А. Смирнов
Молодая девушка поднялась и пригласила сесть на свое место Николая Григорьевича Кузнецова. Почет и уважение Николаю Григорьевичу не только потому, что за его плечами восемь десятков лет. Этот человек был в нашем городе первым дорожным мастером. Строил дорогу, соединяющую южную часть Ханты-Мансийска с северной. А теперь вот едет по ней.
Удобно устроившись у окна, Николай Григорьевич с благодарностью взглянул на девушку, задумался. О чем? Люди его возраста часто размышляют о молодежи, вспоминают свою молодость, любят сравнивать.
Хорошая, видно, эта девушка. И живет хорошо. Вон в каком ездит автобусе! Сиденья мягкие, много света. И вечерами в салоне светло. А зимой тепло: новые автобусы с обогревателями. А колеса легко и плавно катятся по асфальту. Встречается «Волга», обгоняет другая.
— Рассказать бы вот этой девушке, да и всем молодым, о том, как мы строили эту дорогу, как появился первый автомобиль, — подумал Николай Григорьевич.
Что ж. попытаемся.
Дорога эта проходит по сложной трассе, с горы на гору, строили ее долго: и в 1936, и в 1938 годах. Сейчас есть экскаваторы, бульдозеры, самосвалы. Тогда — лопата, носилки, тачка — вот и вся техника. Как бы там ни было, дорога есть.
— Первый автомобиль в нашем молодом строящемся городе появился, — вспоминает Петр Георгиевич Иваницкий, работник Ханты-Мансийского горрыбкоопа, — в 1934 году. Это была легковая черная «Эмка», «ГАЗ-М1». Сейчас спутникам Земли так не удивляются, как удивлялись первому автомобилю жители таежного края. Подходили, подолгу смотрели, трогали руками. Ханты, манси, ненцы и коми, приезжая в окружной центр, считали для себя обязательным и почетным сфотографироваться на оленях рядом с автомобилем.
Как сообщалось в окружной газете «Ханты-манси шоп» (так называлась в то время окружная газета), зимой горкомхоз «организовал пассажирское автомобильное сообщение» между северной и южной частями города. Плата — три рубля за рейс с человека. Ненадежным было это автомобильное сообщение. Выпадет снег, поднимется метель, и не идет «Эмка».
Позднее в распоряжение дорожного отдела прибыл грузовой автомобиль «ГАЗ-АА». «Газ два раз», полуторка, как в шутку называли их шоферы. Одна такая полуторка сохранилась у нас на станции юных техников в Ханты-Мансийске.
На первой грузовой автомашине решили было возить грунт на строительство дороги, но производительность труда оказалась слишком низкой. Тогда к кузову пристроили деревянную будку с окнами, беседками, с лесенкой сзади. Так появился в Ханты-Мансийске первый автобус.
Перед войной грузовые машины были в рыбкоопе, рыбоконсервном комбинате.
Вспомним же добрым словом первых шоферов. Нелегко им приходилось в ту пору. Многие из нас знали Бориса Савельевича Шаламова. Сын его, Геннадий, тоже шофер, работает в орсе Ханты-Мансийского леспромхоза, продолжает дело отца. Григорий Морданович Вторушин и Георгий Константинович Земеров — на пенсии.
В 1942 году прибыл в Ханты-Мансийский рыбокомбинат эвакуированный из Ленинграда Николай Иосифович Иоутсен. В короткий срок он вернул к жизни совершенно изношенную машину «ГАЗ-21». Коленчатый вал отшлифовал вручную. А работа эта очень тонкая, сейчас в мастерских отделения «Сельхозтехника», например, коленчатые валы на специальном станке шлифует токарь высокой квалификации Валентин Смолин, закончивший машиностроительный техникум. Николай Иосифович и кольца вытачивал из чугунных болванок.
Бензина не было, заменили его березовыми чурочками, которые сгорали в бункере и давали автомобилю энергию.
На такой газогенераторной машине Николай Иосифович трудился почти круглые сутки, возил различные грузы для рыбокомбината. Много требовалось предприятию дров, случалось, Николай Иосифович делал за сутки до 55 рейсов да еще помогал грузить. Ясно, что после такой работы человек валился от усталости. А завтра надо снова браться за баранку.
Сейчас Николай Иосифович водит легковую машину в сельхозуправлении, пользуется почетом и уважением.
В коопзверопромхозе работает инженером Сильвестр Самойлович Седельцев. В 1944 году он также, как и Николай Иосифович, собрал и отремонтировал в горрыбкоопе брошенную полуторку, отслужившую свой век. Неутомимые золотые руки Сильвестра Самойловича продлили ее жизнь еще на шесть лет.
А сейчас в Ханты-Мансийске более 350 автомобилей новейших марок, в том числе 33 — в личном пользований горожан. Чудесные машины. Возьмите «Урал-375». 175 лошадиных сил. Пройдет по любой дороге, потому что все три оси ведущие, давление воздуха в шинах меняется в зависимости от грунта. «ЗИЛ-130» проходит без капитального ремонта 100 тысяч километров. Хороши легковые «Волга», «Москвич».
Один автомобиль лучше другого. Но первый остается первым.
«Ленинская правда», 5 ноября 1967 года
