Владимир Петрович Арефьев
В начале 1930-х годов нашу маму, Арефьеву Ольгу Владимировну, народный комиссариат просвещения РСФСР направил на освоение Омского севера. Нашу семью переселили из города Ирбита, где мама работала заведующей начальной городской школой, на постоянное место жительства в село Самарово. И остались мы тут обживать всей большой семьей (9 человек) северную холодную землю.
Нам дали однокомнатную квартиру в двухэтажном доме, ранее принадлежавшем самаровскому купцу. Нижний этаж представлял собой полуподвальное помещение. Спали все на полу, как это заведено было в больших семьях. Эти годы для нас были голодные и холодные. Наступила зима, у нас не было зимней теплой одежды и обуви. Карточная система, хлебный паек… У нас первое время не было картофеля, не говоря о молоке, масле и других продуктах питания. Мама работала учителем начальных классов, оклады были маленькие, денег не хватало.
Отца нашего отправили на работу строить молочно-товарную ферму за 7 километров, он помогал семье, чем мог. Помогали нам выжить рыбаки, охотники и другие добрые люди, а главное, соседи.
Вскоре после нашего приезда в Самарово уполномоченный органа образования поручил Ольге Владимировне сделать перепись детей, мальчиков школьного возраста коренного населения, живущих на территории самой большой организации, леспромхоза, в разных отдаленных труднодоступных местах. Бездорожье, тучи насекомых, передвижение на лодках, пешком… Но такое было время и такие люди, что выше личных интересов ставили интересы страны. При помощи администрации леспромхоза и жителей стойбищ мама выполнила задание по учету детей.
Леспромхоз выделил для школы-интерната один деревянный дом — общежитие для учащихся в Самарово. В школу поступали дети, нуждающиеся не только в образовании, но и в воспитании. В организации такой начальной школы, «Дозауч», принимала участие мама.
Работая учителем, мама вела большую общественную работу. Домой приходила поздно, усталая. Работу по дому вела бабушка. Так началась наша семейная жизнь на Севере.
Мама дважды избиралась депутатом Самаровского районного Совета, а затем депутатом Ханты-Мансийского окружного Совета. Она проявляла беспокойство и заботу о тех учениках, которые закончили Самаровскую неполную среднюю школу и нуждались в получении среднего образования. Нужна была средняя школа в Самарово. Идею строительства школы активно поддерживали все самаровские жители. Ханты-Мансийская (в то время Остяко-Вогульская) средняя школа была отделена расстоянием и бездорожьем, отсутствием транспорта.
Мама неоднократно обращалась с просьбой к депутатам о выделении бюджетных средств на строительство средней школы в Самарово. Вначале было отказано в средствах, затем выделили только половину необходимой суммы. Имея опыт строительства земских сельских школ, их ремонта, мама предложила депутатской комиссии найденный и хорошо изученный земельный участок с проверенным грунтом размером площади, соответствующим техническим данным школы. Земельный участок находился за домом, где жили мы. Началось строительство школы в июне 1939 года, она была построена перед началом Великой Отечественной войны.
Лозунг был тогда один — «Все для фронта, все для победы!». Как депутат мама ездила в годы Отечественной войны на рыбацкие участки по заготовке и отправке рыбы фронту в любое время года, не считаясь со своим здоровьем и возрастом.
В 1942 году в начальной школе села Самарово, где работала учителем мама, был организован детский районный садик на 130 детей фронтовиков. Заведовать садиком доверили маме. Она отдавала все свои силы и возможности оказанию помощи семьям фронтовиков.
Трое маминых сыновей, в том числе и я, находились в действующей армии, вели бои с гитлеровскими войсками. Наша мама в своих письмах на фронт воодушевляла нас на победу и не писала «не ходили б вы, сынки, во солдаты…». Мама вела патриотическую работу среди молодежи, зачитывала наши фронтовые письма. Ей было что рассказать о фронтовых делах.
В тяжелых боях Отечественной войны погибли сыновья Дмитрий и Валентин. Я, средний сын, был ранен и признан инвалидом Отечественной войны II группы. Три маминых дочери во время Отечественной войны работали в организациях Самарово, помогая фронту, не считаясь со временем. Одна из них, Татьяна Петровна, награждена медалью «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годы».
Освоение Севера, многолетняя жизнь и работа в северных условиях, тяжелые годы Отечественной войны, депутатские задания, помощь фронту — все это отразилось на здоровье мамы. Простуда, заболевание почек побудили ханты-мансийских врачей направить ее в город Омск, где она проходила длительное лечение.
В 1962 году, 18 марта, в воскресенье, в день выборов в Верховный Совет ушла из жизни Ольга Владимировна Арефьева в возрасте 68 лет. Похоронена на воинском кладбище города Омска. После похорон в Самарово в доме, где жила она с начала 1930-х годов и до конца своей жизни, был поминальный обед. Собравшиеся вспоминали нелегкую, но яркую жизнь, прожитую мамой. Она оставила о себе добрую память, много хорошего сделала для ханты-мансийского севера. Присутствующие на поминальном обеде говорили: «Дом Ольги Владимировны всегда был открыт для посетителей. К ней приходили за помощью и с жалобами как к депутату, молодые учителя — за советом, ученики — за знаниями».
Тогда же было принято решение обратиться с просьбой к местным властям, депутатам о присвоении имени Ольги Владимировны Арефьевой улице, где она жила. В народе села Самарово с давних пор звали эту улицу Арефьевской.
2005 г.