Ф. Нечаев
Ясное сентябрьское утро. Пустынно в эти погожие утренние часы на сенокосных угодьях и на полях колхоза «Искра».
— Почему люди еще не вышли на работу? — спрашивает председатель колхоза Изгагин у бригадира сенозаготовок Георгия Букура.
— Собираются, — спокойно отвечает тот, — Скоро выедем.
— Так ведь уже десять часов.
— Хлеба не было в магазине. А сейчас завтрак люди готовят.
В одиннадцатом часу бригада сенозаготовителей выехала за Иртыш. Но несколько человек люди переезжают через реку в лодке. И только с обеда они приступают к работе.
В эти горячие дна многие колхозники остаются дома копать картофель, хотя колхозу требуется заготовить еще 820 тонн сена, не хватает 180 тони силоса, совсем не начаты скирдование и обмолот хлеба. Здоровые женщины и мужчины без дела разгуливают по деревне.
Из рассказов председателя мы узнали, что колхозница Евлампия Кайгородова почти не работает в колхозе, или Серафима Алексеева выработала всего 45 трудодней, не желают работать Ирина и Галина Доронины.
— Что с ними поделаешь, если люди отбились от рук, — объясняет свое бессилие председатель колхоза Изгагин. — Мы несколько раз приглашали их в контору, обсуждали на заседании правления, но безрезультатно.
Многие матери не работают потому, что в колхозе не организованы детские ясли.
Бесхозяйственность, развал трудовой дисциплины чувствуются здесь на каждом шагу.
По дороге в Ярки на небольшом пшеничном поле мы встретили заместителя председателя колхоза Березина. Он косил сенокосилкой хлеб. Группа учащихся из Ханты-Мансийской школы №1 собирала его в валки.
За машиной остается большое количество нескошенной пшеницы.
— Не захватывают ножи, — спокойно объясняет Березин.
Однако сам он не попытался отрегулировать косилку так, чтобы колосья все-таки не оставались.
Полоска небольшая, но она вся заросла травой, пшеница на ней выросла маленькая, колос тощий. Это говорит о том, что почва обрабатывалась здесь плохо, не был организован как следует уход за посевами.
Около деревни Ярки в снопах стоит рожь. На поле мирно пасутся телята, но это ничуть не беспокоит завхоза т. Терентьева. Рожь уже давно можно было заскирдовать, но, ссылаясь на плохую погоду, т. Терентьев не сделал этого. Когда мы подняли один из снопов, то увидели, что колос уже пророс. Здесь, как и на пшеничном поле, оставлено много колосьев.
Вместо организации труда колхозников, завхоз Терентьев все время пьянствует. Бывают случаи, когда он, не проворив сделанное, начисляет колхозникам трудодни.
Терентьев является кандидатом партии, но партийная организация не принимает никаких мер, чтобы заставить его работать честно.
На картофельном поле в Ярках не видно ни одного человека, зато усердно трудятся люди на индивидуальных огородах.
— Это доярки и другие работники животноводства, — объяснил т. Изгагин.
— А почему они не помогают колхозу?
— Однажды мы пытались послать их на уборку сена, но они отказались, — говорит председатель. — А ведь в животноводческой бригаде работает около 20 человек. Сколько могли бы они заготовить сена или заложить силоса.
В стороне от колхозных дел стоят партийная организация и Самаровский сельский Совет. Секретарь партийной организации т. Кузнецова в сентябре не была на полях ни разу.
Среди сенозаготовителей и хлеборобов не проводится массово-политическая работа. За период хлебоуборки вышла только одна стенгазета.
Не была в этом месяце на полях и заведующая Мануйловским клубом т. Пуртова. Свою бездеятельность тов. Пуртова объясняет тем, что в сентябре сельсовет велел ей следить за ремонтом клуба.
В колхозе живет много случайных людей, но сельсовет не привлекает их к работе. Так, 20-летний Виктор Мутовкин в колхозе работает когда ему вздумается, а пользуется всеми благами наравне с колхозниками. Без работы ходят 16-летний сын завхоза Терентьева и его жена.
Председатель сельсовета тов. Тарханова не задумывается над тем, что колхоз проваливает рыбодобычу, сенозаготовки и хлебоуборку, считая, что это не ее дело. В прошлый выходной день, например, на уборку картофеля вышли учителя Мануйловской школы, учащиеся, шефы из города. Но сама тов. Тарханова не показалась здесь. Не пришел на работу и ее муж Валериан Иванович Куклин, который работает лесником. За лето Валериан Иванович ни разу не помог колхозу.
Такое положение в артели «Искра» дальше терпимым быть не может, исполкому Самаровского районного Совета необходимо обратить серьезное внимание на дела колхоза «Искра», укрепить там трудовую дисциплину среди колхозников, мобилизовать все неорганизованное население на хлебоуборку и сенозаготовки, чтобы вывести колхоз из отстающих в передовые.
д. Мануйлово, Самаровского района
«Сталинская трибуна», 24 сентября 1954 года