Евгения Никитина
Нет никаких сомнений в том, что ленинизм (коммунизм) был знаменем уходящей эпохи и самой главной мировой идеологией XX века.
…Одно воспоминание из школьной жизни: в классе, под лозунгом ‘‘Идеи Ленина живут и побеждают» — политическая карта мира, по ней разбросано множество красных флажков, обозначающих страны, выбравшие (по принципу Советского Союза) построение социализма (коммунизма)… Нам тогда казалось, что победа идей ленинизма во всем мире — дело очень близкого будущего. Судьбе было угодно, чтобы наше поколение стало свидетелем не только торжества, но и крушения этих идей.
Правда, в нашей стране, на родине основоположника, они оказались живучи и до сих пор имеют немало сторонников, которые убеждены, что коммунистическая идеология будет востребована у нас и в XXI веке. Почему? Как считает мой старый знакомый коммунист-романтик с 35-летним стажем, до сего дня не изменивший своих убеждений, Борис Яковлевич Иванов: “Потому что никогда не умрет в человеческом обществе мечта о социальной справедливости…”
“Не собираются ли сносить памятник Ленину перед зданием окружной администрации?» — спросили мы в управлении архитектуры и градостроительства округа, имея ввиду возможные изменения в ходе реконструкции центральной части Ханты-Мансийска.
“А вы можете предложить вместо него какой-то другой?» — ответили вопросом на вопрос и пояснили: снос памятника не планируется, так как это может нарушить сложившийся архитектурный ансамбль. Так как никаких других идей (чем заменить существующий ныне) нет, придется оставить все, как есть. Правда, потребуется небольшая реконструкция. На фоне нынешнего здания администрации памятник кажется мелковатым, возможно, придется поднять его основание.
Такова реальность: сегодня памятник вождю мирового пролетариата рассматривают не в качестве идеологического или исторического символа, а как архитектурную деталь, которую можно счесть необходимой или наоборот, лишней — в зависимости от замысла проектировщиков…
Но у нашего ханты-мансийского “Ленина” своя история, имевшая непосредственное отношение к становлению и развитию автономного округа. О ней рассказал бывший главный архитектор города Александр Николаевич Пискунов.
В начале 80-х, когда не только Тюмень, но и наш округ начали связывать с понятием “валютный цех страны”, когда гремела слава легендарного Самотлора и очень популярной была песня Владимира Высоцкого о том, как “земля Ханты-Мансийская сквозила нефтью из открытых пор…” — встал вопрос о достойном (не хуже, чем в Тюмени) памятнике Ленину в административном центре нефтедобывающего края (По неписанным правилам того времени значимость того или иного региона подчеркивалась не только помпезностью “главных зданий” — ЦК, обкомов, горкомов, — но и габаритами скульптурного изображения вождя перед их фасадами).
Постановления об установке новых монументов принимались на самом “верху” — в ЦК, правительстве. В 1984 году такое решение было принято в отношении Ханты-Мансийска.
Новый памятник (бронза, 6,3 метра высотой) заказали достаточно известному московскому скульптору, имевшему доступ к подобного рода работам. Кстати, отбор художников, которым разрешалось писать или ваять вождей, был в те времена достаточно строгим. Существовал художественный совет, через который не могла проскочить откровенная халтура. Принимались во внимание не только соответствие определенным идеологическим установкам, но и талант художника.
Наш “Ленин”, по мнению компетентных людей, с художественной точки зрения, конечно, не шедевр, но изготовлен добротно и вполне “на уровне”. Если саму “фигуру” заказали москвичу, то проект установки, подбор материалов для постамента доверили местным специалистам. “Предполагалось, — вспоминает Александр Николаевич, — соорудить цоколь высотой не менее четырех с половиной метров. Мы категорически возражали. Во-первых, потому, что для выполнения этого условия требовалось вырубить 400 деревьев (практически весь сквер возле Дома Советов). Во-вторых, на таком постаменте “Ленин” (с учетом высоты самой фигуры) смотрелся бы настоящим монстром. Предложили свой вариант, и “пробить” его было не так-то просто…”
По словам Пискунова, вместе с архитекторами в спасении сквера от вырубки активное участие принимали многие патриоты города (в их числе — Антонина Тарханова). Как подчеркнул Александр Николаевич, “уламывать” пришлось не столько первых партийных руководителей округа и города (окружком тогда возглавлял В.А. Чурилов, а горком — Н.П. Барышников), сколько некоторых деятелей из их окружения…
Сквер все-таки отстояли. Вместо 400 деревьев в жертву были принесены всего две березы и одна елка. “Ленина” “приземлили”, поставив на небольшую “тумбочку”. Для облицовки выбрали два вида гранита: один — с Жежелевского месторождения (Украина), другой — с Саянского. Установили памятник в 1987 году, к 70-летию Октябрьской революции. Старый, говорят, увезли в Сургут.
Старожилы города помнят, как однажды утром, по пути на работу, они увидели вместо привычной гипсовой скульптуры ростом “в метр с кепкой” — гиганта, стоящего посреди молодого тогда сквера, как Гулливер в высокой траве… Сегодня разросшиеся деревья почти скрывают бронзовую фигуру…
…Возвратятся ли к нам в новом столетии идеи о всеобщем братстве и равенстве, и в каком виде — об этом можно долго спорить. Бесспорно одно: в новый век из нынешнего перейдёт память о великой мечте (которая была да не исполнилась) и ее символ — бронзовый человек с вечным призывом во взоре…
«Новости Югры», 31 декабря 1999 года
Дедушка Ленин исчез с постамента
Александр Корниенко
Главный окружной памятник В.И. Ленину не будет возвращен на свое исконное место, на площадь перед зданием окружного правительства. Об этом заявил в минувший вторник начальник Ханты-Мансийского городского управления архитектуры и градостроительства Владимир Соловьев. Памятник был снят в минувшую пятницу не для реставрации и не для увеличения высоты постамента, как кто-то полагал поначалу. Правда, последний аргумент не так давно озвучивался. Связывалось это с так называемой визуальной диспропорцией между бронзовой фигурой и увеличившейся на один этаж высотой здания окружного правительства.
И все же, как отмечено в распоряжении главы местного самоуправления Ханты-Мансийска Владимира Яковлева, основным поводом для демонтажа столь значимой для многих фигуры стала “реконструкция сквера и центральной части города”.
Новое место для бронзового исполина еще даже не запланировано. Как утверждает главный городской архитектор, есть несколько площадок в черте города, где может быть заново смонтирован монумент. По словам Владимира Николаевича, вариантов прорабатывается несколько. Трехтонная статуя Ленина (Ульянова) может обрести новое пристанище напротив городского культурно-спортивного комплекса “Дружба». Другой вариант, по словам главного архитектора города, не исключает… появления в окружном центре общеобразовательной школы им. В.И. Ленина. Что касается последнего, не совсем понятно: принадлежит ли столь интересная задумка самому Владимиру Соловьеву, либо он уже озвучивает некую официальную позицию.
Впрочем, где бы бронзовый символ эпохи не появился вновь, некоторое время ему придется “отдохнуть” на территории местного муниципального предприятия “Озон”. Директору означенного предприятия городскими властями предписано принять памятник на хранение. К слову, по мнению некоторых скульпторов, наш северный Ильич в художественном отношении является одним из немногих ленинских памятников, обладающих художественной ценностью. В свое время, к его изготовлению привлекался известный столичный монументалист.
Тем временем, отреагировали на происходящее и представители местных коммунистов. Помимо ожидаемого “глубокого негодования”, один из руководителей окружной партячейки КПРФ акцентировал внимание именно на политической подоплеке случившегося: «Подобной акции ни в одной столице субъекта Российской Федерации еще не случалось. Где-то в Рязани Ленина снимали, но затем под давлением общественности поставили на место. Региональные администрации занимали до сих пор наблюдательные позиции, ожидая возможного сигнала из столицы, связанного с выносом тела Владимира Ильича из мавзолея. Акция местных властей может стать сигналом. Что приведет к повсеместному снятию ленинских памятников по всей стране”.
Аргументы левых небезосновательны. Ведь в столицах соседних субъектов Федерации (в Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени, Кургане) любые строительные изменения на главных площадях не касались до сих пор основного идейного центра — фигуры Владимира Ленина. Кое-где к Ильичу по старой памяти все еще приезжают свадебные кортежи.
Именно поэтому демонтаж окружного Ильича все же следует считать событием политически знаковым. Хотя официальных партийных заявлений любого уровня еще не последовало, таковых исключать не следует. Левые вряд ли не заметят проверку на прочность…
«Новости Югры», 20 июля 2000 года

Мысль на тему “Ленин жил. Ленин жив. Ленин будет жить?”
А в Рязани памятник Ленину до сих пор стоит на главной площади города…