Путь консервной банки

В. Хуланхов

Как только входишь на территорию головного предприятия «Хантымансийскрыбпрома», сразу попадаешь в атмосферу хорошего трудового ритма. Стучат лебедки, гудят ленты транспортеров, опускаются и поднимаются стрелы подъемных кранов.

Здесь я встретился с начальником сырьевого отделения предприятия В.С. Селеменевым и попросил рассказать о его цехе.

— С рыбоучастков, — говорит Владимир Сергеевич, — рыба в плашкоутах доставляется к нам, на сырьевое отделение, а от нас уже идет на обработку. Так что здесь начинается путь консервной банки.

Владимир Сергеевич ведет нас к причалу, где полным ходом идет разгрузка только что прибывшего плашкоута с рыбой.

— Этот плашкоут, — объясняет нам В.С. Селеменев, — пришел из Чаги, привел его Михаил Николаевич Ярцев. Михаил Николаевич борется за звание ударника коммунистического труда.

Быстро нагружается бочка, поднимается стрела подъемного крана, и вот уже серебристые рыбки плывут на ленте транспортера.

— Заслуженный у нас крановщик, — замечает Владимир Сергеевич, — ударник коммунистического труда Софья Николаевна Уфимцева, проработала она на предприятии 16 лет. За смену мы выгружаем до 50 тонн рыбы, большая заслуга в этом Софьи Николаевны.

Идем за лентой транспортера. В. С. Селеменев говорит на ходу:

— Весь процесс подачи рыбы в консервный цех и в холодильную установку механизирован.

Заходим в морозильную камеру. На дворе — лето, температура выше 20 градусов, а здесь из лета — прямо в зиму!

— Что, прохладненько? — улыбается бригадир по обморозке рыбы Мария Ивановна Иванова. — Температура у нас минус десять.

— Здесь работают наши ветераны, — продолжает охотно объяснять В.С. Селеменев, — все люди этой бригады — ударники коммунистического труда, проработали на предприятии в среднем по 20 лет.

Быстро и ловко работают морозильщицы, нагружают вагонетки ящиками с рыбой, закатывают их в морозильную камеру. Через три часа обморозки за рыбу можно не беспокоиться — не испортится. На этом участке трудится Анастасия Ивановна Степанова — старейшая консервщица. В прошлом году коллектив тепло проводил ее на заслуженный отдых, но не позволяет сидеть дома горячее сердце патриотки своего дела! Не выдержала. Пришла снова, взялась за свой незаметный, но нужный труд. Вот такими людьми, как Анастасия Ивановна, гордится коллектив, да и как ими не гордиться!

— По мере надобности из холодильной установки мороженая рыба поступает в консервный цех на переработку, — заканчивает наш провожатый рассказ о сырьевом отделении.

Идем дальше, в консервный цех, где рыба проходит полную обработку и выходит из этого цеха уже в виде различных консервов.

Перед входом, надеваем белоснежные халаты, такие же шапочки — ничего не поделаешь — порядок. Замороженную рыбу загружают в ванны, где рыба размораживается и промывается. Потом идет она по конвейеру в чешуесъемочные барабаны, а оттуда по гидрожелобу поступает на разделочный стол. Интересно, что весь процесс до разделки полностью механизирован. Через весь цех тянутся ленты транспортеров, сверху вниз опускается гидрожелоб, крутится громадный чешуесъемочный барабан.

Подходим к столу раздельщиц бригады Р.Г. Вторушиной. Почти все работницы этой бригады — ударницы коммунистического труда. Ловко орудуют ножами раздельщицы:   два-три взмаха — и рыба полностью разделана. 24 года отдала этой работе Д. Архипчук, 12 лет — М.Я. Рязанова, 13 — бригадир Р.Г. Вторушина. По-настоящему полюбили свою работу члены этой бригады — зря звание ударника коммунистического труда не присваивается.

— Наши маяки, — с гордостью говорит о этих хороших людях сменный мастер Н.Г. Гулько.

Разделанная рыба по транспортеру идет на рассортировку, а затем на панировку (обвалку мукой). Это, пожалуй, единственный немеханизированный процесс обработки рыбы. Панированная рыба обжаривается в механизированной паромасляной печи. После обжарки она охлаждается в специальной камере, затем расфасовывается в баночки, баночки автоматически закатываются крышками и идут в автоклав на стерилизацию.

У пульта управления автоклавами стоит ударник коммунистического труда стерилизатор А.П. Зарубина, проработавшая на предприятии одиннадцать лет.

Через 60-80 минут консервы готовы. Баночки обклеиваются этикетками, упаковываются в ящики, оформляются в партии и рассылаются во все концы Советского Союза.

Мы проследили весь путь, который проделывает рыба на головном предприятии «Хантымансийскрыбпрома»: от причала до запечатанных ящиков с готовыми консервами.

Хочется сказать еще о цехе, где из рыбных отходов делают муку, технический жир, мыло, где недавно освоен выпуск пептидных концентратов, или «рыбьего молока», которое идет на корм домашней птице.

В этом цехе также почти весь процесс обработки механизирован; вручную только идет загрузка сырья.

— Как видите, — улыбается слесарь этого цеха ударник коммунистического труда В.С. Вагнер, — даже рыбья чешуя у нас не пропадает, все перерабатывается и получаются очень нужные животноводству продукты.

Зайдем еще в жестянобаночный цех. Большие листы жести в специальных станках разрезаются на полосы, затем спаиваются — и получается стенка банки. Отдельно изготовляются донышки. Удар пресса — и донышко готово, еще удар — еще донышко. С большой скоростью работает пресс, где регулировщиком А. В. Корнеев. Начальник цеха У.А. Южакова говорит о нем:

— В этом году Анатолий закончил. восьмилетнюю вечернюю школу, собирается поступать в рыбтехникум.

— Хорошо трудится регулировщик пастонакладочной машины М.П. Никулин, ударник коммунистического труда, он быстро освоил производство, — продолжает объяснять У.А. Южакова.

Жить и работать по-коммунистически — вот лозунг, с которым трудятся работники этого предприятия. Верится, что в недалеком будущем коллектив получит заслуженное трудом звание коммунистического.

«Ленинская правда», 8 августа 1964 года

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика