлении в пенсионный возраст: написав заявление и предъявив паспорт, они могли рассчитывать на цветной телевизор — страшный дефицит по тем временем.
Слава Богу, теперь не надо делить пододеяльники, да и телевизоры покупаем не в связи с числом прожитых лет, а в связи с количеством комнат в наших квартирах: «Секрет тропиканки» удобнее смотреть на кухне, лакомясь «лимоном с хреном».
Кстати, в магазинах горпо (бывшего горрыбкоопа) этот экзотический продукт вы не найдете. Только на полках городского супермаркета, где можно купить не только с десяток наименований различных соусов, но и постельное белье, видеотехнику, парфюмерию, детские товары, изделия бытовой химии и многое другое — всего более 1 200 наименований.
Выходит, у горпо появился конкурент, да еще под одной крышей?
Из письма в редакцию газеты:
«В июне 1993 года в нашем городе и в округе был открыт первый современный магазин европейского типа — супермаркет «Норд-Экспресс», учредителями которого выступили Ханты-Мансийский Банк возрождения и развития народов Севера, Финское предприятие СРВ «Интернэшнл», Ханты-Мансийское горпо. Площадь под магазин мы арендовали у нашего учредителя — горпо. Договор аренды был заключен на 3 года и заканчивается он 5 июня 1996 года.
В настоящее время горпо согласно продлить договор аренды с условием, что за один квадратный метр арендуемой площади мы будем платить 720 тысяч рублей в месяц, а это обойдется супермаркету более чем в миллиард рублей (Ранее мы платили ежемесячно 35-40 миллионов в зависимости от инфляции). Отдельно платим за коммунальные услуги. Новая сумма — нереальна, и магазин придется закрыть. Весь коллектив чрезвычайно обеспокоен этим обстоятельством».
29 подписей. Эту ситуацию мы попросили прокомментировать двух руководителей — директора супермаркета Евгения Алексеевича Толкачева и председателя горпо Галину Николаевну Дюдину. К слову сказать, Е. Толкачев несколько лет был заместителем Г. Дюдиной.
Е.А. Толкачев:
— Когда в июне 1993 года открывали супермаркет, я здесь не работал. Меня пригласили возглавить коллектив в феврале 1995 года. Наследство досталось тяжелое: финны к этому времени вышли из учредителей, а предприятие имело убытки в сумме 400 миллионов рублей. На первом же собрании я сказал фразу, которая, возможно, кого-то и шокировала: «Демократия закончилась, начинается диктатура». Но это прежде всего была диктатура для себя: мой рабочий день начинается в 7 часов утра и заканчивается ближе к 23. В таком жестком режиме работает весь коллектив. Пришли машины с товаром? Значит, надо работать всю ночь, чтобы уже утром покупатель мог увидеть его на полках.
Раньше товар шел только из Финляндии. Теперь из многих стран мира, притом намного дешевле. Мы стали работать с российскими поставщиками. За счет постоянного обновления ассортимента, поиска новых поставщиков, налаживания прочных связей в мире бизнеса мы покрыли убытки и впервые получили прибыль — 134 миллиона рублей за первый квартал. У нас большие планы по улучшению работы супермаркета — от введения специальной формы до увеличения количества отделов, но все упирается в нехватку торговых площадей.
Немаловажно и другое обстоятельство. Мы здесь не хозяева, а значит, должны принимать правила игры, которые диктует горпо. Например, мы готовы работать с 8 утра до 11 вечера без выходных. Но вынуждены действовать в режиме расположенного на втором этаже универмага.
Да, мы согласны: условия аренды надо пересматривать, но цена не должна увеличиваться в 300 раз. Все здание торгового центра стоит 16 миллиардов рублей, а нам предлагают платить за его часть, притом не самую большую, миллиард рублей в месяц. Это во сколько же десятков, а то и сотен раз нужно увеличить стоимость товара, чтобы покрыть расходы? Кто придет в наш магазин? Мы склоняемся к мысли, что нас хотят попросту выжить с этих площадей. Только чем их горпо заполнит? Поднимитесь по лестнице на второй этаж вы сами все увидите…
Я последовала совету Е. Толкачева: безлюдье и уныние царят на огромных площадях универмага. Нет покупателей, потому, что нет хорошего и разнообразного товара, скучают продавцы. Какая может быть прибыль от такой торговли?
Об убытках, которые несет горпо, и начался наш разговор с Г.Н. Дюдиной. Только, оказывается, Галина Николаевна имела в виду другое: убытки от деятельности супермаркета на площадях торгового центра. По ее словам, за прошлый год горпо нанесен материальный урон более чем на миллиард рублей.
— Нас не устраивает арендная плата, которую платит супермаркет, она слишком низкая и не покрывает расходов, — говорит Г.Н. Дюдина. — За это время резко подорожали коммунальные услуги, электроэнергия, появилось много новых налогов. Нам поступают предложения из Москвы, Екатеринбурга — сдать эту площадь в аренду. К тому же мы решили выйти из состава учредителей СП «Норд-Экспресс». В этом случае наши отношения с супермаркетом ограничиваются сдачей торговых площадей в аренду — и больше никаких обязательств. К слову сказать, от этого учредительства мы ничего не выиграли: никакой прибыли не дождались. Так что нам все равно: кто будет находиться под крышей торгового центра — Толкачев или кто-то из Москвы, Екатеринбурга. Отдадим предпочтение тому, кто примет условия нашей аренды.
Но сегодня не только горпо как владелец торгового центра диктует свою политику. В условиях рынка, когда отношения строятся не по приказу «сверху», а исходя из экономической целесообразности, горпо вынуждено будет считаться с интересами горожан, которые сегодня отстаивает местная власть. Она тоже имеет в своем арсенале рычаги «давления».
В городской администрации взаимоотношениями горпо и супермаркета занимались два заместителя главы — В.Г. Букаринов и С.И. Чепель.
Заместитель по экономике С.И. Чепель поведал предысторию конфликта:
— Как вы помните, в связи с либерализацией цен торговые организации лишились оборотных средств, в том числе и горпо. Для поддержки торговли в условиях Севера были использованы кредитные ресурсы Центробанка, которые поступили в адрес органов местной власти и уже через них распределялись по торговым организациям. За счет льготного кредита торговля смогла пополнить свои оборотные средства. Но некоторые ищут и другие пути. Потребкооперация, например, сдает свои склады, торговые залы в аренду.
Хочу напомнить, что в строительство торгового центра были вложены также деньги из окружного и городского бюджетов. Но схема их «движения» настолько запутана, что никто не стал искать концов, согласившись на то, что владельцем станет горпо.
Я хорошо помню, как создавалось совместное предприятие «Норд-Экспресс» — сама Галина Николаевна Дюдина была против. И мы искали варианты размещения супермаркета, пока, наконец, не вернулись к первоначальному.
Сегодня очевидно, что стремление горпо извлечь максимальную выгоду идет вразрез с интересами горожан. Кому будет хуже от того, что исчезнет популярный в городе магазин? Конечно, в первую очередь покупателям. Чтобы защитить их интересы, мы вынуждены прибегнуть к силовым методам, а именно: в договор, который администрация города заключает со всеми торговыми организациями, мы вписали пункт: горпо должно согласовать цену аренды с отделом цен городской администрации. Я все-таки надеюсь, что стороны договорятся и супермаркет будет сохранен для нашего города.
Немало времени ушло на разрешение этого конфликта и у первого заместителя главы городской администрации В.Г. Букаринова. Не раз ему приходилось выслушивать аргументы той и другой стороны. Его позиция выглядит так:
— Зимой делегация Ханты-Мансийска побывала в Нефтеюганске, где ознакомилась с организацией торговли. Нам есть чему поучиться у соседей. Большое впечатление произвел здешний супермаркет. Думаю, и в нашем можно поставить дело не хуже, будь у него больше площадей. Впрочем, ханты-мансийский супермаркет и сейчас держит марку.
Но непонятна позиция горпо: будучи учредителями, они выдвигают заведомо невыполнимые требования. Можно было бы их понять, если бы на этих площадях создали что-то подобное. Но ведь ничего этого нет! Да, мы не вправе диктовать потребкооперации, с кем именно заключать договор. Но мы не вправе давать и льготы, по кредитам. Тем не менее идем на это…
В администрации понимают, что торговлю надо развивать, создавать благоприятные условия. Вспомните, раньше у работников госторговли был аргумент: невозможно привезти овощи, фрукты из-за того, что нет автомобильных дорог, что самолетом дорого. А частник сегодня везет все, и чем больше привезет, тем дешевле будет товар. Мы будем поддерживать всех, кто создает изобилие в городе.
Беда Ханты-Мансийска в том, что у нас нет современных магазинов, кроме торгового центра. Мы в администрации приняли решение: при строительстве новых домов первые этажи отдавать под магазины, предприятия службы, быта.
Мы обращаемся к окружной администрации с просьбой отдать в муниципальную собственность новый магазин, который строится на месте старого книготорга. Он находится в удобном месте — рядом трансагентство, гостиница, в перспективе здесь будет многоэтажная застройка.
Скоро Ханты-Мансийск станет местом проведения чемпионата Европы и мира по биатлону. Мы должны подготовить не только лыжные трассы, но и развить сеть магазинов, кафе. В городской администрации разработана программа развития города до 2005 года, самый большой раздел посвящен развитию сферы услуг и в первую очередь — торговле. Думаю, это о чем-то говорит горожанам…
Встретилась я и с авторами письма. Когда-то почти все они работали в системе горпо и вот уже три года учатся торговать по европейским стандартам. В этот «набор» входят не только обязательная улыбка, вежливость, но и умение дать исчерпывающую информацию о новом товаре, разложить его так, чтобы выглядел наиболее привлекательно и «аппетитно».
— Уважающий себя человек предпочитает все покупать в магазине, — говорит заведующая залом Наталья Чивилева. — У нас работают опытные сотрудники, хорошо знающие психологию покупателя: мы никогда не будем с ним конфликтовать и без лишних слов заменим товар, если пришелся не по душе. Я уже не говорю о том, что только магазин гарантирует продажу качественных продуктов. По первому требованию мы предъявляем сертификат качества. Обидно, когда говорят: у вас самые дорогие товары. Да, когда-то были, но не сейчас. Сравните: у нас молоко стоит 6 тысяч за литр, торт — 15, хотя в других магазинах 20 тысяч, вода — 6 тысяч. Всю зиму мы торговали дешевой обувью, галошами, и пенсионеры Ханты-Мансийска были очень довольны. Мы могли бы «завалить» зал самыми разнообразными товарами, но, к сожалению, не хватает места. Боимся, как бы то, что есть сейчас, не отобрали…
Мы поинтересовались у нескольких покупателей, как они отнесутся к тому, если супермаркет закроют?
Е.В. Слепцова: «Этого нельзя делать, мне нравится, как здесь обслуживают. Знаю, многие с нетерпением ждут, когда привезут новый товар».
С.В. Меленчук: «Раньше это был магазин для богатых, а сейчас, считаю, для средних слоев. Цены вполне доступные. Мое пожелание: супермаркету надо расширять площади, а не сворачивать, и побольше иметь в продаже корма для кошек».
Л.Г. Анисимова: «Считаю, что этот магазин один из лучших в городе. Цены? Смотря с чем сравнивать. Что-то здесь стоит дороже, а что-то и дешевле. Ханты-Мансийску нужно гордиться, что появился свой супермаркет».
Как видим, и у продавцов, и у покупателей мнение одно: супермаркет надо сохранить. Насколько реальна, просчитана цена аренды — выяснится в ближайшее время. Ясно одно: коллектив готов на любые варианты сотрудничества с горпо.
30 июня супермаркету исполняется три года. «Младенец» чем-то крепко огорчил своих родителей…
Ханты-Мансийск
«Новости Югры», 8 июня 1996 года