Что с Ханты-Мансийском?

Андрей Тарханов

Что происходит с нашим городом, каково будущее его? — эти вопросы волнуют каждого жителя Ханты-Мансийска, да и как не волноваться и не тревожиться! С каждым годом город, как это ни парадоксально, становится грязнее, в архитектурном плане он не скомпанован в ансамбли, не связан опорными точками-зданиями, а наоборот — раздроблен, как бы развален. Таков его сегодняшний вид. Постоянно сносятся добротные частные дома под застройку каменных коробок, а бараки тридцатых годов стоят, гниют, люди в них живут в тесноте, в убогости. Одинокие каменные коробки среди многочисленных деревянных построек выглядят чужеродными телами, да и вид у них — унылые и холодный. Сейчас, например, в Сургуте и Нижневартовске дома такого примитивного проекта уже не строят, а в Ханты-Мансийске — можно. Неспроста группа иностранных туристов, будучи у нас летом, указывая на одну из таких коробок, почти хором спросила: «А это здание, простите, строили любители или специалисты?»

Да, строим мы плохо. И здесь необходимо остановиться на работе строительного управления №20 треста «Нефтеюганскгазстрой». Ни одного объекта или дома коллектив этот не сдал в эксплуатацию без нареканий и упреков. без шума и скандала. Ни одного!

Почему же так безответственно и халатно работают строители? Сказывается частая смена руководства управления? Конечно. Но самая главная причина — в потворстве, в давнем и странном замалчивании этих безобразий со стороны городских руководителей.

Буквально через месяц после сдачи в эксплуатацию здания окружного краеведческого музея рухнул потолок. Целая бригада художников — реставраторов, приглашенных с Украины, восстанавливала потолок, вела замену испорченного водой паркета и так далее. И снова все сделали вид, что ничего особенного не случилось, главное, мол. — объект сдан в срок.

Кинотеатр «Лангал» тоже строило СУ-20. И авария была. И человек погиб. Все по той же причине безалаберности и безответственности, царящей в этом коллективе. Кинотеатр возведен по проекту института «Тюменьгражданпроект». Место для стройки отвел горисполком. Место неподходящее во всех отношениях. Ввиду зыбкости, неустойчивости почвы пришлось вбивать дополнительное количество свай. Никто не подумал, что перегораживать улицу зданием нецелесообразно, что оно нарушает городской ландшафт, закрывая замечательный вид на пойму Иртыша и Оби, вносит неисправимый диссонанс в структуру улиц.

Архитекторам, проектировщикам, строителям давно пора понять, что природа в Ханты-Мансийске уникальна. И надо вписывать здания в эту красоту, а не нарушать, не гробить ее.

Город наш мал. Округа его живописна, но тоже мала, окружена водами. И каждый метр суши надо рассматривать в буквальном смысле на вес золота. Понимаем и воспринимаем ли мы это? Нет. Бережем эту землю? Нет. Используем ее нормально? Нет. Так кто же мы в таком случае?! Только не хозяева. Хозяин так владеть и распоряжаться землей не будет!

Окинем взором окрестности Ханты-Мансийска, посмотрим — сколько дров и каких, как говорится, наломали мы здесь и по-новой собираемся ломать. Крайне захламлены территории (включаю сюда и окрестность) СУ-20, сельскохозяйственной опытной станции, ОМК горрыбкоопа, учхоза СПТУ-8, АТП Главтюменьгеологии, Назымской нефтеразведочной экспедиции, окружной больницы. А поселок Горный? Вечно грязный, неухоженный, неуютный. А улица Строителей? Бесхозная, бесконтрольная. Там черт ногу сломает, образно говоря. Это же позор! Это наше Гуляй-поле.

Везде и давно говорится с высоких трибун, что пора перейти от слов к делу. Так сделаем же, наконец, этот твердый шаг к делу! — пусть компетентные органы наложат штраф на руководителей названных организаций, из-за попустительства которых гибнут участки нашей природы, наша земля-кормилица. И пусть виновные расплачиваются не из государственного кармана, а из личного. Так будет справедливо.

Нынче, за улицей Большая Лотовая, на одном из холмов положено начало этнографическому музею-парку. Дело хорошее. Но с выбором места опять-таки поторопились, поспешили. Дело в том, что к подножию этого холма есть только один маломальский подъезд. Намечено строительство новых избушек. Значит, машины со стройматериалами будут въезжать на склон холма. Почва здесь очень ранимая, естественно, сразу образуются глубокие колеи. А это — начало оврага. С возникновением оврага — по мнению специалистов — начнутся оползни, склон «покатится». Разумеется, надо избежать такого поворота событий. Потому есть мнение: пока на этом холме избушки не строить. Следует сейчас обратить взгляд в сторону гостиницы «Миснэ». Там хорошая подъездная дорога, место ровное, просторное. Собственно, тут и надо было закладывать начало музея. И застройку необходимо вести в глубь леса, имея направление на берег Иртыша, на выход к будущей объездной дороге. И тогда без всякого ущерба мы будем иметь подход к первому холму с тыла.

Хвойная гряда прикрывает северную часть города от ветров с юга. Но кедрача много и в северо-восточной части, в районе поселка Горный. И вот здесь-то найдены значительные запасы глины. Горисполком и агропром собираются строить кирпичный завод. Десять гектаров леса, а 50 процентов здесь кедрача, пойдут под топор. Протока Горная наверняка погибнет. Изменятся микроклимат, ландшафт. Мы не в силах предугадать всех экологических последствий. Намечаются природоохранные мероприятия параллельно со стройкой, с работой предполагаемого завода. Но все равно кедрач нам не восстановить, протоку не оживить и тому подобное. А кирпич необходим. Как быть?

Я понимаю весомость доводов главного архитектора города Александра Николаевича Пискунова. И глина высокого качества, и кирпич рядом. Вези его тепленьким на стройку и клади. Все так. Все верно. Но сколько сразу вспоминается больших и малых аналогий сданной ситуацией. Когда строили заводы на Байкале, тоже говорили -и выгодно, и удобно, и вреда не принесем. А какой бедой это обернулось?! Примеров таких тысячи.

Неужели нет компромиссного решения? Неужели вблизи города нет нигде запасов глины? В том-то и дело, что все есть. В районе Кирзавода Ханты-Мансийского района имеются большие запасы глины. И кирпичный завод есть. Но… Предоставим слово А. Н. Пискунову:

— Технология производства кирпича там не соблюдается. Кирпич разваливается…

Но с таким же успехом технология может не соблюдаться и на проектируемом заводе. Где гарантия?! Десятки лет кирзавод выпускает бракованный кирпич. Десятки! И никаких мер не принимается. Одни только ахи да охи. Вот и пришла пора переоборудовать завод и заставить его работать по-современному, качественно. И миллионы тонн кирпича пойдут в Ханты-Мансийск на стройки. По расстоянию — это тоже рядом.

В поселке Бобровский, это под Горноправдннском, нашли глину хорошего качества. Если ставить вопрос о строительстве здесь побочного кирпичного завода, то, естественно, сразу встанет вопрос доставки продукции, встанет вопрос дороги. И тут снова всплывает любопытная история. С 1978 года ведется строительство грунтовой дороги Ханты-Мансийск — Горноправдинск. За это время сделана вырубка трассы длиной в 10 километров, отсыпано грунта — пять километров. Собственно, Ханты-Мансийский дорожный строительный участок не ведет работу, а топчется на месте. Техники почти никакой, Рабочей силы — кот наплакал. Никому до этого участка дела нет.

Вывод, на мой взгляд, из всей картины напрашивается такой. Основную ставку сделать на Кирзавод. В Бобровском тоже построить завод, благо строительство дороги в этом направлении начато, тем более от Горноправдинска до Бобровского рукой подать — три километра. Кирпича от этих двух заводов хватит не только нашему городу, но и Сургуту, и Нефтеюганску. Надо помнить то обстоятельство, что в Ханты-Мансийске будет проживать (это и генпланом предусмотрено) ограниченное число жителей ввиду стесненности его территории. А значит, и строительство будет иметь свои строгие рамки. Так что кирпичный завод в Ханты-Мансийске — это непозволительная роскошь, это невосполнимый урон Природе, это удар по нашему здоровью. Ибо даже сейчас, взятые вкупе условия, стимулируют развитие некоторых болезней. А что потом будет, когда лес совсем поредеет?..

Но самая большая беда угрожает Ханты-Мансийску с другой стороны. В пойме Иртыша по генплану должна быть промышленная зона. Звучит, конечно, солидно. Приятно произносить, ибо производит иллюзию большого дела. Но для чего эта зона? В основном ради завода по ремонту бурового оборудования.

Неужели нельзя понять, что природа Ханты-Мансийска и промышленность, как таковая, — несовместимые вещи! Это не Тюмень, где можно вести бескрайнее строительство в любые стороны. И не Сургут, не Мегион, Нижневартовск, где можно строить и строить. Нет, не желают этого понять наши архитекторы и проектировщики. И оглянуться не хотят.

В Горноправдинске есть поистине завидные ремонтно-механические мастерские. Я был нынче здесь в мае. Высокие, просторные цеха, станки разного назначения, блоки… Свое хозяйство с любовью и гордостью показывал мне начальник РММ Николай Николаевич Колесников. Я смотрел, радовался. И. честное слово, на меня нахлынул восторг, какой обычно приходит при виде картины талантливого художника. Так вот, в этих мастерских как раз куется, гранится, шлифуется буровое оборудование. Построить еще цеха два — вот вам и настоящий современный завод.

А здесь, в Ханты-Мансийске, промзона погубит огромную пойму — места нерестилища рыб, гнездовья водоплавающей дичи. Погибнут речки, озера, сенокосные угодья. Изменится опять же ландшафт, даже рельеф. Ведь насыпь по высоте составит 3,5 метра. Начнут сохнуть, в значит, погибнут примыкающие к пойме леса. Уже сейчас стоят, обреченные на засыхание, кедры в районе детского санатория, ибо мы бездумно нарушили здесь ход вешних вод. Промзона в пойме — это преступление против Природы! Надо думать, надо верить, что наши партийные, советские органы, наша общественность скажут свое веское, решающее слово в защиту Природы, города.

Конечно, в генплане есть и положительные моменты. Например, молокозавод, чьи отходы отравляют сейчас в своем районе кедрач, переносится на территорию пищекомбината. И создается возможность вернуть к жизни речку Вогулку, ту самую, которая сейчас в виде грязного потока бежит в центре города.

Что же обещает, сулит нам генплан в смысле духовной жизни? А почти ничего. Дом творчества молодежи и Дом детского творчества. Зато административных зданий, контор — пруд груди. Дом юстиции, Дом милиции, Дом агропрома, Дом горрыбкоопа… Надо заметить, что горрыбкооп вообще стоит в центре внимания авторов проекта. Видимо, они считают торговлю главной движущей силой общества. Странное заблуждение.

Я не мыслю себе нашего города без Дома искусств, Дома природы, Дома печати. Многогранная, плодотворная и благородная деятельность этих Храмов души будет направлена на воспитание человека будущего. А это — главная цель нашего общества.

Дом искусств. Что даст пищу душе человека, что возвысит ее? Поэзия, живопись, музыка. Все это имеется в духовном арсенале театра. Я вижу в Доме искусств окружной Драматический театр.

Я вижу в Доме искусств Литературный музей писателей округа — ханты, манси, русских… Незаслуженно забылись или забываются имена зачинателей хантыйской и мансийской литератур Григория Лазарева, Владимира Волдина, Пантелеймона Еврина, Матрены Вахрушевой, талантливых русских поэтов Вячеслава Попова, Владимира Сивкова, Геннадия Калабина… У Литературного музея уже есть хозяин и попечитель — окружное литобъединение «Югра». Литераторы, хоть сегодня, готовы представить необходимые творческие материалы, готовы к оформлению музейных комнат, если б таковые были в их распоряжении.

Дом природы. Это очаг экологических знаний, так необходимых всем. Это школа юного лесовода, охотника, рыбака. Это музей природы.

Дом печати — это веление дня. Такому огромному, стремительно растущему экономически региону, каким является наш округ, необходима «Ленинская правда» уже большого формата. Нужна газета и на мансийском языке. Настала пора издавать учебники, книги на хантыйском и мансийском языках на месте, в Ханты-Мансийске.

Конечно, свою роль играет и спорт. Справедливости ради скажем — в генплане спорт не забыт.

Ханты-Мансийск будущего видится как административный и культурный центр югорского края. Город парков, музеев, памятников.

«Ленинская правда», 5 декабря 1987 года

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика